Гл. 7 Гимн жизни


    Жизнь – это смерть, а смерть – это жизнь, они неразделимы. Даже бактерии, размножающиеся делением и   теоретически бессмертные, еще как смертны, ибо если бы большая часть их не гибла, они через несколько дней покрыли бы всю планету бактериальной слизью, но потом все равно вынуждены бы были гибнуть, потому что не оставалось бы ничего другого, как поедать друг друга. Вообще жизнь существует за счет смерти, жизнь одних за счет смерти других, поскольку чтобы жить, надо есть – мясо, хлеб, траву, а все, что съели, было живым, но эта бывшая жизнь через свою смерть перешла в энергию другой жизни.

Природа, обернувшись адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы
                (Н.Заболоцкий)

   Природа – ад, потому что стоит на смерти. Но это чисто человеческое, эмоциональное определение, у Природы нет морали, только целесообразность, и смерть в ней также рациональна, как и жизнь.    Смерть – необходимое звено в круговороте жизни, смерть – это жертва во имя жизни, смерть есть обновление жизни. Смерть клетки – во имя обновления организма, смерть организма – во имя обновления рода, смерть человека – во имя обновления человечества. Только смена поколений и их развитие обеспечивают бессмертие человечества, личное бессмертие индивидуума – это остановка развития и смерть человечества. Смерть одного, что считается злом, есть благо для будущей жизни, смерть каждого в отдельности – это неизбежное звено бессмертия всех.

       Жизнь для своего существования должна убивать, здесь не поможет даже вегетарианская уловка: если ты не ешь мяса, то ешь хлеб, картофель, фрукты, а ведь они тоже были живыми, пока их не испекли, не сварили, не разжевали.  Но приведенные выше примеры смерти, в естествознании проще называемые пищевой пирамидой, вряд ли трагичны, потому что право жизни человек оставил за собой, да еще, пожалуй, за своими любимыми домашними животными. Все остальные с молчаливого согласия обречены на смерть, и это не пугает, это как бы само-собой разумеется, о них не горюют, не плачут и не задумываются. Смерть, как трагедия,  подразумевает,  прежде всего, смерть человека.
     А с другой стороны, почему трагедия? Смерть индивидуума – человека – это неизбежность, каждый из нас в свое время умрет, этого финала не избежит никто. Но никто, за очень редким исключением, (исключения – это особая тема) не торопится умирать, ее, смерти, боятся даже в старости. Человек живет в иллюзии бессмертия, он знает, что когда-то умрет, но не осознает, не ощущает это, ибо это где-то там, далеко,  бесконечно далеко, что можно и не заботиться.
    И опять же, почему трагедия?  Любая жизнь заканчивается смертью, но после смерти уже ничего нет, для умершего. Получается, что трагедия  не смерть, а жизнь, неминуемо ведущая к смерти. Но все живущие несомненно хотят жить, значит, жизнь трагедией не считают, очень ею, жизнью, дорожат и боятся ее окончания, т.е. смерти. Боятся неизбежного, что бессмысленно.
    За всю жизнь я встретил только одного человека, который хотел умереть. Было ему за девяносто лет, и хотя он был совсем не дряхл, все еще работал по дому, убирал снег, топил печь, носил воду, но сказал:
     - Умереть бы мне, да что-то смерть не берет, а так – скучно…
Я был молод, и только удивился таким словам. Сейчас, тридцать лет спустя, начинаю постигать смысл. Об этом писал Владимир Солоухин, в «Травах», кажется.  Когда человек  постарел, одряхлел и жизнь становится в тягость, он сам может пожелать смерти. Может, но, скорее всего, не пожелает. Самосохранение, инстинкт жизни, настолько могучи, что любое живое существо будет сопротивляться смерти до последнего вздоха, и будет бояться смерти до последнего мига.
   Из этого правила есть исключение, не все животные боятся смерти, я имею в виду социальных насекомых: муравьев и пчел.  Когда кто-то разрушает муравейник, муравьи нападают на разрушителя всем скопом, ничуть не заботясь о собственной безопасности. Большинство защитников гибнет, но это ничуть не пугает и не останавливает остальных.
   Еще более наглядный пример у пчел, они тоже нападают всем скопом на разрушителя улья, но при этом жертвуют собой. Пчела, ужалившая противника, человека или зверя, теряет свое жало, оно остается  в коже ужаленного. Пчела, лишенная жала, потом неизбежно гибнет.

