Изр. гл. 5 via dolorosa

           Само название «Крестный путь» возникло из евангельских текстов апостолов Марка, Матфея, Луки, Иоанна и обозначало восхождение Христа на Голгофу.
"И повели его на распятие. Выходя, они встретили одного  Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит"Лобное место" дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью: и, отведав, не хотел пить"(МФ 27 31-34)
                "И повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит:"Лобное место" (Мк 15 20)
"И, когда повели Его, то захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на Него крест, чтобы нес за Исусом... И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его" (Лк 23 26, 32)
"И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа" (Ин 19 16-17)
 
        Крестный путь имеет еще одно название – «Путь скорби». Его латинское название Via dolorosa. Маршрут Крестного пути такой, каким он является в наши дни, был определен в Средневековье на основании событий, происходивших в 1-м веке н.э.  На этом маршруте находятся 9 из 14 остановок Крестного пути Христа. Последние пять остановок находятся на территории Храма Гроба Господня.


        Когда изучала Маршрут пути   на плане с целью выяснить его протяженность и витиеватость средь  построек Старого города, на карте чётко обозначилось, что маршрут   представляет собой  ломаную линию  из пяти звеньев.

            Но так оказалось, что мое нахождение в конце крестного пути диктовало мне обратное движение. И я нисколько не расстроилась. Везде на стенах в удобных для обозрения местах находятся указатели остановок с большие римские  цифрами на них.
первый раз он и есть первый. какая разница в каком направлении?
            Каждая остановка Иисуса на пути к Голгофе - сегодня это памятник.
          По традиции путь паломников начинается от Претории, резиденции римского наместника Понтия Пилата, где содержался в темнице Иисус. Здесь же Пилат принял решение о казни Христа. Здесь надели терновый венец, дали крест. С этого места и начался Крестный Путь. 
 
                Так я отправилась по дороге Via dolorosa в обратном направлении, от места распятия к претории.  Заодно чтоб знать, как действовать и в каком направлении двигаться завтра, в страстную пятницу.
                Городская застройка Иерусалима, многократно разрушаемая и возводимая вновь, сохранила лишь общее направление Крестного Пути. На улицах течет повседневная жизнь крупного туристического центра: толпятся люди, приехавшие сюда со всех концов света, суетливые торговцы назойливо предлагают свой товар. Все это мешает молитвенной сосредоточенности и грубо вторгается в глубинные переживания верующего.  Но и во времена Христа эти места выглядели почти так же. Так же суетились занятые будничным трудом люди, так же шумела вокруг толпа, в то время как Он нес Крест, восходя на Голгофу.

               Последние несколько станций находятся внутри храма.
    14. Четырнадцатая остановка - положение во гроб.
Над Гробом Господним установлена кувуклия. Тут Иосиф Аримафейский поместил тело Иисуса в склеп, а римляне закрыли вход огромным камнем. Здесь же и произошло воскрешение.
    13. Тринадцатая станция - снятие с креста.  Камень помазания.
Место, где лежало тело Христа, обозначено латинским алтарем. Под стеклом деревянная статуя Скорбящей Девы с дарами паломников. Здесь написаны слова "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла". Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на камень миропомазания для умащивания благовониями перед захоронением.
    12. Двенадцатая станция - смерть на кресте.
Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.
    11. Одиннадцатая станция - прибитие к кресту.
Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.
10. Десятая станция - снятие одежд.  На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.

             Мне предстояло ознакомиться с ними позже, когда попаду во внутрь храма.

                От Претории, начала Крестного Пути,  недалеко до  выхода из Старого города, который обнаружился сам собой. Направление  движения народа само подсказало. Да и специально составленный ещё на родине план старого города подсказал, что все лабиринты позади.   Выхожу через  Львиные ворота.
              Львиные ворота  построены в шестнадцатом веке турецким султаном и получили название от барельефов львов,  символов мамлюков, изображенных на них.
             Как ни логично,  но не через них входил Иисус в этот город, в день, который мы отмечаем за неделю до Воскресения. Поэтому современный крестный ход вливается в Иерусалим не через Золотые, а через  Львиные ворота.
              Золотые ворота, через которые в город входил Иисус, ныне заложены – их наглухо замуровали в шестнадцатом веке, по приказу султана Сулеймана Великолепного. Там, где прежде в каменной стене были проемы, теперь видны лишь две декоративные арки.
              Согласно христианскому преданию, Иисус вошел в Иерусалим через Золотые ворота, именно через эти ворота проехал Иисус на белом ослике, чтобы войти в Храм.
Город распахнул навстречу торжественному шествию свои Золотые ворота – самые большие, самые величественные, единственные, которые вели прямо в храм.
   Один из крестоходцев с грустью оглядывается туда, где арками очерчены замурованные проемы старых ворот. «Это ничего, сынок, – будто угадывает его мысли старенький священник, – Лишь бы золотые ворота твоего сердца всегда были открыты для Христа».
              Сегодня я совершила путь обратный тому, по которому совершалась история. А вот завтра...
              Сейчас же передо мной во всей красе предстал вид точь-в-точь как на  рекламных картинках - через кипарисы и иную зелень холма  колонны храма всех наций, пять  золоченых луковок монастыря Марии-Магдалины,  - Гефсимания, местность у подножия западного склона Елеонской горы в долине Кедрон.
               

                Для впервые прибывшего сюда, в страну, человека, как и в любой иной новый город, необходим план.   Ничего  не составляла. Только знала, что программа будет состоять  из двух частей –  светской и собственно паломнической, без четкого разграничения. А там будет видно. Первый и второй день представлялись  полной неизвестностью, едва очерченной моими намерениями.    Составление детального плана передвижений и посещений для Иерусалима было просто невозможно. Просматривала всевозможные программы для паломнических групп. Перебрала множество храмов, везде в них  запланированы особые важные службы, обыкновенно проходящие  на страстной неделе.      Но храмовые расписания не совпадали с моими.  И к тому же месторасположения интересующих объектов  требовали  знания способа доставки. Попросту надо знать дорогу. Передвигаться на такси я не собиралась. По этой земле надо по максимуму ходить пешком. На  справочный телефонный прозвон не надеялась. Лишь сконцентрировалась вокруг Старого города и Масличной горы. Да тем и  удовлетворилась вполне.
             Так я,  не имея изначально четкого плана и маршрутов, лишь крупные центры для паломнического преткновения,  передвигаясь некоторым образом спонтанно,   до сего момента получила впечатления, которых  для иного паломника уже хватило бы на всю оставшуюся жизнь.
              При выходе их  Львиных  ворот   впереди  красуется  Гефсимания.

   


Рецензии