Изр. гл. 5 Гефсиманский монастырь

Красивей нет монашеских одежд,
В них видится стремленье в жизни в боге,
И жажда, и искание Его,
Исканье в царство божие дороги.
Приидите и омоют ваши ноги,
Приимите участь омывать другим,
Оставьте попеченья и тревоги,
Служению себя мы посвяти.
Исканью истины, ее познанью...
Свободными служителями станем,
И, бог даст, назовут учениками,
Когда любовь поселится меж нами.
Приидите, облачат вас в одеянье
Доверья, бескорыстья, покаянья,
Решимости себя так изменить,
Чтобы врагов, как бог велел, любить.
Красивей нет монашеских одежд...
В них видится в любви признанье богу...
Готовность следовать за ним,
К нему в то царство,
Что внутри, найдя дорогу. (Андрей  Титов).


               
                Стою на площадке. С одной стороны -  вход в храм, над которым красуются пять золоченых луковок церкви святой Марии Магдалины,  с другой, противоположной -   прекрасная панорама  еврейского и мусульманского кварталов   старого города,  одна из самых известных и узнаваемых – плоские крыши строений внутри Старого города и Большой золоченый купол мечети Омара на их фоне.
              Тень от оливковых деревьев как часть самого дерева. Не различимо, где заканчивается дерево и начинается его тень.
                Взгляд на Елионскую гору - пятна зелени не смешанного цвета. Столь специфично  визуальное отображение душИ этого места - в прелестном однообразии цветовой строгости. 

                Какую метафору употребить для никогда не бывавшего здесь? 
                Какие приемы литературы  подобрать, какие эпитеты?  Слова не    вмещает  из своего рода творчества. Не находятся ресурсы в языке.  Всё меркнет  в  глубинах умиротворения и цвета.  Именно цвета.

                ЦВЕТ!

                Цвет и  краски! Картины импрессиониста Клода Моне! Что ж иное здесь может быть? Только impression.  И отсутствие теней.  Как будто нет теней вообще, как будто их в природе не существует.  На его полотнах "Дама в саду", "Мост в Буживале"  тень не замечается. Она играет специфическую роль, роль, противоположную  самой ее сути: она нужна только для того, чтоб подчеркнуть обилие света.
                Постоянный поток света и движения. Постоянное, непрекращающееся движение природы, отраженное во времени.
                Не смешанные на палитре краски передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется.  В зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметам, отбрасывающими цветные отблески - рефлексы. Рельефный мазок передающий трепет листвы, мерцание солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков.
                Ховард Беренс,  современный американский пост-импрессионист, в Гефсимании, на территории монастыря святой Марии Магдалины, вероятно, никогда не был, но для меня именно  его полотна и полотна Моне отражают  цветовую   душу этого места.

               
                Церковь св. Марии Магдалины, возле которой я находилась,   расположена на нижнем склоне Елионской горы.  Архитектура выдержана в ново-русском стиле с шатровой колокольней, семью традиционными луковками куполов. Иконостас храма сделан из белого мрамора и украшен орнаментом из темной бронзы. Иконы, росписи на стенах и куполах принадлежат кисти известных российских живописцев Василия Верещагина, Сергея Иванова. Мощи преподобномученицы Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары расположены в отдельных раках по обе стороны от алтаря.
                Традиционная для всех экскурсантов и паломников краткая и бегло произносимая информация никогда сильно не бередит ум. Не более семи  процентов такой информации всего лишь запоминается. Кто сможет пересказать все события, названные экскурсоводом? Интересно слушать захватывающие факты истории только когда ты там и сейчас.  Для чего ж они нужны? Всего лишь чтоб дать ориентиры к вертикальным глубинам.

                А   суть,  плоть и кровь перечисляемых фактов и событий  обнаруживаются при совсем ином способе рассмотрения.    
 

                Княгиня Елизавета и инокиня Варвара... Елизавета и Варвара, которых революционеры бросили в шахту,  а потом изъяли и канонизировали.


