Часть4 Отдать иль взять, чтобы счастливей стать? 1

I
 Сейчас Андрей ехал в офис. Вот он, последний рывок, финиш, к которому он шел так долго. И это чувство, которое не раз посещало его, опять тревожило. После минутной эйфории опять это горькое разочарование. Но почему человеку дана эта странная неудовлетворенность любым, самым удачным результатом?

Турнир разыгран. А он не испытывает радости. Взят реванш и он уверен, что весь совет директоров сейчас ликует. Но эта покоренная вершина уже не радует. Она не радует именно потому, что она взята. И надо искать новую, еще не покоренную. И путь к победе был более сладостен, чем она сама. И эта бесконечная затягивающая воронка поглощает любого, идущего к цели: воина, спортсмена, политика, ученого и простого обывателя, успехи  которого состоят из покупок мелкой бытовой техники до большой мечты о личном острове в океане.

И нет конца этому пути, до самых звезд, до неограниченных пределов галактики, до укромных уголков вселенной. И совершенно нет времени заглянуть в себя,  увидеть, что нужно гораздо меньше, и гораздо больше спрятано в тебе самом. И цели эти покоряются не под властью желаний, а под давлением данных себе установок: я смогу, у меня получится. И чем   сильней эти установки, тем грандиознее замысел. И если ты выбрал правильный путь невидимые силы готовы тебе доказать, что ты сможешь, и сможешь еще больше. Но именно сейчас ему не нужно ничего, и именно сейчас он сказал себе: я не могу,  и у меня не получится. Сказал потому, что однажды ошибся, ошибся в главном, ошибся в себе.
 
      Андрей устало поднялся в лифте. Зашел в кабинет. Сергей оживленно ходил по кабинету, с кем-то разговаривая по телефону, жестикулировал руками. Увидев Андрея, он отключил телефон, весело улыбнулся.

- Так, что Андрей? Устраиваем большой банкет, цепь замкнули,- радостно приветствовал он.

 Андрей подошел к креслу, сел.  Осмотрел кабинет бессмысленно и невнимательно, хмуро спросил:
-  Как совет отреагировал?

- Да они в себя минут десять приходили, когда узнали! Долго потом у меня спрашивали, сам ты до этого додумался или кто подсказал,- необычно весело продолжал  Сергей и глаза его радостно светились.

  Скучающим движением Андрей  повернул голову к окну, пренебрежительно произнес:
- Додумался  на свою больную башку.

 Разговор принял такой неожиданный оборот, что восторженность Сергея мигом испарилась. Он удивленно уставился на Андрея.

- Ну перестань, все же получилось, - глухо возразил он.

- Какой ценой получилось, ты не забыл? – Андрей говорил небрежно, но весь осунулся. И галстук отпустил, словно он ему  мешает вздохнуть.

 Сергей пристально смотрел на Андрея. Тот его не видел, видел не его. Не видел ни своего успеха, ни чувствовал торжества своей победы. Он опять замкнулся в себе и опять раздражен.
- Андрей, ты радоваться умеешь вообще?- досадно заключил Сергей.

- Не умею, научи,- ответил Андрей как-то устало и не в меру спокойно.

 Сергей  с откровенностью и раздраженно запинаясь, начал убеждать его:
- Ты же здравомыслящий человек, нам пришлось так поступить, выбора не было.

 Андрей вспыхнул, ответил с притворной простотой и саркастической усмешкой:
- А ты не понял еще, что выбор был.  Информация ведь не просочилась.

- Да потому что ты конкурентам весь кислород перекрыл. Ты же как с цепи тогда сорвался, только шерсть летела, думаешь, я не понял, почему? – не спуская с Андрея глаз, начал свирепеть Сергей.

 Быстро и зорко Андрей оглядел его, словно сопоставляя силу удара, зло спросил:
- Почему?

- Да потому, что кофе тебе некому было наливать,- гневно ответил тот и ядовито прищурился, давно собираясь вплотную обсудить эту неприятную тему.

  Андрей понял его похабный намек. Очередную секретаршу он брать не разрешал и после Веры женщины у него не было. «Что же, про кофе, значит про кофе»,- зло подумал Андрей.  Он грубо толкнул блокнот, впился глазами в ухмыляющееся лицо Сергея, ответил:
- Ты же наливал и ничего.

