Хождение по лезвию бритвы
Основное значение тантризм придавал практикам духовного толка (садхана), тогда как чисто теоретические и философские построения отодвигались на второй план, а порой и вовсе отсутствовали. Более того, особо подчеркивается первостепенная роль духовного наставника (гуру), способного через специальную инициацию, пробудить в ученике скрытые возможности, приводящие к более глубокому постижению истины. Таким образом, тантрический учитель по своему статусу уподоблялся божеству, а в среде простого народа тантрики почитались как могущественные знатоки тайн природы, маги, целители и алхимики, и слагались многочисленные легенды о буддийских махасиддхах и шиваитских натхах.
Истоки тантризма до конца не ясны, но скорее всего он берёт своё начало в архаичных древнеиндийских культах, связанных с шаманизмом, магией, мистическими переживаниями аскетов и культом богини-матери. Его отчётливое становление, как в буддизме, так и в индуизме происходит приблизительно в середине первого тысячелетия новой эры. В индуизме тантризм наиболее ярко проявляется в таких направлениях как шактизм и шиваизм, и в гораздо меньшей мере в вишнуизме. Порой, такие понятия как тантризм и шактизм даже отождествляются.
Высшая реальность в тантризме понимается как неразрывное соединение двух её аспектов или принципов – мужского (Шива) и женского (Шакти), при том, что мужское начало пассивно по своей природе, тогда как женское активно. Заметим, что такая трактовка свойственна индуистскому направлению, тогда как в буддизме мужское начало (упая, «искусные средства») – активное, а женское (праджня, «мудрость») – пассивное.
В индуистской тантре значительное место отводится культу женских божеств (Кали, Дурга, Ума, Парвати) как разным ипостасям космической творческой энергии Шакти, без которой её супруг Шива и шагу ступить не может. Поэтому на практике достижение высшей реальности становится возможным исключительно через мистический союз Шивы и Шакти, когда тантрический подвижник, пробуждая внутреннюю энергию (кундалини) и устремляя её вверх по центральному каналу (сушумна), объединяет в себе два противоположных начала и достигает уже на психофизическом уровне состояния недвойственности.
В связи с этим в практике тантризма уделяется особое внимание телесности, вплоть до попыток трансформации смертного физического тела в бессмертное «божественное», алмазное (ваджрное) тело. Пожалуй, в этом и заключается революционный подход тантриков к телу. Они провозгласили его храмом души, в противоположность приверженцам классического аскетизма, где тело рассматривалось как к недругу духа и всячески умерщвлялось. Интересно, что последователи некоторых тантрических сект «левой руки» (капалики, агхори) применяли радикальный подход к сексуальности, практикуя среди прочего и ритуальное соитие, желая преобразовать половую энергию в духовную силу. По этому поводу они не раз обвинялись в аморальном поведении, распущенности и потакании низменным страстям со стороны ортодоксальных направлений.
Как бы там ни было, индуистский тантризм позволяет лучше понять индуизм в целом и его мощное влияние на религиозное сознание индийских народов.
Свидетельство о публикации №220101701332