                Очаровательное убранство территории монастыря держало и держало    меня,   не давая  войти  в храм. А мысли  между тем   занялись  по-серьёзному,   очень глубоко  личностно   значимым…
                Кто из прихожан, рассматривающих в ином  храме иконы   двух рядом стоящих  женщин,  знает о них более, нежели просто констатация факта канонизации в следствие мученической смерти Христа ради?
                Кто знает глубину человеческих, семейных, родительских, - словом,  христианских  добродетелей монарших особ? 
 
                Зато  десятки фаворитов императрицы Екатерины Второй -  притча во языцех, взращенная  в  книгах и художественных постановках.

                А между тем, находясь здесь, при дверях Храма, пред подножием усыпальниц какое мощнейшее оружие  нашей истории против современной «мерзости запустения», какой пример  - воспитательный, просветительский, духовно-нравственный – из арсенала страны, из дворцовых залов и комнат  просится быть полезным,  войти в сознание, в понимание,  и немедленно!   

                А ведь со школьной скамьи, мощной продуманной  советской пропагандой  впиталась установка, что царь - наипервейший враг народа, поработитель, эксплуататор, враг мирового пролетариата, изверг и воплощение чуть ли не самого вселенского зла. Так, например,  мирное шествие петербургских рабочих к Зимнему  дворцу в 1905 году, разогнанное и расстрелянное, имевшее целью вручить царю Николаю II коллективную Петицию о рабочих нуждах, вошло в учебники как Кровавое воскресенье.

                И даже великая советская кинематография, кажется, всё про всех заснявшая: и множество лент о победе пролетариата,  и исторических лент, и идеологических, но вот  пробел -  ни разу, ни разу(!),   никогда не показывали в фильмах художественных  облик человека, которому   присягал весь русский  народ.  Отсюда в моё подростковое  сознание самодержец  вошёл как темное пятно, без формы и идентификации, под  кратким определением:  "царь",  как     иронично-циничное  добавление  к:  "Мы, Николай Второй".
                Мне видится в этом по случаю вспомнившемся факте  отнюдь не  случайное совпадение.
                Отрицательный образ самодержца  крепко сидел в голове   как причина  всех бед русского народа.
                Но  когда после развала  Советского Союза цензура исчезла и  стали обнародоваться документы подлинного положения  экономики  в царской России,  высветились чудовищные подлоги истории.  Еще позже в православной литературе обнаружились  опубликованные целые дневники самой императрицы. Именно они произвели переворот моего  мировоззрения по этой теме, полюса поменялись местами, черное стало белым и наоборот.
                Царская семья оказалось  не источником  зла, человеконенавистничества и самодурства, как известная Дарья Николаевна Салтыкова, под прозвищем Салтычиха,   а примером для подражания в семейной жизни. 
                Открывая дневники императрицы,  особы высочайшего статуса и достатка,  никак не ожидаешь прочесть  откровения такой  мудрой  матери:

         «Дети должны  учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль. не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно - слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться  приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

 
      "Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи".

       "Есть горе, которое ранит еще больше, чем смерть. Но любовь Бога моет превратить любое испытание в благословение".
        "Не моет быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь – это совершенное самоотречение".
         "Есть еще один ванный элемент семейной жизни – это отношения любви друг к другу; не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках.
  Есть такие жены, которые подобны растениям-паразитам. Они обвиваются, но сами не делаются ничем. Они не протягивают руку помощи. Они нежатся на диванах, прогуливаются по улицам, грезят над сентиментальными романами и сплетничают в гостиных. Они абсолютно бесполезны и, будучи таковыми, становятся обузой для самой нежной любви. Вместо того, чтобы сделать жизнь мужа сильнее, богаче, счастливее, они только мешают его успехам.
       Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести".

                Дневники  императрицы Александры Федоровны Романовой   под названием «О браке и семейной жизни» изданы  издательским  Домом «Русский Паломник», Валаамское Общество Америки; Москва, 2006 Библиотека журнала «Русский паломник».


Рецензии