 Сергея перекосило. Жестоко было принимать его крепкую, бескорыстную дружбу за податливость.
- А ты засранец, Андрей, я столько лет на тебя, как шестерка, а ты на мне отрываешься, - ответил он необычно развязным тоном.

 Андрей мгновенно впал в привычное ему холодное оцепенение,  спрятав в себе жар, который сейчас раздувал его ноздри.
- Я тебе предлагал, а ты за мою спину прячешься, - грубо пробасил он и слегка нагнулся над столом.

- Да я твою спину прикрываю, - протяжно заметил Сергей, однако, не потеряв своей сухости и неприязненной насмешливости,- давно бы очередь в спину получил и место почетное на кладбище.

 - Моя спина – моя забота,  - едва сдерживая гнев, хлопнул по столу Андрей,- а ты бы не в свое дело не лез, и нос бы не совал куда не следует, Пинкертон.

 Сергей нахально подошел к его столу, насмешливость и развязность его мгновенно исчезли, он сказал злым, осуждающим тоном:
- Зато у тебя нюх напрочь отшибло, хочешь, скажу почему?

- Говори,- решительно ждал Андрей и взгляд его был вопрошающий, пронзительный и вместе с тем гневный и уставший.

- Я скажу,- в упор глядя и с недоброй улыбкой процедил Сергей.

 Андрей сдвинул брови, пренебрежительно сощурил глаза, ответил подчеркнуто спокойно:
- Так говори.  Только хорошо подумай сначала, чтобы я тебе потом язык не вырвал.

- Я все равно скажу,- с напускной бравадой Сергей смотрел на него и в зрачках его, как острые осколки, качались злые блики. Фамильярным движением он сбросил со стола  блокнот Андрея. Это был уже открытый вызов, Андрей медленно встал, утесом стал над Сергеем, сказал своим притворно бархатным басом:
- Говори.

 Сергей изо всех сил прикидывался спокойным, хотя  в горле кадык уже не находил себе места.
- Да ты на ней помешался! У тебя же сердечки в глазах замелькали, только что розы не нюхал и лепестки не разбрасывал.

 Андрей сглотнул, расстегнул верхнюю пуговицу на рубашке.
- Все?  Или, может, еще что увидел? – сквозь зубы процедил он.

-  Увидел, - кивнул Сергей и тоже сглотнул, жестко продолжил, - над тобой же по всему офису крылатые амуры летали, на флейтах играли.

 Медленно Андрей приблизился вплотную,  улыбнулся зверской, страшной улыбкой.
- Да ты что?  - и бас его неприятно  заскрипел,- так заметно было?

 Сергей не спускал с него своих хмурых глаз.
 - Заметно! Все видели и над тобой смеялись,- без передышки, звучно и твердо подтвердил он, точно прочитав наизусть.

- А если так заметно, какого хрена ты мне ее вообще нашел? - страшно  закричал Андрей, широко раздувая ноздри.

- Я нашел, но под тебя не подкладывал,- скороговоркой ответил Сергей и мгновенно ощутил удар в челюсть.

 Он пошатнулся, но твердо удержался на ногах. Преувеличенно медленно  выпрямился, внимательно посмотрел на опешившего Андрея, шумно, через ноздри вздохнул и продолжил угрюмо:
- Ну дальше? - помедлив, он вытер кровь с разбитой губы, - что теперь стоишь глазами хлопаешь? Еще раз.

   Андрей стоял, как замороженный. Он сам не ожидал от себя такой реакции. Не в состоянии шелохнуться,  он через силу выдавил из себя:
- Хватит для начала.

 Сергей остановил на нем разочарованный, тяжелый взгляд. Брезгливо сморщив нос, грубо сказал:
 - Действительно хватит! Мне хватит тебя нянчить.

 Андрей отодвинул ворот рубашки и, почувствовав еще больший, чем прежде гнев, сказал пренебрежительно:
- Тоже мне еще папаша, нянчит он меня. Да кому ты без меня нужен?

 Сергей смотрел на него не мигая, как змея. Смотрел то на подергивающиеся в злобе скулы, то на раздувающиеся ноздри, то в налитые злостью зрачки и чувствовал, как замирает и ноет сердце.

- Мне Паша работу предложил, к нему иду,- жадно вдохнув, признался он.

