Ч. 75 Два капитана одного корабля

Предыдущая страница  http://proza.ru/2020/10/20/1058

Капитан-лейтенант Павел Николаевич Макаров, которому по традиции разрешили набрать экипаж по своему усмотрению, выбрал старшим помощником лейтенанта Платона Степановича Нахимова, мичмана Николая Александровича Бестужева и штурмана 14 класса Максима Платонова.

Помощниками штурмана Макаров взял вольнопрактикующегося  Алексея Российского, уволенного из Кронштадтского штурманского училища. Судя по всему, это был один из креолов, направленных для обучения в штурманское училище.

И ещё одним помощником штурмана был англичанин Иосиф Десильве. Кто он такой, почему его выбрал Макаров, мне докопаться не удалось. Отобрал Макаров себе унтер-офицеров и нижних чинов из различных флотских экипажей. Не всё же только фамилии и имена офицеров называть, перечислю и матросов:

подшкипера Ивана Алексеева, квартирмейстера Осипа Фокина, Федора Комякина, Петра Рычкова, Муртазу Мустафина, Сагамита Бикулова, Петра Иванова, Власа Степанова, Степана Хромова, Назара Владимирова,

Савелия Мойсеева, Марко Хренева, Алексея Никитина, Ивана Самойлова, Дементия Бякова, Семёна Алексеева, Василия Федорова, Андрея Семенова, Семена Катова, Ивана Никитина, Василия Козлова, Илью Григорьева, бомбардиров Родиона Шушкова, Наума Семенова, канонира Алексея Жаворонкова.

Кроме того, должности матросов во время плавания, чтобы даром хлеб не ели, исполняли семь наёмных промышленников Российско-Американской компании, «коим на 7 лет даны пашпорты из С. Петербургского губернскаго правления».

Обязанности фельдшера исполнял «дворовой человек коллежскаго советника Борноволокова», Ларион Трифанов, который отправлялся к своему хозяину, находившемуся в колонии.

Кают-компанию обслуживал «дворовой человек надворнаго советника Булдакова» Иван Емельянов, которого владелец отправил к «главноуправляющему тамо коллежскому советнику Баранову».

Корабельным врачом  назначили коллежского асессора Егора Николаевича (Георга Антона) Шеффера. Тот недавно перешёл на службу в Российско-Американскую компанию. Доктор этот был весьма предприимчивой личностью, активно участвовал в торговых делах. Его имя связано с попыткой создать колонию на Гавайских островах.

Попытка та с треском провалилась. Потом Российское министерство иностранных дел всячески от этой затеи открещивалось.
 
В интернете я прочитал, что в МИД РФ образована межведомственная рабочая группа по изучению российского исторического и культурного наследия в США под председательством заместителя министра иностранных дел С.А. Рябкова.
 
Одним из направлений работы группы может стать рассмотрение вопросов исторического и культурного наследия Русской Америки и Гавайских островов как ее составной части».

Порадовался за наших дипломатов и учёных: за казённый счёт поехать в командировку на Гавайские острова, и там, на берегу океана, неторопливо ковыряться в земле в поисках следов культурного наследия, получая при этом командировочные, – такое счастье даже трудно себе представить.

Но человек предполагает, а бог располагает: прекрасному плану помешали всякие санкции, и стало не до такой восхитительной командировки.

Шлюп стоял в Средней гавани Кронштадта, где на него установили новые мачты и заменили весь рангоут. 18 сентября все работы завершили, «Суворова» вывели на рейд и поставили  фертоинг (способ постановки корабля на два якоря, при котором судно в любом положении при разворачивании находится между якорями).

Время года было позднее, следовало торопиться. В Кронштадт прибыли два директора Российско-Американской компании, Михаил Матвеевич Булдаков и Венедикт Венедиктович Крамер, чтобы пожелать всем доброго ветра.

Можно себе представить, как вытянулись физиономии обоих директоров, когда капитан-лейтенант выдвинул несколько новых требований и настаивал, чтобы их внесли в договор, в том числе увеличение ему и офицерам сверх положенных 1200 рублей порционных в год ещё 800 рублей.

А иначе, мол, сами и управляйте кораблём. Директора заметались. Увеличить жалование они не могли без утверждения правлением, собирать которое было некогда, да и сами выглядели не лучшим образом, если не смогли договориться.

Они обратились за советом к директору маяков Финского залива генерал-лейтенанту корпуса флотских штурманов Леонтию Васильевичу Спафарьеву. Надо думать, с хорошим подношением.

Тот порекомендовал им заменить командира «Суворова» на Михаила Петровича Лазарева, служившего тогда на бриге «Феникс». Лазарев охотно согласился, поставив единственным условием, что сам выберет себе офицеров, на что директора не возражали.

Михаил Петрович предложил отправиться вместе с ним в плавание своему другу лейтенанту  Семёну Яковлевичу Унковскому и ревизору на корабле «Орёл» лейтенанту Павлу Михайловичу Повало-Швейковскому, чему те откровенно обрадовались.

8 октября в 10 часов отслужили молебен, попрощались с друзьями и родственниками, приехавшими проводить шлюп  «Суворов», снялись с якоря и отправились в море.

Продолжение http://proza.ru/2020/10/23/840


Рецензии
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.