   Такое поведение можно отнести на счет отсутствия у насекомых разума, но инстинкт самосохранения в них все равно присутствует, попробуйте просто поймать пчелу – она постарается улететь. В случае, когда муравьи и пчелы жертвуют собой, они защищают свой социальный организм: муравейник или улей. Муравейник и улей  в данном случае важнее, только они жизнеспособны, отдельно взятые муравей или пчела обречены.

    Люди, жертвующие собой, ради своего рода, племени, государства, считаются героями, ибо преодолевают страх смерти во имя жизни своего социума. Но герои редки, потому они и герои. Некоторые ради спасения собственной жизни предают своих, переходят на сторону врагов. Это считается малодушием и изменой. Но только в том случае, если противники считают себя лучше, ставят себя выше  своих врагов, хотя и те, и другие – люди.

   С чем связан страх смерти, если она неизбежна? Я замечал, что дети в возрасте где-то до 7-8-ми лет ее не боятся, точнее к смерти товарищей и родственников весьма равнодушны. Конечно, пока покойник в дому и во время похорон общая обстановка их угнетает, но очень скоро они веселятся и играют как ни в чем ни бывало. Возможно, они не понимают смерти, как явления, а, возможно, еще не ценят и самой жизни. Страх смерти – это страх потерять жизнь. Жажда жизни – вот главная причина страха смерти. Но все же смерть неизбежна, и поэтому люди придумали жизнь после смерти. Но поскольку живых после смерти на земле нет, их стали поселять на небо – хороших, или под землю – плохих.  Человека можно убедить, что после смерти физической он все равно будет жить, и будущая  эта загробная жизнь будет прекрасна и вечна. Такие убежденные (обманутые) люди уже не побоятся смерти, а возможно, и примут ее с радостью, как это делали первохристиане времен Рима и как делают сейчас мусульмане-шахиды.

   Но фанатиков, принимающих смерть добровольно и с радостью, немного, большинство, даже если и верит в загробную жизнь, тем не менее, обыденной жизнью дорожат и физической смерти боятся. Но она неизбежна, а значит, в земной жизни каждый должен успеть что-то сделать, чтобы жизнь не прошла впустую. А есть ли такая жизненная задача, исполнив которую, можно умирать спокойно?
    Есть. Народная мудрость гласит: каждый мужчина должен вырастить сына, построить дом и посадить дерево. Это и поэтично и одновременно реально практично – каждый должен оставить полноценное потомство и по мере сил обустроить землю. Но даже исполнивший свой земной  долг готов ли он к неизбежному, к смерти?  Он живет. Он среди живых. Он трудится, любит, воспитывает детей, опекает внуков. Он знает о смерти и ее неизбежности, но в жизненных хлопотах, буднях и праздниках редко вспоминает о ней, разве что при похоронах близких или друзей. Он мнит себя бессмертным, до самого последнего дня.  Но этот день неизбежно наступает, и как он поведет себя перед неизбежным, как окончит жизненный путь? Неготовый, испуганный, он будет роптать, изводить близких и окружающих.
   Но, Боже мой, какая скука
   С больным сидеть и день и ночь,
   Не отходя ни шагу прочь!
   Какое низкое коварство
   Полуживого забавлять,
   Ему подушки поправлять
   Печально подносить лекарство
   Вздыхать и думать про себя:
   Когда же черт возьмет тебя!
                (А.С.Пушкин)

   Некрасивая, неприглядная смерть. Неизбежное надо принимать как должное. Мало красиво прожить, надо суметь еще и красиво умереть. Ибо это самое последнее, что ты сделаешь на земле.
   Мудрые это поняли давно, еще Эпикур изрек: «Наслаждайся жизнью, но помни о смерти», то самое «memento mori». Живи - но помни, ибо всему свое время, время жить, и время умирать.