 Казалось, боль затопила кабинет, изменой просочилась сквозь двери, предательством потекла по офису, окружила со всех сторон. Андрей почувствовал такую смертельную тоску, смешанную со злостью, что хотелось кричать, но он привык и не к таким ударам судьбы, он собрался, сложил руки на груди, гордо вскинул голову, прямо и открыто  посмотрел на него, сказал, стараясь, сколько возможно смягчить свой бас:
- Чего же сразу не сказал? Я сам бы тебе дверь открыл.

 Сергей беззаботно встряхнул головой, заносчиво прищурился:
- Еще бы ты держал. Без меня тебе держать нечем и меня теперь не достанешь, вся твоя охрана у Паши будет, и тревожная группа твоя, пылью покрытая. У Паши для них быстро работа найдется, днем и ночью будут зачистки устраивать.

   Андрей сел в кресло, стараясь не выдать своим видом, как сердце сжимается, точно стиснутое клещами. Посмотрел на Сергея,  ехидно поинтересовался:
- И что предложил?  Могилку тебе бесплатно выроют?

- Половину предложил, и обижать не будет,- небрежно ответил Сергей, глядя на него презрительными, обо всем догадавшимися глазами.

  Поминутно проваливаясь в какую то черную пропасть, Андрей лихорадочно подбирал слова, подстраивал интонацию, словно он до чертиков напился и плохо соображает, что говорит.
- Прими мои искренние поздравления.  Только как друг, должен предупредить, Паша обещает много, а обещания свои никогда не выполняет.

 Спокойный и бескровный, спрятав руки в карманы брюк, Сергей оперся о край стола, обиженно произнес:
- Да я тебе никогда другом не был, сам мне говорил.

- А кем,  думаешь, ты мне был? – отчаянно спросил Андрей. Внушительно-серьезный и спокойный, он был теперь один, и это одиночество заставляло теперь быть в сто раз жестче, в тысячу  раз скрытнее, в миллион раз настороженнее.

- Вечно меня за слабака держал, насмехался,- рассерженно  сморщился Сергей,- кресло я ему грею. Мрачные глаза его, стиснутые скулы и даже белый отложной воротник, туго обхвативший шею, теперь беспощадно царапали и унижали.

Внимательно и удивленно осмотрев его, словно  видит в первый раз, Андрей не спеша и грустно ответил:
- Ты, Серега, и вправду мне другом никогда не был. Зато с Пашей подружишься, он тебя дружить научит: у каждого свой бумажник и по камню за пазухой.

- Да он от восторга прыгать будет, когда узнает, что я от тебя ушел. Мне по гроб жизни будет обязан,- и Сергей с притворной небрежностью, как всегда наблюдательный, сел на стул, заметив, что  напряженное состояния Андрея спало.

 Сокрушенно покачав головой, сожалея, что Сергей так плохо знает Пашу, Андрей ответил наставительно:
- Он только себе обязан, а о тебе, когда меня уберет, вспомнит и позаботится, чтоб ты о его обязательствах забыл.

- Паша тебе не ровня, он сопли по бабам не распускает,-  надменно поднял подбородок Сергей и спокойно, без всякого выражения скользнул взглядом по Андрею, точно мимоходом поглядел на неодушевленный предмет.

 Андрей сдвинул брови, и на переносице появилась его типичная короткая, прямая, озабоченная складка:
- Все никак не угомонишься?  Давай рассказывай, что сказать хочешь, ходишь вокруг да около.

- Сам знаешь, чего сказать хочу,- сердито пробурчал Сергей, постукивая пальцами по столу.

- Не темни, рассказывай,- произнес Андрей веско, спокойно и так властно, что Сергей почувствовал себя ничтожным и маленьким осколком, вдруг отколовшимся от гигантского и несокрушимого айсберга.

 Внешне оставаясь спокойным, но со злым  укором он начал объяснять.
- Секрет у него от меня,   - и голос его зашипел,- да я еще тогда  в приемной заметил, когда  по полу  ползал и свой кофе ей собирал, как ты на нее смотрел. Вцепиться готов был, а она только этого и ждала, чтоб Паше тебя на блюдечке преподнести.

- Вот и вали к своему Паше, докладывай, что дело сделано,- неприязненно гаркнул Андрей и сложил на столе, сцепив одну с другой большие руки с резко выступающими наружу костяшками.

 Но злоба, сдавливающая Сергею горло, заставляла жалить все сильней и больнее:
- И пойду. А еще расскажу, что ты до сих пор к ней шляешься, как пес загулявший.

