И корабль плывёт-памяти мариниста Федерико Феллини
Каланов Н.А.
Федерико Феллини (1920–1993) — итальянский кинорежиссер. Обладатель пяти премий «Оскар». В 1983 году снял кинофильм «И корабль плывет…» (итальянское название «E la nave va», французское — «Et vogue le navire», английское — «And the Ship Sails On») — фильм-притчу, в которой сочетались элементы комедии, драмы, фарса и гротеска.
Сюжет фильма
В июле 1914 года из Неаполя отплывает корабль Gloria N. («Глория Н.»). На борту — певцы, актеры, бизнесмены, аристократы, покровители искусства и даже члены королевской семьи Австро-Венгрии. Они провожают в последний путь прах знаменитой оперной звезды Эдмеа Тетуа, которая завещала развеять его близ ее родного острова Эримо в Эгейском море.
За две недели до выхода в море Gloria N. («Глория Н.») сербским националистом в Сараево был убит эрцгерцог Фердинанд, в Европе разгорелась Первая мировая война.
По пути к месту погребения экипаж Gloria N. («Глория Н.») подбирает потерпевших кораблекрушение сербов-беженцев, среди которых есть сербские революционеры.
Через день судно догоняет австро-венгерский броненосец с непонятным названием «ПЭЮФ .ЖДЯЪЗ». Именем австро-венгерской полиции командование военного корабля требует выдать всех сербов для последующего их ареста.
При пересадке беженцев на броненосец кто-то из сербов бросает бомбу в трюм корабля. Взрыв провоцирует обстрел из орудий броненосца пассажирского судна Gloria N. и его потопление. В этот же момент на броненосце взрывается пороховой погреб, и корабль тоже идет ко дну.
На поверхности моря остается спасательная лодка с уцелевшим репортером, бравшим во время плавания интервью у всех пассажиров, и гигантским носорогом, которого перевозили неизвестно для какой цели в трюме парохода.
Лента маэстро — символическая притча о конце света, в данном случае — о «преждевременных похоронах» старого мира и прежней культуры, которые находят свою смерть в пучине иллюзорного моря. …Критики расходятся в оценке этого произведения, но совершенно очевидно, что фильм входит в обязательную программу для ценителей искусства кино (Иванов М.).
Маэстро Феллини не оставил разъяснений, почему он в фильме дал кораблям именно такие названия: «большое пассажирское судно» назвал Gloria N. («Глория Н.»), а «броненосец — флагман австро-венгерского флота» именовал «ПЭЮФ .ЖДЯЪЗ». Важно отметить, что до начала съемок в сценарии, написанном Тонино Гуэррой и Федерико Феллини, было только название главной площадки действия фильма — судно Gloria N. А вот австро-венгерский броненосец в сценарии вообще безымянный, а значит, его название появилось в период изготовления бутафорского корабля или уже в ходе съемок фильма.
Попробуем понять, в чем разгадка этих имен. Фото здесь - Имя "Глория" очень распространенное, емкое и имеет много синонимов, и поэтому оно часто встречается среди корабельных имен. Если рассматривать слово «Gloria» («Глория») как женское имя, то его значение в переводе с латинского — «слава, величие, блеск, гордость», даже — «блаженство» (на небесах). В то же время Gloria не только имя, но и первое слово так называемого краткого славословия Gloria Patri, ставшее одним из народных названий молитвы «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу».
......
Кстати, кинокритики любят сравнивать фильмы, находить схожесть идей и образов. В одной из статей, сравнивая фильм Феллини «И корабль плывет…» и фильм кинорежиссера Стенли Крамера «Корабль дураков» (снятый по одноименному роману Кэтрин Энн Портер), автор отмечает, что эти два фильма «…диаметрально противоположны по смыслу. Если насыщенный серьезным социально-политическим содержанием фильм Крамера предвосхищает характерное для современного западного общества торжество политкорректности, то исполненный шутовства, а временами и дурашливости фильм Феллини демонстрирует исчерпанность всякой идеологии и капитуляцию искусства». Можно добавить, что эту же мысль выделяют названия судов, на которых происходит все действие фильма. В «Корабле дураков» это трансатлантическое судно с названием «Вера». Здесь имя «Вера» как нельзя лучше подходит для «торжества политкорректности» и в контексте с фабулой романа Кэтрин Энн Портер подчеркивает всю многозначность ее произведения, где вера у каждого своя: в идеи, религию, смысл жизни, в прошлое и будущее.
Другие кинокритики сравнивают сюжет фильма «И корабль плывет…» с книгой Голдинга «Ритуальное плавание». Если рассмотреть эти произведения через призму наименований кораблей, то и тут схожести сюжетов нет. В книге Голдинга вообще не упоминается название корабля, на котором происходили действия. Это было сделано специально. Корабль Голдинга анонимен, а значит, еще более обобщает время действия и пространство происходящего. А у Феллини названия «Gloria N.» и «ПЭЮФ .ЖДЯЪЗ» приближают нас к некому историческому периоду, и в их сравнении подчеркивается некая идея абсурдности, заложенная в фильме.
......
Как видно, на австро-венгерском флоте была традиция именовать корабли в основном в честь военачальников и членов императорской и королевской фамилий, то есть в честь родственников австрийского кайзера и венгерского короля.
