Малоизвестные факты ранней жизни закона стоимости

(предыдущая статья «Генезис закона стоимости и форм борьбы с его стихией»: http://proza.ru/2020/10/17/166)

Если «„Капитал” — самый мощный снаряд, пущенный в голову буржуазии» (Маркс), а трудовая теория стоимости — его начинка (ср. d0ctor_z, LJ от 19.09.2015), то закон стоимости получается чем-то наподобие закона Аррениуса, предопределяющего химическую кинетику взрывной реакции.

Однако закон убывания художественной силы аллегорий пропорционально квадрату длины их цепочки (открыт мной) подталкивает меня начать новый метафорический ряд. Посвящаю его студентам Военмеха, 10 лет общения с которыми неизлечимо заразили меня ракетно-артиллерийской романтикой.

* * *

Уподоблю-ка я закон стоимости ракете с разделяющимися боеголовками. Как минимум, их три:

— движущая сила процесса дифференциации внутри групп производителей,
— регулятор пропорций общественного разделения труда (ОРТ),
— детонатор капиталистических противоречий высшего порядка, обусловленных превращением стоимости в цену производства.

Есть и другие варианты функционального анализа закона стоимости. Кто-то добавит «стимулирование роста производительных сил», а кто-то и «зарождение капиталистических отношений»… Оспаривать их и дополнять имеет смысл только при наличии чёткого представления о путях, которыми сами Маркс и Энгельс подошли к своим выводам.

Военмех — кузница кадров артиллерии и космонавтики, ленинградский аналог МВТУ им. Баумана в Москве и заокеанского MTI в Бостоне. Конечно, не все поголовно, но факультет «М» — высший слой „технарской” элиты где гены абстрактного мышления математиков и природоведческого физиков не подавляют унаследованную смекалку ремесленников и практицизм земледельцев древности, а гармонично сочетаются с ними. «Ведь это только в России, — доносится из астрала дух Задорнова — могли додуматься заклеивать скотчем дырки в космических кораблях!»

Мысль о том, что алгоритмы дифференциации производителей и их разделения по родам занятий, полезных для общества, сформировались на предначальной, дотоварной фазе, пришла мне в голову в бывшем классе сто лет назад упразднённой гимназии, чьё здание поглотил Военмех по ходу своей экспансии, по ходу дебатов с умниками и умницами с факультета «М».

Приступаю.

* * *

«Закон стоимости Маркса имеет экономически всеобщую силу для периода, который длится с начала обмена, превратившего продукты в товары, и вплоть до XV столетия нашего летосчисления» (Соч., т 25, ч. II, с. 474–475) Как видим, Энгельс проводит верхнюю границу бытия закона стоимости в его «чистом виде» через приблизительно XV век, имея при этом в виду событие «зарождение капитализма». Постулат это, или нет — обоснования даны в тех же «Дополнениях к III тому», где задан конструктивный каркас _исторической_ системы, в которой «чистый вид» закона стоимости представлен, как феномен не просто «товарный», но ещё и докапиталистический.

Предлагать альтернативы, увязывать качественные изменения в проявлениях закона стоимости с другими вехами истории экономики не запрещается. Но тогда новый каркас потеряет «генетическое» сродство с марксизмом. Неколебимость марксизма тем-то и обеспечивается, что в его системе проработаны параллельные раскосы и связки, задающие дополнительные рёбра жёсткости всей конструкции.

В сноску: игнорирование «докапиталистичности» закона стоимости в его чистом виде — предпосылка нежизнеспособности и абсурдности построений, в которых от этого закона ожидается то, на что в будущих формациях он в одиночку не способен.

