Чердынь - крещение, город в Перми, этимология

Лета 6959 (1451) прислал князь великий Василей Васильевич
на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей
Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием
правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына
тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь
на Чердыню
Вычегодско-Вымской  летопись (XVII в.), под 1451 г. 

1) Общие сведения

а) Чердынь — город в Пермском крае на реке Колва (дл. 460 км, судоходна на 250 км) при впадении ее в реку Вишера, притока реки Кама. По Колве проходил древний (пушной) путь из Волжской Булгарии в Печорский край, археологами найдено несколько  городищ, в которых попадаются восточные монеты.
 
Когда был основан город неизвестно, имя "Чердынь" упоминается неопределенно  в Вычегодско-Вымской (Мисаило-Евтихиевская) летописи (XVII в.), под 1451 г. Возможно  как местность - задача назначенному князю  (наместнику)  по  колонизации территории и христианизации населения.

Раскопки, проведённые  2000-е г. показали, что Чердынь - святилище, а не городок: не обнаружено ни укреплений, ни жилых построек. На этом месте в XV веке был основан собственно город Чердынь, обнаруженные археологами остатки деревянных укреплений русского кремля датируются XVI—XVII вв.

Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь  основан около  1462 г. епископом  Пермским Ионой на берегу реки Колвы. В XVI веке  монастырь посетил царь Иоанн IV Васильевич. В 1580 году обитель получила  жалованную грамоту от Ивана Грозного, которая давала монастырю  самостоятельность в хозяйственных и духовных делах.

б) Этимология/Википедия

Название  происходит, согласно гипотезе, выдвинутой А. С. Гантман, от двух коми-пермяцких слов: чер — «приток» и дын — «устье», — т. е. «поселение, возникшее при устье ручья».
Согласно другой версии, название поселению дала расположенная с северной стороны города небольшая речка, которая до прихода русских называлась «Чер», а поселение, расположенное в её устье, именовалось «Чердын» («дын» в данном случае переводится с коми-пермяцкого как «место около  чего-либо»). Современное название речки — Чердынка — вторично, дано по названию города. В писцовых книгах XVI—XVII веков, в государевых грамотах и других указах Чердынь называли  Пермью Великой, отождествляя её с наименованием исторической области.

* Примечание
Кто знает как назывались 5 водных потоков на севере города "до прихода русских"??? На картах XIX-XX вв. речка на севере города называется Саженка, другой поток - Сухой лог.

в) Топография

* Атлас 1794 г. для юношества. Пермское и Уфимское наместничества;
http://www.etomesto.ru/map-atlas_1794_perm-ufa/
* Атлас российской 1745 г.; https://dlib.rsl.ru/viewer/01003340081#?page=32
* Карта Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.;
http://www.etomesto.ru/map-karta-strelbickogo_vostok/
* Топографическая карта СССР • 5 км 1971-88 гг.;
 http://www.etomesto.ru/map-atlas_topo-5km/

2) Хронология крещения  Перми Вычегодской (бассейн Вычегды) и Перми Великой (Чердыни)

а) Пермь Вычегодская

1379-1380 гг. Иеромонах  Стефан по благословению епископа Герасима Коломенского  идет в землю  Пермскую на Вычегду, где начал проповедовать Слово Божье и крестить "нечестивые племена пермян". Стефан обосновывается  в поселении  Усть-Вымь, в месте впадения реки Вымь в Вычегду.

1383-1384 г. Стефан совершает поездку в Москву с просьбой о назначении епископа. Московский митрополит Пимен назначает Стефана епископом Пермской земли. Он возвращается в Усть-Вымь и начинает строить церкви и монастыри на средства отпущенные Москвой, одновременно создает пермскую азбуку.

1385-1396 гг. Разногласия с новгородским епископом, война с новгородскими дружинами. Путешествие Стефана в Новгород и примирение с новгородской епископией.
1397-1398. Великий князь Московский Василий I Дмитриевич присоединил  Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли коми.

1398-1416 гг. Пермский епископ Исаакий основал Троицкий скит Ульяновского монастыря у впаденья реки Мылвы в Печеру.
1416-1447 гг. Епископ Герасим  ревностно продолжал распространения христианства, совершал миссионерские поездки, убит вогулом.
1447-1455. Епископ Питирим, обустраивал епархию после нападения язычников, был убит вогулами в 1455 г. во время молебна на реке Вымь.

б) Пермь Великая

1451 г. Великий князь Василий Тёмный сделал своими наместниками в Перми Вычегодской князя Ермолая и его сына Василия, а другой сын Ермолая — Михаил стал вассальным правителем Перми Великой (Чердыни).
1456-1470. Епископ Иона продолжал крещение  коми-пермяков живших по Каме и Чусовой, строил церкви.
1471-1472 г. Чердынский поход московской рати в северном Прикамье,  завершение подчинения Перми Великой со столицей в городе Чердынь. Уничтожение коми-пермяцкого святилища в Искоре, завершение крещения Перми Великой.

