О гражданской войне

( Из цикла «Размышления о наболевшем»).
   Когда в государстве граждане «стенка на стенку», когда «брат на брата, отец на сына войной идут»  - это самое ужасное для любого общества. И не важно как определяют умные-разумные эксперты гражданскую войну – либо как наиболее острую форму разрешения накопившихся социальных противоречий внутри страны, либо как этнические или религиозные разногласия. В любом случае подобные конфликты всегда являются трагедией для населения.
   Сто лет назад Россия на своей шкуре испытала такое бедствие. Разумеется, главным виновником начала революции и той самой гражданской войны являлся правящий в те времена  царский режим. Зажрались и обнаглели царедворцы, буржуи, дворяне и прочие эксплуататоры,  вот и получили «ответку».  Да только взамен обещанных большевиками «пряников» российский народ огрёб даже не «кнут», а «дубину». Заманухи  инициаторов Октябрьской революции и зажигателей Гражданской войны  в виде лозунгов «Землю – крестьянам», «Заводы – рабочим», «Всё для блага человека, всё во имя человека», «Мы - не рабы, рабы - не мы», исчезли как мираж.  Вместо светлого будущего в  бывшей Российской Империи потоком полилась кровушка. Люди разделились на «красных» и «белых». Погибло до десяти миллионов россиян, более двух миллионов эмигрировали, промышленное производство сократилось в пять раз, потеряна часть территории страны.  Но «ответка» совершила бег по кругу и в 1991-ом году прилетела и к коммунистам - «эксплуататоры» добились реванша.
   Четыре поколения советских людей знали о гражданской войне на территории своего государства лишь с подачи идеологов КПСС: «красные» - это добро, а «белые» - это зло. Любые попытки иной трактовки того события официально воспринимались  как антигосударственная деятельность. У граждан СССР в сознании прочно закрепилась сортировка участников  братоубийственной войны на «врагов» и «героев». Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Каппель, Шкуро – это враги на все времена. Будённый, Ворошилов, Фрунзе, Чапаев – это герои. И никто из наших людей не заморачивался по поводу перетекания известных персонажей той эпохи из категории  «герой» в категорию «враг». Так создатель Красной армии и один из героев Гражданской войны Лев Троцкий вместо почестей получил ледорубом по темечку от «благодарных» соратников. Поменяли категорию и первые маршалы нового государства  – герои той войны Тухачевский, Блюхер, Егоров, пополнив список «врагов».  Великая Отечественная война показала истинный «патриотизм» некоторых «красных».  До сих пор  в  России  перемываются косточки участнику Гражданской войны на стороне «красных» и создателю антисталинской Русской освободительной армии во время Отечественной войны  А. Власову.  Но почему тогда замалчивается факт вступления в РОА  около миллиона бойцов Красной армии, ставших идеологически мотивированными врагами Советской власти, почему среди офицеров этого воинского подразделения практически не было белоэмигрантов и командный состав той армии формировался из бывших командиров рабоче-крестьянской Красной армии – людьми из народа, в большинстве своём коммунистами и комсомольцами? Во власовской армии оказались даже два Героя Советского Союза. После Отечественной войны по делу Власова были повешены пять генералов и двадцать пять полковников, ранее служивших в Красной армии.
   Но зато среди бывших участников Белого движения выявились и настоящие патриоты Родины. Так бывший Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России в период Гражданской войны А. Деникин, находясь в эмиграции,  демонстративно послал в известном направлении фашистов с их предложением помочь Гитлеру. Он даже на свои средства приобретал в помощь Красной армии медикаменты. В 2005-ом году  Деникин и его жена торжественно перезахоронены в некрополе Донского монастыря. Отказались от сотрудничества с гитлеровцами и бывшие белогвардейские полководцы С. Войцеховский, П. Попов, П. Писарев, П. Кусонский,  Г. Чаплин и многие  бывшие враги советской власти. А такие люди как сын А. Колчака Ростислав, княгиня Вера Оболенская и  другие эмигранты даже воевали в подполье или на фронте против фашистов.
   Среди людей, сделавших успешную карьеру в Красной армии и ставших маршалами Победы – командующими фронтов в заключительный период Великой Отечественной войны, не все сразу сделали свой выбор в Гражданскую войну. Некоторые, как например Л. Говоров, повоевали какое-то время на другой стороне у белых. Есть туманность и в судьбе Р. Малиновского, который в ноябре 1919-го года, якобы,  попал в плен к красноармейцам и был ими чуть ли не расстрелян. Много «белых пятен» в биографиях и других советских полководцев из-за их поведения в период Гражданской войны.
   Устранить подобные «белые пятна» можно было бы, создав музей Гражданской войны. А идеальным городом для такого музея мог бы стать Омск. Столетие назад он был столицей «белой» России наравне со столицей «красной» России – Петроградом. Судьба распорядилась так, что оба эти города перестали быть столицами, отдав право верховенства  Москве. Музей Гражданской войны смог бы собрать артефакты той эпохи со всего мира. Белая эмиграция – это великая трагедия, лишившая Родины сотни тысяч её лучших сынов и дочерей. Уклад русской жизни, сложившийся в течение многих столетий, был сломан, и людям пришлось помимо своей воли покинуть пределы России. Самое страшное было то, что многие из них так и не осознали, как могло случиться такое. Только надежда вернуться на Родину, в Россию давала силы жить дальше. Но уже нет  в живых эмигрантов-участников той бойни, да и их сыновья и дочери тоже постепенно покидают наш мир. Вряд ли их  внуки и правнуки будут цепляться за Память предков и беречь вещи, связанные с той войной - дневники, письма, оружие, награды и прочие материальные предметы целой эпохи. В Омске есть и неплохое здание для такого музея – бывший Кадетский корпус, располагавшийся  в центре города. Воспитанников этого  учебного заведения выселили из помещения, но   чиновники пока не могут найти ему применение. А почему бы министерству обороны РФ не отдать дом под музей Гражданской войны? Тогда  бы для ремонта двухсотлетнего здания и обустройства в нём музея  можно привлечь и спонсоров из-за границы  – потомков белогвардейцев, до сих пор любящих Родину своих предков.
   Но основной целью такого музея всё же должны стать поиски реальных причин начала той братоубийственной войны для того, чтобы подобная катастрофа не повторилась в нашей стране в будущем, чтобы не появлялись разные движения типа «за новый социализм», призывающие к смене общественной формации, демонтажу существующего строя и, по сути, уничтожению государства. Пора дать и оценку рабоче-крестьянскому «правосудию»  тех далёких уже  времен. Неужели расстрел царской семьи до сих пор должен считаться законным? Можно какое-то время нашему обществу ещё закрывать глаза на то, что большевики поставили к стенке Николая-«кровавого». Но царица, дети и даже медик, лакей, горничная и повар за что пострадали? Да и убийство без суда и следствия адмирала Колчака тоже требует трезвого исследования и оценки действий его палачей.
   Неплохо было бы, если в том музее найдутся залы под экспозиции современных «цветных» революций в бывших советских республиках и в странах дальнего зарубежья - Сирии, Ливии и других государствах. Не помешает и зал для фиксации возможной гражданской войны в США. Фото и видеоматериалов в мире по подготовке этого «весёлого» события уже достаточно. Осталось приготовиться к просмотру его в режиме  «онлайн».
Октябрь 2020 г.