Продолжаю. Установив верхнюю границу «непорочного бытия» закона стоимости через конструкционный постулат, нижнюю, стартовую границу Энгельс определил оценочно, через экстраполяцию. Его логика: раз зачатие закона стоимости опосредовано превращением продукта труда в товар, то и за день рождения этого закона мы будем привязывать к дате начала товарообмена. Плюс-минус, разумеется. Всех деталей становления товарообмена Энгельс не знает и знать не может, ибо тот период истории бесписьменный. Пройдёт сто лет, прежде, чем наука получит инструменты датировок по косвенным признакам, от радиоуглеродного анализа до химических формул цветочной пыльцы.

* * *

Обычного в этом месте следует бодрый рассказ об изменениях форм проявления закона стоимости (не отрицающих сам закон!) в эпоху капитализма. Вместо этого хочу привлечь внимание к процессам, происходившим ранее нижней границы «по Энгельсу», да и многие десятки веков после рождений гигантских государств Египта и Вавилонии.

Комплекс причинно-следственных событий, который мы называем «стихийным регулятором пропорций», сложился и вошёл в социальный инстинкт (раз он стихийный) на протяжении многотысячелетней практики совместного, коллективного труда внутри человеческих племён. Это СТИХИЙНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ распределения функций в коллективном производстве, когда жопорукому не доверят лепить горшки, а слепому давать в руки лук и стрелы при коллективном выходе на работу.

Земледелие в дополнение к собирательству, ремесло, садоводство, скотоводство в дополнение к охоте — вся эта практика распределения участков совместного труда закладывается ещё при внутриплеменном распределении трудовых ресурсов. Таким образом, к началу «великих общественных разделений труда» мы имеем человечество, которое уже психологически готово к выходу процесса специализации на качественно иной, межплеменной уровень. Отказаться от идеи разводить скот на солончаках в пользу получения мяса в обмен на соль, нужен определённый экономико-психологический перелом. Потому что на самом деле чисто земледельческих и чисто скотоводческих племён нет: кочевники умеют и пахать, и сеять, да и хлеборобы не прочь завести собственную скотину, чтобы всегда под боком… да и среди солончаков найдётся оазис для трёх-пяти пар коров, только они будут тощими.

Специализация — мощнейший движитель роста производительности труда. Только благодаря этому объём продуктов, производимых племенем, в конце концов превышает критическую границу, за которой можно и рискнуть на межплеменной обмен.

«Очаги капитализма», изредка возникающие посреди рабовладения, азиатского способа и феодализма, мы отбрасываем, как не составлявшие системы и даже мало-мальски значимого уклада. Первопричина — экономика на 99% аграрная, поскольку и ремесло является только придатком к отраслям, добывающим продукт природы. Ремесленник — уникум, он (со своими сыновьями) одиночка, и к тому же ритм производства подчинён аграрному циклу. А раз так, то и стоимость определяется затратами личного труда напрямую, без посредников и нахлебников. Феодал не в счёт, тем более, что повинности по барщине в основном есть форма налога на содержание государства и государственно-значимой инфраструктуры.

Целью мелких производителей, крестьян и ремесленников является не прибыль, а собственное воспроизводство на том или иномт отрыве от черты выживания. Избыток стоимости идёт на собственные нужды регулярно, и скачкообразно - на совершенствование средств производства. Функции стихийного регулятора в части обанкрочивания менее успешных закон стоимости не выполняет: все живут более-менее одинаково, ибо излишек за счёт разницы в плодородии феодал изымает через дифференциальную ренту.

В городах цеховая система, унаследованная от древнеримских коллегий, гарантирует ремесленников и от разорения, и одновременно от искушения обогатиться за счёт ценовой конкуренции и (страшное преступление!) за экономию на качестве продукции. Сбыт тоже предсказуем из многолетнего опыта. Как отмечал Энгельс, цех был «не чем иным, как применением устройства общины-марки, но уже к привилегированному ремеслу, а не к определённой территории» (25-2, с. 476). Внутри гильдии гарантировалось равное участие каждого её члена в пользовании всеми обеспеченными за ней привилегиями и доходами.

