Полуголый король. Часть V

Взято отсюда:

Я думаю, что выше я вполне понятно объяснил, что витамины никак нельзя обзывать добавками. При большом желании один глаз можно назвать биологической добавкой, поскольку, чтобы видеть, не нужно обязательно два глаза. Можно одну из двух ног считать биологической добавкой, поскольку с костылём или протезом можно вполне нормально передвигаться, не имея второй ноги. Но в отсутствии витаминов вообще не могут функционировать ферменты, в отсутствие витаминов жизнь абсолютно невозможна. До илеоцекального клапана, отделяющего у человека толстую кишку от тонкой, пища перерабатывается только с помощью ферментов, вырабатываемых организмом человека.

В тонкой кишке практически отсутствуют микроорганизмы. Работают только ферментные системы. Каждый фермент расщепляет питательные вещества только определенной группы, поэтому выделяют следующие группы ферментов: протеолитические (пепсин, химозин желудочного сока, трипсин и химотрипсин сока поджелудочной железы, энтерокиназу, аминопептидазу, карбоксипептидазу кишечного сока) расщепляют белки до пептидов и аминокислот; липолитические (липазы желудочного сока, сока поджелудочной железы и тонкого кишечника) расщепляют жиры до глицерина и жирных кислот; амилолитические (амилаза и мальтаза слюны, амилаза, мальтаза, лактаза, сахараза поджелудочной железы и тонкого кишечника) расщепляют углеводы до дисахаридов и моносахаридов; нуклеотические (нуклеазы сока поджелудочной железы и тонкого кишечника) расщепляет нуклеиновые кислоты до нуклеотидов.

Мясо животных, кур, рыб практически полностью расщепляется на аминокислоты и пептиды, которые всасываются в плазму крови в тонкой кишке. Невсосавшиеся продукты протеолитического действия ферментов поступают в толстую кишку на радость кишечным микроорганизмам. Протеолитические ферменты в оптимальных условиях проявляют огромную активность. Так, например, один грамм фермента пепсина за два часа способен расщепить около 50 кг яичного белка альбумина, створажить около 100 тонн молока, растворить около двух тонн желатина. Популярная и непопулярная научная литература много лет истошно предостерегает людей от поедания красного мяса. Но при такой колоссальной активности протеолитических ферментов мясо полностью разлагается на "кирпичики" - низкомолекулярные пептиды и индивидуальные аминокислоты, из которых синтезируются ферменты, конструктивные белки и многое из того, что составляет основу жизнедеятельности. Так в чём же причина того, что мясо считается относительно вредным продуктом? Ответ на этот вопрос интересует многих людей.

В статье под названием "4 веских причины есть меньше мяса, чем мы привыкли" автор сообщает о том, что "Много лет назад в Китае для наказания преступников применяли изощренную казнь: виновного закрывали в небольшой клетке и кормили вареной мясной вырезкой без жира и прожилок. Эта, казалось бы, безобидная диета приводила к мучительной смерти уже через месяц". Автор правильно сообщает, что при мясной диете организм реагирует на нехватку клетчатки, которую раньше получал из овощей, фруктов, зерновых и бобовых. И реакция на это не самая приятная: нарушение пищеварения. В заключение автор пишет: "Но мы задумались: а как же выживали северные народы, у которых ни фруктов, ни овощей, ни молочных продуктов, одно только мясо и рыба? Оказывается, важную роль играет употребление сырого мяса в пищу: оно сохраняет витамины".

Я ниже вернусь к вопросу о поедании мяса. А здесь по ходу изложения элементарной информации для читателей, не имеющих специального образования, расскажу о содержании витаминов в мясе. Для этого сошлюсь на статью, в которой приводятся данные по содержанию витаминов в сыром говяжьем фарше 3%-ной жирности (https://www.nutritionvalue.org/Beef.html). Несложные вычисления показывают, что для получения 100 мг дневной дозы витаминов необходимо съесть: для витамина В1 - 244 кг фарша, для В2 - 66 кг, для В3 - 1.77 кг, для В5 - 14.9 кг, для В6 - 24.9 кг, для дозы 1000 мкг В12 - 4.4 кг. Для того, чтобы получить 2000 IU витамина D3, нужно съесть ровно 50 кг говяжьего фарша. Читатель таким образом в который раз может убедиться в существовании массового психоза на почве элементарного непонимания основ витаминологии. Автор  цитированной статьи мог бы с помощью обычного калькулятора и опубликованной в интернете информации сделать те же, что и я вычисления.