 Андрей резко встал из-за стола, взгляд его ожесточился:
- Да я  тебя сейчас здесь прибью.

- Что? Испугался? – победно засмеялся Сергей и довольно потер руки.

- Только рот открой,-  Андрей вышел из-за стола, стал грозно наступать.

- Да, Паша жалеть не станет.  Он с ней долго разговаривать не будет, и правда ему твоя не нужна, - ехидно говорил Сергей, торопливо вставая со стула.

- Да ты что, Сергей? - и голос Андрея дрогнул, - он же ее голову мне в коробке пришлет.

- А мне все равно,- самодовольно ответил Сергей, высокомерно  выпрямившись.

   И вот тут, словно  Сергей  перешагнул через что-то, через какой-то последний, невидимый барьер, резкой подсечкой  Андрей свалил его на пол, коленом уперся ему в грудь, прижал ладонь к горлу, в гневе закричал:
- Что еще ему скажешь?

 - Еще скажу, что не веришь, что она тебя ему продала,- беспомощно пытаясь встать, захрипел Сергей.

 Андрей склонился над ним, с искаженным от ярости лицом.
- Не верю, - зарычал он,- и ты мне не говори, что так оно и есть.

  Сергею невероятной тяжестью давило на грудь его колено, он изо всех сил  вцепился в  жесткую ткань его рукава, пытаясь отбросить его руку. Судорожно облизнул пересохшие губы, отрывисто выговорил:
- Тогда я ему скажу, пусть опять к тебе в секретари присылает, обратно возьмешь.

- И возьму! А ты в это дело не лезь! Понял?- сердито кричал Андрей в неуправляемой злобе и все сильнее сжимая пальцы.

   Стискивая пальцами его руку, в последнем порыве освободиться, Сергей, обрывая каждое слово бурным вздохом, захрипел:
- Да она тебя сдала с потрохами, а ты ее защищаешь.

  Увидев, что он задыхается, Андрей тряхнул головой,  пришел в себя.

- Убирайся куда хочешь,-  и Андрей  отпустил его, мучимый угрызениями совести.

 Сергей перешел границу дозволенного – это верно, но и он не просто оскорбил  честь Сергея, унизил его человеческое достоинство, выставил полным ничтожеством, он делал это, защищая Веру.

Именно из-за нее их железная дружба подернулась ржавчиной и теперь  хлопнув, с грохотом  рассыпалась  - и не будет  возврата к прежнему доверию. Сергей тем временем  встал, поправил галстук, отряхнул пиджак.

 - Задохнись своим «Лабрадором». Ухожу и  свои акции продаю,- и он стремительно пошел к выходу.

- И вали, но о ней ни слова,-  вдогонку грозно выкрикнул Андрей.

 Брезгливо передернув плечами, Сергей непреклонно ответил:
- Все расскажу.

- Если другом был, не рассказывай,- настойчиво повторил Андрей. 

Сергей обернулся и так изменилось лицо Андрея в эту минуту, что Сергей невольно  вздрогнул, но ответил твердо и упрямо:
- Вот потому, что другом был, расскажу.

 Андрей, бледный, растерянный, стоял посреди кабинета и в глазах его блестела чудовищная тоска.
- Я прошу,- глухо произнес он, и голос его звучал издалека.

- Все расскажу. Чего это я ее покрывать должен?- сердито говорил  Сергей и назло  с издевкой смотрел ему прямо в глаза, в страшные, опустевшие в одну минуту.

- Да потому что я люблю ее! - закричал Андрей, потеряв свою скрытность. Почему сорвалось с языка это признание, Андрей и сам не знал. Что то неестественное творилось с ним: сердце колотилось, лицо горело и он смотрел в лицо Сергея и не мог сам себе поверить, что этот тот Сергей, которого он знал столько лет.
Сергей пристально смотрел ему в глаза, не отрываясь и усмехнувшись, протяжно сказал:
 -Раскрыл я твой секрет.

Андрей молчал, только опустил глаза, и стало жутко на него смотреть.
 - Не расскажу, если ты к ней больше не поедешь,- нахмурился Сергей.

- Больше не поеду,- угрюмо и будто виновато отозвался Андрей. Он был его другом, но, как всегда случается с самыми лучшими друзьями, обещания между ними были крепки и поэтому давались нелегко.