Профессиональные купцы и ростовщики — единственный класс, для которого и в докапиталистических формациях целью была максимизация чистогана. Но не беспредельно, а с принудительным выравниванием нормы прибыли между купеческими корпорациями, как при продаже импорта в «порту приписки», так и между корпорациями разных стран при продаже экспорта на выезде. Попытки ценовой конкуренции карались! Опустив за общеизвестностью (или общедоступностью) подробности из I тома «Капитала», я уже перескочил к дополнениям Энгельса к III тому. Так вот, и категория нормы прибыли, и феномен перетекания капиталов впервые возникает среди этих самых купеческих корпораций. Но возникает в особых формах. Выравнивание её через «дисциплину цен” метод явно не рыночный. Его применяют, но лазейки ищут и находят. Ценовая конкуренция идёт вдали от родных берегов: какая заграница больше заплатит за предлагаемый товар, туда и перетечёт купеческий капитал.

Итак: крестьяне продают сельхозпродукт купцам по стоимости. Ремесленники тоже, хотя Энгельс не исключает вынужденное снижение цен при неблагоприятной конъюнктуре. Во внешней же торговле все товары продаются по цене выше стоимости. Противоположный тип отклонений наблюдается при развитом капитализме когда «говядина претерпевает более значительную надбавку в цене по дороге от лондонского оптового торговца к лондонским потребителям, чем на пути от оптового торговца в Чикаго к лондонскому оптовому торговцу» (там же, с. 479). Остальные прибавки от Энгельса оставляю для самостоятельного прочтения.

Итак, стихийным регулятором пропорций общественного разделения труда и предпосылкой дифференциации внутри групп производителей закон стоимости начинает выступать только тогда, когда капитализм выходит на новые объекты эксплуатации через найм рабочей силы. Это сначала стадия мануфактуры при которой работник как бы по своей воле удлиняет рабочий день за пределы светового у себя на дому, а затем и классической промышленности, в которой эксплуататору противостоит пролетарий, уже расставшийся с домашним ткацким станком.

Лишь десятилетия спустя на этой почве произрастают капиталистические противоречия высшего порядка, обусловленные превращением стоимости в цену производства. Таким образом, уповать на закон стоимости в чистом виде, когда социализм и развивающиеся страны располагают современной индустрией, наивно. В 1917 году пролетарии получили в свои руки хозяйственный механизм, в котором закон стоимости был уже модифицирован, а его действие во всём мире становилось управляемым. В первые пятилетки СССР резко обошёл Запад по части этого регулирования.

Да что говорить, если даже без тотальной «экспроприации экспроприаторов» Германия и Италия извлекли в 1930-е годы за счёт государственно-монополистического регулирования и укрощения аппетитов спекулянтско-торгашеского сектора такую прибавку к производственному потенциалу, что не будь она направлена на войну, Штаты остались бы нищебродами. Заметим, что даже при гипотетическом отсутствии СССР война западноевропейских тоталитариев с плутократами и «мировым капиталом» была неизбежна. Ведь промышленность ничто, если нет рынков сбыта — а Штаты с Англией защищали бы их силой оружия.

* * *

Продолжение цикла: http://proza.ru/2020/10/21/99


Рецензии
Здесь я бы тоже выдвинул ряд замечаний.

" Его тезис не требует доказательств: это постулат, с помощью которого Энгельс задаёт конструктивный каркас своей системы, в которой «чистый вид» закона стоимости — феномен не просто «товарный», но ещё и докапиталистический."
-такое построение принимает. Раз это поступлат, то постулать. Но тогда автору надо огласить весь список постулатов, на которые он опирается. Чтобы не получилось так, что для каждой своей новой статьи не пришлось вводить новый постулат.
Потому, что если мы хотим построить теорию, недостаточно сказать, что они где-то у Маркса/Энгельса написаны и их все знают. Потому, что "знают" мы это видим по уровню дискуссий. А на http://proza.ru/ тем более большинство читателей немарксисты.
"В сноску: игнорирование «докапиталистичности» закона стоимости в его чистом виде — предпосылка нежизнеспособности и абсурдности построений, в которых от этого закона ожидается то, на что в будущих формациях он в одиночку не способен." - вот этот тезис и следует доказать. То есть вот есть постулат, что закон стоимость выполняется лучше всего при классическом капитализме. А вы наоборот говорите, что он выполняется до капитализма. Из этого следует чего? В чём разница получается?

