Лабиринт страха

Они осторожно зашли в мой кабинет.
Две девочки.
Одной восемнадцать. Другой едва исполнилось десять.
Присели, как мышки.

Проблема обращения, — неспокойный сон у младшей на фоне стресса.
Два года назад родители расстались. И начали делить девочек и нажитое имущество.
Постоянные крики, детские переживания и боль от невозможности что-либо исправить. На сегодняшний день младшая девочка живёт с папой. Маму не видела в течение полугода. Только общение по интернету.
Старшая в другом городе, — учится в институте. 
Это она привезла сестрёнку к психологу.

После беседы с девочкой предложила к рассмотрению МАК «Цвета и чувства» Н. Жигамонт.
Попросила найти те фотографии, что отражают навязчивый сон.
Она выбрала карты, похожие на блуждание и тупик.

Стали исследовать воображаемый лабиринт.
Он был огромным, стеклянным, выход отсутствовал. Ощущение безуспешности в его поиске.
Я спросила есть ли лестница, по которой можно подняться и посмотреть на лабиринт с высоты?
Девочка посмотрела по сторонам и обнаружила обзорную площадку.
Ей было страшно идти одной и я сказала, что буду рядом на протяжении всего путешествия.
С высоты было видно открытое пространство начинающегося леса, направление выбрано.

Аккуратно девочка шла между прозрачными перегородками.
Периодически останавливалась.
Отдыхала, рассматривая узкие проходы.
Перед самым выходом они стали ещё уже и ниже, пришлось ползти.
Выйдя из стеклянного зазеркалья она заметила, что очень темно и страшно двигаться дальше.
Попытки что-либо увидеть казались безнадежными.

Я спросила, что или кто может помочь в дальнейшем продвижении?
Ответ,  — сестра.
Пригласили старшую девочку пройти с нами этот Путь.
Она поддержала эту задумку.

Достаточно быстро нашёлся фонарик.
Младшая взяла его в руки и включила свет.
Пошли по тропинке прямо и вышли на полянку, где было ощущение безысходности и тупика, фонарик не работал.
Я сказала, что надо осмотреться.
Глаза сейчас привыкнут к темноте.
Не надо спешить. Предложила попить воды, у меня была небольшая фляжка.
Девочки сделали несколько глотков.
Мы поговорили о том, что на данный момент удалось выйти из лабиринта и преодолеть страх двигаться по темному лесу.

Фонарик включился.
Дорога была в одном направлении.
Девочка решила идти по стеклянному мосту, мы зашли в новое пространство, оказалось,что выйти из него нельзя, двери были заблокированы с двух сторон.
Сестрёнки прижались друг к другу, младшая сказала, что должен быть ключ, но пока его не видит.
Вспомнила, что и во сне всегда ищет выход.

Я попросила рассказать о чувствах, что испытывает она в сновидениях, — страх и растерянность.

Предложила  посадить этот страх на стульчик и выйти на некоторое время из того места, где мы были.

Страх был огромный, чёрный и прозрачный.
Он не давал думать, сжимая голову девочки железным кольцом.
Спросила как часто и когда в реальной жизни она испытывает такое ощущение?
Ответила, что такое состояние появляется, когда думает о том, что  разъедутся с папой и он будет считать её предательницей.

Через игрушки обыграли диалог с папой, где девочка  проговорила отцу свои переживания.
Удивилась, что фигурка папы не злится,  не обвиняет дочку, спокойно принимает её решение быть с мамой.
Страх уменьшился до точки.

Мы снова на стеклянном мосту.
Девочка находит ключ и открывает двери, выходим на ночную дорогу.
Ещё немного страшно, но есть фонарик и ощущение неосужления с папиной стороны.
Слёзы радости от того, что удалось выйти и стало легче дышать.

На следующей сессии старшая сестра отметила, что сон стал спокойнее, младшая чаще улыбается и смогла поговорить с папой по Скайпу, поделиться с ним  впечатлениями о городе.

На песке десятилетняя девочка строит свой мир и находит место каждой значимой фигурке.
Выбирает в открытую карточку, где изображена, по её мнению, цветочная полянка и ручеёк. Лето, тепло.
Размещает фотографию в пространстве песка. Беседуем о её самоощущении, о полянке и бегущем ручье. 
Хвалю за новые достижения.

Через две недели старшая девочка написала, что младшая сестра уехала с мамой в другой город, что по ночам не просыпается и не кричит.


Рецензии
И каждый раз удивительно, что серьёзные проблемы можно решить настолько быстро -
через картинки, асоциации, воображение...
И особенно хорошо, что так можно работать с детьми, минуя серьёзные разговоры
на болезненные для них темы.

Спасибо, Софья, за описанный опыт.
Конечно, профессиональное сопровождение имеет преимущества, но ты делишься со всеми,
и, может быть, кто-то сумеет применить нечто подобное... Или, по меньшей мере, хотя бы увидит
взаимосвязь между самочувствием ребёнка и происходящими событиями, что не для всех очевидно.
Очень полезно и познавательно. С благодарностью.

Света Боярина   22.10.2020 09:04     Заявить о нарушении
Света, признательна тебе за тёплый отклик, да, использование образа помогает обойти сознательные запреты и помочь человеку справиться с ограничивающими убеждениями и страхами.
Любящий родитель может подключить разные приёмы, помогающие справиться с психотравмой.
Это может быть сказка. Надо написать об этом, благодарю за пришедшую идею и твоё живое участие!

Софья Алдухова   23.10.2020 14:46   Заявить о нарушении