3) Письменные источники

а) Национальный корпус русского языка

* Жалованная грамота ц. Федора Ивановича Строгановым на их вотчину городок, остроги, слободку и соляные варницы, с подтверждением 1599 г (1591.04.20): "И в нынешнем в 99-м году он, Максим Яковлев сын, и Ондрей и Петр Семеновы дети нам били челом о той своей вотчине о городке и острогах, что ныне дорога Сибирская миновалсь, а проложена новая дорога в Сибирь мимо Пермь, Чердынь, да на Новой город на Лозьву".
* Царская грамота чердынскому воеводе Василию Головину о построении города на р. Туре (1597.10.12): "Отъ царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русіи, въ Пермь Великую, въ Чердынь, Василью Петровичю Головину да Ивану Васильевичю Воейкову".

* Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец) (1500-1525-1530-1598): "Того же лета город згорел Чердынь, и князь Матфеи Михаиловичь великопермьскии поставил город на Почке новои".
* Приходная книга Новгородской четверти 1619/20 г (1619-1620): "И 128-го июня в 22 день по отписке ис Кевролы Ивана Зиновьева те деньги на нынешней на 128-й год взято сполна; платил целовальник Семейка Иванов. Пермь Великая, Чердынь По чердынскому сметному списку 127-го году чердынских доходов у 127-го году во 128-й год осталося за росходы четыреста дватцать пять рублев дватцать девять алтын две деньги".

* Строгановская летопись по списку Спасского (1630-1640)
"Тогда онъ злочестивый собра воя своя, число жъ ихъ седмь сотъ человекъ, и подозва с собою буйственыхъ и храбрыхъ і силныхъ мурзъ и улановъ Сибирския жъ земли со множествомъ вои; он же злый по неволи взя с собою Сылвянскихъ і Косвинскихъ и Иренскихъ і Инвинскихъ и Обвинскихъ Татаръ и Остяковъ і Вогуличъ і Вотяковъ и Башкирцовъ множество, і пріиде съ вои своими яряся на Пермьскія городы, на Чердынь и те места поплениша и пожгоша, до[и]де же и къ стенамъ града сурово и люто зело приближишась ко граду, едва не взяту бывшу, но всемогій Богъ не попусти окаянныхъ...".
"И потомъ, повелениемъ государевымъ государя царя і великаго князя Федора Івановича всеа Русіи, и с техъ бусорменъ ясашные зборы начашася збиратися по городомъ отъ воеводъ, где те языцы живяху в разныхъ местехъ, в Чердынь и на Уфу и на Верхотурье и по инымъ городомъ сибирскимъ, где те языцы окрестъ живуще близь городовъ".

б) Исторические документы Перми Великой

* 1477 г. - Чердынский Синодик; http://zz-project.ru/xv-vek/332-1477g-cherdynskij-...

«Богоспасаемого града Чердыни, обители Вознесения Господня, Иоанна Богослова общежития монастыря, монастырские быша начальники, лета 6985 (1477) января в 6 число, - помяни Господи души преставльшихся: архимадрит Дионисей, игумены и строители; помяни господи души Великопермских князей и княгинь: князя Михаила Пермского, убит от Вогуличей, князя Владимира Пермского, князя Иоанна Пермского, князя Ермолая Вымского...".

* 1580 Августа 10 Царская грамота в Пермь Великую, о неприкосновенности угодьев Чердынскаго Богословского монастыря:
http://zz-project.ru/xvi-vek/147-1580-avgusta-10-t...
"От царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руссии, в Пермь Великую, в Чердынь, старостам и целовальником и всем Чердынцом, лучшим и средним и молодчим людем. Били нам челом, из Чердыни, Богословского монастыря строитель Варлам с братьею, а сказали что наше богомолье, в Перми, Богословский монастырь общий один, как Пермичи крещенье приняли ...".

4) Обобщение и вывод

а) Хронология указывает на рубежи распространения христианства в период 1380-1472 гг. по рекам Вычегда, Колва и Кама. Чердынь - княжество Пермь Великая, имя известно с 1451 г., межплеменной центр до 1472 г. и в 1535-1616 гг.
В 1384 г. на реке Вычегда в Перми Вычегодской создается епископия, затем ее влияние распространяется в юго-восточном направлении на верховья реки Камы, на Пермь Великую. Чердынский Богословский мужской монастырь основан ок. 1462 г.

