О целях истинных арийцев

В эпоху ведийской цивилизации, существовавшей приблизительно три-четыре тысячелетия назад, как полагают большинство историков, произошло переселение в Индию кочевых арийских племён, ранее обитавших на просторах Центральной Азии. Они пришли в Индию как завоеватели в бронзовом веке через территорию нынешней пустыни Каракум, которая в те времена была густонаселённым цветущим оазисом. Осев на территории индийского субконтинента, свою новую родину они стали именовать Арьяварта, что переводится как страна ариев или путь ариев.

По своему вероисповеданию арии были огнепоклонниками и поклонялись огню как источнику жизни в самых его разнообразных проявлениях. Кроме того, ими был создан магический ритуальный напиток сома, представлявший из себя гремучую смесь из настоек опия, конопли и эфедры. Считается, что с его помощью жрецы вершили ритуалы жертвоприношений различным богам, а святые мудрецы и подвижники (риши)  получили от них гимны Ригведы.

Слово «арий» было самоназванием этих племён и дословно означает «благородный», «достойный», «культурный» человек. Первоначально их общество делилось на два сословия, где во главе племени стояли воины (кшатрии) – средоточие власти, которым подчинялись все остальные члены общины – вайшьи, собственно так – «остальные» - и переводится этот термин. Наибольшим почётом и уважением в среде вайшьев пользовались жрецы (брахманы), отвечавшие за коммуникацию с богами, от которых в равной степени зависели жизнь и благополучие всех кочевых племён. Полагали, что брахманы способны привлечь на себя внимание могущественных божеств и вытребовать от них столь необходимые для жизни народа блага.

Постепенно ритуалы жертвоприношений становились всё более сложными, а это требовало, говоря современным языком, узкой специализации от лиц их исполняющих, и вместе с этим длительного обучения, что привело со временем к выделению брахманов в отдельное сословие, которое не раз, на протяжении всей истории претендовало на главенствующее положение в обществе. В конце концов, была сформирована чёткая общественная иерархия, где каждый выполнял предписанный ему от рождения долг (дхарма), поддерживая тем самым установленный божественный мировой порядок. Для всех членов сообщества не было ничего светского или мирского, но было лишь сакральное. Интересно отметить, что буквальный перевод слова дхарма – то, что поддерживает [сложившиеся устои]. Остаётся лишь добавить, что завоеванным местным племенам, с позволения сказать, не арийского происхождения, была отведена роль слуг (шудры), которым свыше предписано быть в подчинении и услужении у «благородных».

В идеале жизнь благочестивого ария должна насчитывать четыре стадии (ашрама – «совершать усилие»): 1) брахмачарья – этап ученичества, связанный с жизнью в доме учителя (гуру) и изучением под его руководством Вед. Окончание брахмачарьи считается «вторым рождением», а успешно завершивший её арий, получивший посвящение в Веды, именуется «дваждырождённым»; 2) грихастха – этап жизни домохозяина, связанный с созданием семьи, рождением сыновей и заботой об их благосостоянии, а равно оказание материальной поддержки жрецам и отшельникам; 3) ванапрастха – этап жизни лесного отшельника, который мог начаться по желанию и готовности после рождения внуков, и был связан с уединённой жизнью в лесной обители, занятиями йогой и философскими размышлениями; 4) саньяса – этап странствующего аскета, на который решался далеко не каждый правоверный, поскольку подразумевал жизнь на подаяние, полную лишений, бродяжничество.

Каждой ашраме соответствовали свои цели и задачи, свой религиозный долг (дхарма): для брахмачарьи – соблюдение обета целомудрия и полное подчинение воли духовного наставника; для грихастхи – достижение материального процветания (артха – «польза») и чувственные наслаждения (кама – «любовь»); для ванапрастхи – сведение всех своих потребностей к минимуму, а также ношение одежды из коры деревьев и шкур, употребление в пищу лишь лесных плодов и объедков от жертвоприношений; для саньясы – полный отказ от какой-либо собственности и освобождение от любых ритуальных действий, а, следовательно, и от поддерживания дхармы. На этапе саньясы реализуется высшая цель человеческого существования – избавление от бесконечного цикла перерождений (сансара) и достижение состояния нерождаемости и неумирания (мокша).

Не трудно заметить, что если в период молодости основную роль в жизни ария играют любовь и польза (кама и артха), то по достижению зрелости, а следом и старости он стремится прийти к осознанию бренности бытия и тщете всего сущего, устремляя свои помыслы к освобождению от забот и волнений (мокша).


Рецензии