Без проработки этих важнейший вопросов трудно будет двигаться дальше.

Иван Сталкеров   20.10.2020 16:26     Заявить о нарушении
Уважаемый Иван Сталкеров!

1. Следом за Вами признаю квалификацию «постулат» спорной, и переформулирую абзац, вводя в него прямую цитату плюс отсылку ко всему произведению («Дополнения к III тому „Капитала”»), в котором Энгельс раскрывает основания, на которых он проставил исторические границы действия закона стоимости в его чистом виде:

----- начало обновлённого текста -----
«Закон стоимости Маркса имеет экономически всеобщую силу для периода, который длится с начала обмена, превратившего продукты в товары, и вплоть до XV столетия нашего летосчисления» (Соч., т 25, ч. II, с. 474–475) Как видим, Энгельс проводит верхнюю границу бытия закона стоимости в его «чистом виде» через приблизительно XV век, имея при этом в виду событие «зарождение капитализма». По идее, это постулат (хотя на самом деле его особнования даны в тех же «Дополнениях к III тому»), с помощью которого Энгельс задаёт конструктивный каркас своей системы, где «чистый вид» закона стоимости — феномен не просто «товарный», но ещё и докапиталистический.
----- конец обновлённого текста -----

2. Знание механизмов действия закона в его модифицированном виде (начиная с классического капитализма) требует предварительно выяснить, что представляла собой система в чистом виде. Только тогда вновь выстраиваемые цепочки "перемен" будут обоснованы исторически.

Я не объявляю абсурдными абсолютно все конструкции, родившиеся в условиях незнания того, что представляла собой экономика до капитализма. Не исключено, что некоторые тезисы таких конструкций окажутся в точку. Однако в любом случае надо знать, что "стоимость" как чистая категория, исчезает уже с наступлением обычного капитализма, превращаясь в "цену производства" (см. эти термины в оглавлении "Капитала")

Основная разница между фазами развития _механизма_реализации_ закона стоимости лежит в плоскости условий, в которых формируются "средние затраты в часах".

Если это крестьянин, выходящий на рынок напрямую и без посредников, то роль его инд. трудозатрат в часах ещё как-то просвечивает при условии, что покупатель берёт товар для конечного потребления в этой же "нац. экономике".

Но когда приходит рассеянная мануфактура, при которой все ткут сукно на дому, разброс в часах трудозатрат заведомо не коррелирует с реальной производительностью надомничающих крестьян и членов их семей, а отсутствие границ рабочего дня и вовсе делает такие расчёты бессмысленными. Регулятором становится сначала капиталист, скупающий сукно у надомников по равной для всех их цене (подходим к монополии покупателя), а потом эти скупщики конкурируют между собой при продаже сукна фабрикантам рубашек и подштанников по цене, которую называют "цена производства". Эти факторы удаляют цены производства конечных товаров от индивидуальных трудозатрат реальных производителей.

Алексей Вячеславович Черников   20.10.2020 19:11   Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей Вячеславович!
Не знаю ,как ответить, на ваше сообщение , не освоился ещё с интерфейсом этого сайта.