В фильме Феллини название флагманского броненосца прочесть достаточно сложно. На бутафорском картонном носу корабля нечетко прописаны буквы и некоторые из них имеют двоякое значение. Вот варианты прочтения имени броненосца: «ПЭЮФ .ЖДЯЬЗ» «ПЭЮФ .ЖДЯЪЗ», «ПЭЮФ .ЖЛЯЪЗ» «ПЭЮФ .ЖЛЯЬЗ». При тщательном изучении надписи автор этой статьи придерживается мнения, что название надо читать как «ПЭЮФ. ЖДЯЪЗ».
Заметно, что между слов «ПЭЮФ» и «ЖДЯЪЗ» зачем-то стоит точка (опять точка, как и в Gloria N.!?). Важно отметить, что имя австро-венгерского броненосца написано кириллицей. Это само по себе странно. Не может быть прописано такими буквами название корабля военно-морских сил Австро-Венгерской империи! Значит, Феллини написал это специально, преследуя какую-то свою цель. Какую?
.......
Великий маэстро умер 31 октября 1993 года. Это произошло в день 50-летия свадьбы с женой и верным другом Джульеттой Мазиной. Через 5 месяцев его подруга актриса Мазина умерла от рака. Они похоронены вместе у главного входа на кладбище родного города Римини. На их могиле стоит созданный знаменитым скульптором Арнальдо Помодоро бронзовый памятник — вздымающийся на волнах нос корабля. Идея памятника была навеяна фильмом Феллини «И корабль плывет…».
Читайте и слушайте книги на странице Каланов Николай на Литресе - https://www.litres.ru/nikolay-kalanov/
Свидетельство о публикации №220101400065
Миллена Роуз 14.10.2020 22:30 Заявить о нарушении
Феллини - великий мастер, неповторимый. Ему удается шедеврально вплести в абсурдистско-психоделическую канву повествования сакральные смыслы и подать их наиболее ярко, выразительно, с помощью сильнейших образов и метафор. В итоге мы имеем шедевр на все времена, который остается в памяти и к которому невольно каждый из нас (думающих людей) будет возвращаться постоянно.
В фильме много загадок, среди которых - названия кораблей. Но лично мне представляется так: если "Глория Н." - ассоциировать с женским именем со значением "слава, блеск, величие" и метафорически отнести это название к высокому европейскому искусству, как являющему собой "нечто великое, прекрасное, славное", то можно предположить, что это "славное искусство" уходит в небытие, а на смену ему приходит что-то несуразное, непонятное, неопределенное, почти бессмысленное - как название австрийского броненосца.
Символично также сравнение: каким прекрасным был корабль с великими артистами на борту - интерьеры, люди, песни, поступки экипажа корабля (спасение сербов) и что получилось в сухом остатке - убогое суденышко с умирающим носорогом и репортером, которого впечатлило вполне себе материальное - "вкусное носорожье молоко". Последнее как будто бы олицетворяет все так называемое "современное искусство": формы без смысла, часто уродливые, часто с налетом потребительских ценностей, но при этом выдаваемые за нечто "высокое и особенное".
Также я обратила внимание на эпизод с красавицей Доротеей, которая убегает с парнем Мирко, оказавшимся в итоге террористом. И напрашивается вывод: никакая любовь, никакое соседство с прекрасным или попытка "обвенчать розу белую с черной жабой" - не способны создать в душе человека порочного, изначально не обладающего "божьей искрой", ничего похожего на нежность и трепет перед красотой. Так напоминает состояние сегодняшней Европы! Словно, Доротея - это символ старой прекрасной, культурной Европы, а Мирко - символ пришлого варварства, над которым никакая эстетика и нежность не имеют власти, не вызывают благоговения.
Интересен момент, когда великие артисты и аристократы танцуют и веселятся вместе с балканскими беженцами. Словно бы это - символ того, как высокое искусство может благотворно влиять на народную культуру, а народное искусство - на высокую аристократичную культуру. Происходит как бы взаимопроникновение и взаимообогащение культур. В реальности все может быть и прозаичнее, но такова мечта художника.
Фильм актуален и сегодня. И только гений мог так ясно и точно предсказать закат прекрасного, что мы, к сожалению, наблюдаем по сей день. Вот почему, лично я считаю, что как говорит господин Понасенков, важно уметь стать "человеком-музеем" и сохранить это в себе, важно напитываться красотой, созданной мировой культурой, важно изучать ее, нести ее факел, чтобы Красота и Дух не потерялись в реалиях современного потребительского и антиэстетского мира.
Миллена Роуз 17.10.2020 16:12 Заявить о нарушении
Как хорошо вы написали и я хочу стать... "- "человеком-музеем" и сохранить это в себе, важно напитываться красотой, созданной мировой культурой, важно изучать ее, нести ее факел, чтобы Красота и Дух не потерялись в реалиях современного потребительского и антиэстетского мира".
Замечательно!
Николай Каланов 26.06.2022 10:41 Заявить о нарушении
Простите, что так мрачно написала, но я пишу то, что чувствую и вижу. Благодарю за Вашу отзывчивость. Храни Вас Бог!
Миллена Роуз 26.06.2022 18:47 Заявить о нарушении