Московским государством первоначально осуществлялась в общем мирная церковно-монастырская колонизация Перми Великой (Чердыни) - Крещение населения. Для этой цели на реке Колва (приток Вишеры и далее Камы) был в 1451 г. выбран центр - Чердынь, куда и был назначен наместник Московского великого князя. Следовательно, имя "Чердынь" должно содержать информацию о главной задаче этого центра - о крещении языческого местного населения.
* Из грамоты царя Ивана Васильевича 1580 г.: "В Перми, Богословский монастырь общий один, как Пермичи крещенье приняли".

В христианстве Крещение — первое и важнейшее таинство, через крещение человек становится членом Церкви, присоединяется к христианскому сообществу. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных таинствах Церкви. Крещение (для очищения от грехов) описанное в Библии совершал Иоанн Креститель, крестил Иисуса Христа в реке Иордан.

б) Средневековая российская топонимика

На картах Российской Империи XVIII-XX в. и СССР зафиксированы шесть населенных пунктов Ерденево, некоторые из них существовали в XVI в. Топоним выводят из термина "ердань" - прорубь, отмеченного В. Далем в вятском говоре русского языка. Обмирщение сакрального топонима, придание термину профанного (лишение святости) значения.
* Толковый словарь В. Даля/Ердань: "ЕРДАНЬ ж. вят. испорченное Иордан, употреб. в знач. прорубь вообще".

Согласимся с Владимиром Далем: "ЕРДАНЬ ж. вят. испорченное Иордан...". Его отец датчанин Йохан (Иоганн) Кристиан Даль был лингвистом, богословом и медиком, одно время был придворным библиотекарем при Екатерине II, знал 7 языков, в т.ч. и древнееврейский язык (иврит).

Вывод
Целесообразно рассмотреть топоним в связи с библейскими образами и терминологией.

5) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем топоним в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень.

* ЧЕРДЫНЬ = Ч+ЕРДЫНЬ = русск. корень ЕРДЫНЬ, ЕРДАНЬ, ЕРДЕНЬ = тождествен греч. ИОРДАН, ивр. ЙАРДЕН, имя сакральной реки в Израиле.
русск. ЕРДЫНЬ = ивр. ЙАРДАН, Ярден, ЙАРДЕН, главная река Израиля, гидроним переводят как "спускаться, падать".
* Ч = скорее всего, ЧЕКАНЬЕ-ЦОКАНЬЕ (Ч-Ц) северных русских говоров. Если это так (тема не разработана), тогда ЧЕРДЫНЬ = ЦЕРДЫНЬ.

Общий вид

ЧЕРДЫНЬ-ЦЕРДЫНЬ = Ц+ЕРДЫНЬ = ивр. ЦЕ выходи, выйди; приходить, идти (форма глагола ЙАЦА) + ЙАРДАН спускаться, падать; в христианской традиции - место крещения. Чердынь - религиозный центр, место крещения местного населения.

* Пояснение
Река Кама истекает в верхнем течении с Юга на Север, затем поворачивает на Восток, при впадении реки Пильва (верхняя точка) резко поворачивает и истекает почти строго на Юг, т.е. "падает, спускается". От села Бондюг (точка поворота Камы на Юг) до города Чердынь по прямой современной дороге - 34 км.
При назначении на должность наместника в Пермь Великую в 1451 г., князю Михаилу Ермоличу очевидно была поставлена задача - закрепиться в точке поворота русла реки Камы, создать администрацию и обеспечить проходившую там в это время церковную колонизацию - крещение местного населения.

б) Библейский образ

Иордан - сакральная река, согласно Ветхому Завету земля за Иорданом была обещана евреям Господом, в Новом Завете место Крещения Иисуса, послужившее символом первичного обряда принятия иудеохристианства.

* Второзаконие 12:10: "Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих вас, и будете жить безопасно".
* Исаия 26:21: "ибо вот, Господь выходит (ЙАЦА) из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих".

Таким образом, Московское государство "вышло" на стратегическую точку в верховьях реки Кама в результате церковно-монастырской и административной колонизации примерно в 1450-х гг. Местные княжеские элиты и жречество, терявшие контроль над территорией, оказали сопротивление распространению христианства.

В 1472 году под предлогом оскорблений, нанесённых пермяками московским купцам, Иван III послал в Пермский край войско, подчинившего край Великому княжеству Московскому. Москва перекрыла пушные торговые пути идущие по рекам Кама, Колва и Вишера, ограничило влияние Казанского ханства (образованного в 1438 г. на территории Булгарского улуса Золотой Орды) в Перми Великой.

Топоним Чердынь можно отнести к культурно-религиозной деятельности Русской Православной Церкви, христианство начинается с крещения, так и смысл топонима Чердынь - крещение.

Кишинев, 20.10.2020 г.


Рецензии