Рецензии
Гражданская война так же, как потом Великая Отечественная, показала истинный патриотизм и «патриотизм» многих и всяких. Кто громко кричал о «большевиках – немецких шпионах» союзничали против своей страны и своего народа и с немцами и с англичанами и с японцами и согласны были на союз хоть с чертом. А «на страже русских национальных интересов стоял никто иной, как интернационалист Ленин», вследствие чего многие белые перешли в Красную Армию. Конечно, переходили патриоты, а «патриоты» в 1940-х вступали в РОА. В ней личного состава был не миллион, а раз в шесть меньше и среди них много белоэмигрантов до генералов включительно. Деникин с немцами сотрудничать не стал, но воистину с такими «патриотами» врагов не нужно.

«Неужели расстрел царской семьи до сих пор должен считаться законным?» - а разве его кто-то когда-то называл законным? В нем, бывало, усматривали закономерность или высшую справедливость, но законность…Законным не должен считаться также заговор против Николая II, устроенным будущими белыми, а равно и убийства других наших царей и великих князей (а такие составляют порядка трети от правящих монархов).

Можно провести трезвое исследование казни Колчака и оценку действий его палачей, но неплохо бы расследовать его приход к власти путем переворота и убийства членов Учредительного собрания…

А насчет поисков реальных причин начала гражданской войны – а разве они ещё неизвестны?