- Обещай. Иначе все равно рванешь, я тебя знаю,- настаивал Сергей, пригладив волосы,  взлохматившиеся от беспокойных движений. 

- Не поеду. Я с ней уже попрощался,- продолжал  Андрей, глядя в пол мрачными глазами.

- Все равно обещай,- строго  продолжал Сергей, зная, что даже в прописанной формулировке Андрей может найти лазейку.

Тот поднял голову, бесстрастно посмотрел ему в глаза:
- Обещаю.

 Сергей нахмурил брови, настороженно присматриваясь, повторил настаивая:
 - Честно пообещай.

Подозрительно приподняв бровь, неожиданно услышав все ту же трогательную заботу о нем и  старательно выговаривая каждое слово Андрей ответил:
- Обещаю, что больше не поеду. Разве  только с тобой,- и усмехнулся.

  Сергей подошел к нему. С предчувствием чего-то недосказанного произнес сочувствующе:
- Ну врежь мне еще раз, ну успокойся ты наконец. Ведь все, возвращаем Надю, все кончено.

 Андрей устало сел в кресло: стыдно было ему и неловко, и хотелось попрощаться, как следует.
- Я же готов простить,- и будто спрашивая у Сергея совета, тоскливо посмотрел на него.

- Тебе нельзя к ней,-  Сергей положил ему руку на плечо, зная, что за тревога гложет его и не дает успокоиться.

 Андрей отвернулся, длинным взглядом посмотрел в окно.
- Знаю, но ничего поделать не могу.

- Андрюха, она же тебя погубит,- недоверчиво посматривая на него, предупредил Сергей. Его беспокоило и еще одно:  данное слово наверняка будет твердо, но категоричен  ли будет его отпор в случае настойчивости Веры?

- Как мне плохо, Серега,- склонив голову, признался Андрей, -  я отпустить должен, а я оставить хочу. Я же к Наде привязался, как к родной, а исправить ничего не могу. Вера меня не простит, даже если я прощу, она не простит никогда.

 И Андрей задумчиво остановил на Сергее взгляд.

 - Вот и хорошо,- довольно хмыкнул тот и направился к выходу.

 Разглядывая, как он веселой, бодрой походкой идет к двери, Андрей сердито спросил:
- Ты, гад, даже уходить не собирался?

 Сергей весело обернулся, засмеялся в ответ:
- Чтобы   я тебе такой кусок оставил? Не дождешься!

 - Ты тактику когда-нибудь поменяешь?- догадываясь, что им двигало и качая головой,  спросил  Андрей. Горячился он оказывается попусту, а вот хитроумный Сергей добился, чего хотел.

Пригладив волосы, тот прищурился,  потянул с хрустом шею.
- Только такая на тебя и работает.

 И уже спокойно и по-деловому развалившись в кресле, устало потерев глаза Андрей спросил:
- Чего на этот раз хотел?

- Хотел узнать, когда ты мне угрожать начнешь,-  Сергей подошел к столу, отодвинул стул, сел, непринужденно улыбаясь.

 Оба помолчали, виновато переглядываясь. Сергей прятал усмешку и царапал ногтем большого пальца стол, а Андрей нервно тер переносицу. Сергей поднял с пола блокнот и протянул Андрею. Андрей взял блокнот, с прежней беззаботностью  произнес:
- Кем бы я был, если бы  после стольких лет  тебе угрожать начал?

Сергей приложил ладонь к разбитой губе, болезненно сморщился.
- Ты же сказал, что я тебе никогда другом не был,-  и продолжил вдруг неожиданно для самого себя с жадным любопытством,- а кем я тебе был?

 Андрей недовольно хлопнул ладонью по столу, подался к нему, сердито ответил:
- Одного секрета лишил, все, теперь это мой секрет! Понял? Чтоб больше у меня ничего не выпытывал.

 Сергей усмехнулся про себя, и идя на мировую уже вслух поинтересовался:
- Кофе хочешь?

Андрей  пристально посмотрел ему в глаза и увидел, что это  совершенно откровенное предложение без капли ехидства.

- Надо было все-таки на тебе жениться,- произнес он и громко  засмеялся.

- Да пошел ты,  - усмехнулся Сергей, и встав, вышел из кабинета.

Продолжение: http://proza.ru/2020/10/15/1442


Рецензии