    И все-таки, что есть страх смерти? Скорее всего, это страх потерять себя в мире. Мир будет жить, а тебя в нем не будет, совсем не будет, ты не увидишь, не услышишь и никак не ощутишь, что происходит вокруг. С другой стороны, человек треть своей жизни тоже почти мертв – он спит. Древние даже считали, что во время сна душа на время отлетает от тела, а после смерти улетает совсем. Даже если не так, все равно, во сне человек не ощущает и не руководит собой. И эта краткая смерть никого не пугает, а сони даже очень любят подольше умереть. Но если мы не боимся сна, то почему так боимся не проснуться совсем? И стоит ли уж так бояться вечного сна? 

   А между тем, народная мудрость, обязывающая мужчину вырастить сына, посадить дерево и построить дом, кроме долга указывает и на путь личного бессмертия. Дети – это твое бессмертие в генах, дерево и дом будут существовать после тебя и служить потомкам и тоже продлят твою жизнь.  Мы живем, пока нас помнят, а для этого надо постараться при жизни. Если ты астроном и вычислил период кометы, ты будешь жить в названии этой кометы, если ты писатель, художник или архитектор, ты будешь жить, пока люди читают твои книги, смотрят твои картины или видят фасад твоего дома. Даже если забудут твое имя, частичка твоей души в них останется и перейдет в вечность
   Нет, весь я не умру,
   Душа в волшебной лире
   Мой прах переживет и тленья убежит.
   И буду славен я, пока в подлунном мире
   Жив будет хоть один пиит.
                (А.С.Пушкин)

  Умирать страшно тогда, когда ты ничего не сделал для Мира, когда после тебя ничего не останется, тогда смерть – это Смерть.
   Может быть страх смерти связан и с тем, что большинство людей не проживают всей своей жизни, не доживают до ее естественного конца, Ибо, когда жизнь прожита, вся, полностью, до конца, смерть так же естественна и желанна  как сон в конце долгого трудного дня.
   «Умереть бы мне, да вот смерть не берет, а так – скучно»
   Если так, то страх и неприятие смерти – это, прежде всего, обида и досада, что жил так мало, не прожил всего, что было отпущено. Но кто в этом виноват? Не сам ли?

   Не многие люди бывают убиты или гибнут в катастрофах, большинство умирает от болезней. Но что есть болезнь? Болезнь есть плата за неправедную, неправильную жизнь. Живущий в мире с окружающими и с самим собой, живет долго и умирает спокойно, неправедный – мучается и при жизни, и при смерти. Еще одно звено единства жизни и смерти.

   Как избежать страха смерти? Надо осознать свой земной долг, исполнить его и отказаться от иллюзии вечной жизни. Живи, пока живется, а придет смерть – встречай ее достойно, ибо ты – Человек. Истинный Человек имеет право на красивую, достойную смерть, и даже этим он продлит память о себе и свое бессмертие. Вожди древних ариев, когда подходила старость, сами отдавали себя в жертву, вождь не имел права на дряхлость, в памяти соплеменников он всегда должен оставаться сильным.

   Если ты умираешь в окружении детей и внуков, будь спокоен, ты будешь жить в них.
   Если не оставил потомства, но много создал руками и умом, ты будешь жить в тобою созданном.
   Страшно умирать молодым, когда кажется, что жизнь еще в самом начале и все ее блага и радости впереди, но даже тогда не омрачай своих последних минут завистью к остающимся жить, прими смерть достойно, ибо ты – Человек.
   Если тебя захватили враги и хотят убить, не унижайся мольбами о пощаде, пощады не будет – только глумление, не дай врагам насладиться твоим унижением. Борись до последних сил, даже физически беспомощный смейся над врагами, главное - не потеряй силу духа, не иди на смерть в рабской покорности, умри в ненависти, и враги будут посрамлены, а ты станешь бессмертным в этот миге твоего праведного гнева.  Ибо ты – Человек.
   Жизнь и смерть неразделимы, смерть – лишь кратчайший миг, означающий угасание одной жизни во имя рождения новой.

    Смерть – ничто.

          Жизнь – вечна!


Рецензии
Спасибо, Вы меня успокоили. :) Кстати, многие учёные считают болезни благом. Кое-кто, конечно, мрёт, но они служат эволюционному развитию нашего вида.

Геннадий Ищенко   08.08.2023 05:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.