С уважением

Игорь Семенников   18.10.2020 14:35     Заявить о нарушении
Реальный механизм свержения третьего состава Временного правительства под руководством министра-распорядителя и Главнокомандующего Керенского, не освещался никогда в советской исторической науке, по причине торпедирования идеи тотальной руковолящей роли партии большевиков в этом (роль была, но не тотальная), не освещался механизм смены власти и в Западной капиталистической прессе, для которой лучше было считать именно большевиков захватчтками и агентами немцев для антисоветской агитации, ни в РФ, по той же причине. Однако, факты — вещь непреодолимая.
Временнее правительство министров-капиталистов было так легко свернуто потому, что в 20-х числах октября 1917 года в России против него восстала часть армии, выйдя из подчинения Главнокомандующему Керенскому...
Кроме 2000 солдат 193-го пехотного запасного полка в Москве, кроме частей гарнизона Петрограда и Балтфорта, за несколько дней до конца октября 1917 года вышли из подчинения правительству, восстали и потребовали передачи власти Советам московские 56-й, 85-й, 192-й запасные пехотные полки и 168-й, 169-й, 170-й, 194-й перевязочные отряды, Мызо-Раевский гарнизон около Малых Мытищ, рота 251-го пехотного запасного полка, в Костроме восстал 202-й полк, в Туле 76-й и 77-й пехотные запасные полки, в Ярославле 254-й, в Ростове 206-й полк, в Брянске 83-й, 256-й, 278-й пехотные запасные полки, в Воронеже 58-й пехотный запасной полк, 8-я пехотная запасная бригада, 1-я бригада кавалерийского запаса, 66-я ополченческая бригада, 681-й и 682-й пешие воронежские дружины ополчения, 61-й, 62-й, 63-й, 64-й сводные эвакуационные госпитали. В Нижнем Новгороде солдаты и ополченцы восставшие солдаты отказались отправляться на фронт по приказу Главнокомандующего Керенского, а 15 000 солдат гарнизона города Смоленск, подняв мятеж, захватили арсенал и выдали оттуда оружие рабочим города! Конечно, это был всего 0,5 процента из 10-миллионной армии Временного правительства, и только пятая часть армии была на фронте, и это был ещё меньший процент от почти половины взрослого населения страны, мужчин, прошедших через призыв в армию — 19 миллионов, но эта малая толика армии была расположена в ключевых точках транспортной, промышленной и управленческой инфраструктуры Великороссии, что с учётом 2-х миллионов дезертиров в тылу, 3-х миллионов уже убитых, 3-х миллионов калек, и 3-х миллионов выздоравливающих, не желающих из лазаретов и госпиталей возвращаться на фронт, для существующей деградировавшей системы государственной власти демократического типа в стране, погрузившейся в хаос хозяйственной разрухи и гиперинфляции, и которой больше никто не давал в долг, было летальным.
Немудрено, что из Моссовета полки и части гарнизона, рабочие союзы, союзы эвакуированных, иностранных рабочих, мелких служащих и другие, стали отзывать всех депутатов от своих партий, выступающих за продление такого порядка вещей, и заменять их от себя депутатами-большевиками, провозглашающими немедленные и коренные преобразования жизни.
Продолжение последовало немедленно — 23 октября Моссовет, имея на своей стороне восставшую часть гарнизона, и будучи одним из законных выборных органов власти в городе, издал свой декрет N1:
— Приём и увольнение рабочих производятся с согласия фабрично-заводского комитета или районного совета рабочих депутатов, решение которого
является обязательным, приём и увольнение служащих производится с согласия комитета служащих.
— Против виновных в нарушении декрета совет рабочих и солдатских депутатов будет применять решительные меры силами милиции вплоть до ареста!
В отсутствие в Москве реально действующего гражданского и уголовного суда, внятной системы правопорядка, когда думская и рабочая милиции не реальная сила, а фактически охранные отряды, такой декрет — был апофеозом профсоюзной борьбы, заявкой на полную власть над частью капиталистических отношений, существенно ограничивая при этом возможности тех, кто привык вольготно жить на шее рабочих и служащих. До свержения Временного правительства оставалось два дня.

Андрей Геннадиевич Демидов   18.10.2020 18:29   Заявить о нарушении