После илеоцекального клапана вся часть химуса - сдобренной желудочным соком и желчью, непереваренной ферментами пищи попадает на переработку микробиотой толстой кишки человека, представляющей собой большое и невероятно сложное сообщество микроорганизмов. Всего до сих пор было идентифицировано более 1000 видов кишечных микроорганизмов, многие из которых так и не удалось культивировать из-за отсутствия знания о том, чем они в толстой кишке питаются. Это не очень умным и наивным оптимистам кажется, что когда-то наука сможет понять то, что происходит во взаимоотношениях микроорганизмов толстой кишки. Там происходят космически сложные взаимоотношения представителей микромира, о которых можно получить в основном лишь косвенные представления, в том числе глядя в гошок. Хотя около 160 видов микроорганизмов обнаруживаются в кишечнике любого человека (https://academic.oup.com/femsre/article/38/5/996/498300), каждый конкретный микробиом уникален и отражает массу уникальных особенностей конкретьного человека от расовых, географических до детально гурманистических.

Набор генов микробиома кишечника оценивается примерно в 3 миллиона генов, что в 150 раз больше, чем весь геном человека (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5847071/). Какими бы приблизительными не оказались эти оценки, полезно помнить, что в нашем толстом кишечнике в анаэробной и факультативно анаэробной атмосфере функционирует наш второй мозг, который по существу, что хочет, то и делает. И если мы к этой своеобразной "голове профессора Доуэля" будем относится без должного уважения, то она - эта голова - потеряет способность уважать наши привычки и наши желания существовать спокойно, без мучительных болезней. Любой человек, независимо от качества его интеллекта и образования должен понимать различия между черепным и кишечным мозгом.

Первый работает в сугубо аэробных условиях, второй - в анаэробных, первый нуждается главным образом в магнии, второй - главным образом в кальции, первый основывается главным образом на реакции органов восприятия, второй - на том, что человек купил, съел, приготовил. Первому нужна легко перевариваемая глюкоза и белок, второму - в первую очередь трудно перевариваемое растительное волокно. Между этими двумя центрами управления физиологией и биохимией человека существует некоторая координация, они - эти два центра - вынуждены учитывать работу друг друга, но настоящее взаимопонимание между ними самым нетривиальным образом связано со способностью человека чувствовать себя. Настоящее уважение к работе нашего кишечного мозга связано напрямую с тем, чем мы предпочитаем питаться, из чего и как готовить пищу, можем ли мы принести свои привычки и желания в жертву нашим кишечным друзьям и помощникам. Этнографический статус играет важную роль в дрессировке кишечного мозга человека. Экзотика кулинарных предпочтений северных народов просто поразительна (https://masterok.livejournal.com/5039740.html). Потребляя некоторые излюбленные блюда северных народов американец и европеец могут тривиально скончаться (https://nemetss.livejournal.com/187563.html). По этой причине кулинария должна быть отнесена к разряду межинтеллигентной деятельности человека. И вот почему.

Уже более 40 лет из исследований на стерильных и обычных грызунах, на людях-добровольцах стало известно, что микробиота кишечника может синтезировать многие из продуктов, необходимых для нормального обмена веществ человека. В их числе - определенные витамины: витамин К, витамины группы В, включая биотин, кобаламин, фолаты, никотиновую кислоту, пантотеновую кислоту, пиридоксин, рибофлавин, тиамин (Hill MJ. Intestinal flora and endogenous vitamin synthesis. Eur J Cancer Prev. 1997;6:S43–S45). Лишь в последние годы, благодаря успехам в развитии аналитической химии стало ясно, что в том, чем человек питается, витаминов нет. Есть лишь совершенно несущественные их следы. Приобретённые человеком знания о способности кишечной флоры синтезировать витамины обязаны новым методологиям изучения кишечных микробных путей метаболизма. К ним относятся математические модели, изучение изолированных индивидуальных штаммов  микроорганизмов, использование разнообразных омических техник. К сведению читателя, к разряду омических техник относят: геномику, липидомику, протеомику, гликомику, траскриптомику, метаболистическую технику.

Все эти исследования без сомнения более продуктивны для понимания работы нашего кишечного мозга, чем массовый психоз в виде компьютерной медицинской математической статистики, из которой невозможно экстрагировать полезную информацию для любого отдельно взятого человека, поскольку людей категорически нельзя складывать и перемножать. Исследования работы космически сложного микробиома позволяют получать полезную информацию, которая может быть использована грамотным человеком. Но нужно понимать, что каждый человек несравненно больше может узнать о состоянии и "настроении" своего кишечного сообщества, анализируя свою реакцию на ту или иную пищу, анализируя то, что он видит в горшке, а здесь очень важны специальные знания, до которых не так просто добраться.

Могу лишь привести такой пример. При нормальном стуле первые порции отделяются трудней последующих. Это связано с тем, что в кишке до самого анального отверстия экстременты непрерывно экстрагируются, вода и полезные вещества непрерывно со всей жадностью извлекаются и выделяются в кровь. Прямая кишка кровоснабжается пятью артериями: одной непарной и двумя парными. Непарная верхняя прямокишечная артерия, которая отходит от нижней трети брюшной аорты на уровне третьего поясничного позвонка, парные средние и парные нижние прямокишечные артерии отходят от внутренней подвздошной артерии. Наша анатомия, физиология и биохимия настроены на то, чтобы даже самое малое добро не пропадало.


Рецензии