Мне кажется мы используем разные формулировки закона стоимости.
Я лично считаю, что стоимость образуется от среднего(общественно-необходимого) времени, затраченному работниками на производство продукта. Это и есть закон стоимости.
Я тут солидарен с Марксом(том 1, глава первая)
"Если стоимость товара определяется количеством труда, затраченного в продолжение его производства, то могло бы показаться, что стоимость товара тем больше, чем ленивее или неискуснее производящий его человек, так как тем больше времени требуется ему для изготовления товара. Но тот труд, который образует субстанцию стоимостей, есть одинаковый человеческий труд, затрата одной и той же человеческой рабочей силы. Вся рабочая сила общества, выражающаяся в стоимостях товарного мира, выступает здесь как одна и та же человеческая рабочая сила, хотя она и состоит из бесчисленных индивидуальных рабочих сил. Каждая из этих индивидуальных рабочих сил, как и всякая другая, есть одна и та же человеческая рабочая сила, раз она обладает характером общественной средней рабочей силы и функционирует как такая общественная средняя рабочая сила, следовательно употребляет на производство данного товара лишь необходимое в среднем или общественно необходимое рабочее время. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда."

И наоборот, торговля по индивидуальным затратам труда, которая действительно могла быть в средние века , это с моей точки зрение отклонение от закона стоимости. Так как не может быть две стоимости у одного и того же товара.

Иван Сталкеров   20.10.2020 19:41   Заявить о нарушении
Уважаемый Иван Сталкеров, я тоже не в восторге от этого интерфейса, но пока мы обсуждаем один на один, хронологически всё понятно, где вопрос, а где ответ. То есть, сейчас я вижу совсем не то Ваше замечание, на которое отвечаю, а когда нажму "Опубликовать", написанное должно (по идее) встать следом за Вашим вопросом.

Что касается Вашего согласия с определением Маркса в I томе (и соответственно, несогласия с дополнениями Энгельсом), то этот казус называется в курсе п/э «О так называемом противоречии между I и III томом „Капитала”». Дополнения Энгельса — ответ на критику тех, кто узрел противоречие между категориями "стоимость" и "цена производства". Предполагается, что если бы III том Маркса публиковался при его жизни, то они на пару с Энгельсом пришли к тому же выводу, который Энгельсу пришлось писать в одиночку.

Маркс на самом деле оставил недописанными ("недоразвитыми" в лучшем смысле этого слова) некоторые моменты в I томе. Наиболее полно в первых главах оказались освещены древнейшие моменты, тогда как более свежий материал обозначен лишь вскользь, иногда только заголовками. Например, функции денег: про мировые деньги сказано только, что в этой функции нац. деньги сбрасывают свой этнографический прикид - и всё! Остальной ход мысли Маркса остаётся только угадывать через черновики (план пяти книг), в которых по заголовкам можно видеть, что Маркс знал на порядк больше того, о чём успел написать, _поставив это в систему_... но жизни не хватило.

"Дополнения" Энгельса вошли в практический оборот позже, чем многие уже стали развивать Маркса, принимая I том "Капитала" за непреложность. Отсюда и возможные расхождения у других авторов, в том числе авторитетных. Между тем, есть ещё одно важное дополнение Энгельса, следом за "законом стоимости" - это "Биржа". В нём описываются принципиально новые каналы выравнивания цен производства, помимо "патриархальных", о которых пишет Маркс. "Теперь всё иначе" - пишет Энгельс (25-3-485) - и излагает новую "матчасть".

В третьей статье своего цикла (http://proza.ru/2020/10/21/99) я перечислил - хотя бы по верхам - то, что появилось уже в XX веке. Способы перелива капитала, и сама мотивация их перемещения, ещё больше оторвались от инд. трудозатрат. Кол-во профессий, применительно к которым само нормирование трудозатрат в часах сокращается с каждым десятилетием. Теоретически, конечно, можно написать сложнейшую формулу, которая покажет разную интенсивность труда вагоновожатых двух едущих друг за другом трамваев. Но для практической оптимизации размещения рабочей силы и средств производства в социалистической экономике эти подсчёты не будут иметь решающего значения.

Алексей Вячеславович Черников   21.10.2020 01:51   Заявить о нарушении