Изр. гл. 5 Елизавета

 
                Дочери великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории причислены к  Православной Церковью к Лику Святых.
                Младшая из сестер, Алиса, или просто Алекс,  была  русской императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за русского императора Николая II.
                Другая, старшая, Елизавета,   звавшаяся в семье просто Элла, венчана с великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра Третьего.  Именно её мощи упокоились в Храме Марии Магдалины.



                ЕЛИЗАВЕТА

                Сочетание царственности и святости. Сочетание, не входящее в голову современнику -   сочетание, казалось бы, не сочетаемого. Сочетание антагонистических понятий - власть и святость.
                Почетный член и Председатель Императорского Православного Палестинского Общества. Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. Почетный член Императорской Казанской духовной академии.
                Что стоит за этими  за холодными титулами,  какая жизнь? Какие подвиги?
                Немецкая принцесса,  росшая вместе с младшей сестрой, воспитывалась на твердых христианских принципах. Домашнюю работу выполняли сами: убирали комнату, топили камин, чинили одежду. Тепло родительского очага и правильность воспитания заложили   правильную основу  взрослой самостоятельной жизнь принцессы.
                С детских лет Элла, так её называли домашние,  была религиозно настроена, участвовала в делах благотворительности вместе со своей матерью  великой княгиней Алисой.
                К девятнадцати годам считалась самой красивой принцессой-невестой Европы. Ее необыкновенная тонкая красота, превосходные манеры и образование могли составить честь любой монархической фамилии. Но сердце молчало, пока ни поступило предложение из России.  Она   венчалась браком  братом российского императора Александра Третьего. Только с ним она ощутила душевную близость и родственные взгляды.
               В браке была любима и любила, всегда отзывчива на искренность и сострадание.
                В совершенстве овладела русским языком. Говорила не нём почти без акцента.
             Когда муж стал генерал-губернатором Москвы, она нашла для себя великое поле деятельности. Следуя за мужем, она выстаивала долгие монастырские службы, ближе узнавала страну, с которой она породнилась.
                Еще исповедуя протестантизм, посещала православные богослужения. Сердце все больше склонялось к православию. В 1888 вместе с мужем совершила паломническую поездку в Святую Землю,  чтобы присутствовать  на освящении  храма святой Марии Магдалины.    Эта поездка укрепила ее в желании стать православной.
                В 1891 году приняла православие, написав перед этим своему отцу: "Я все время думала и читала и молилась Богу - указать мне правильный путь - и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога. которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином".
                Через несколько лет в Лазареву субботу  Елизавета Федоровна присоединилась к православной церкви. С этого для она как будто вошла в Вифанский дом праведного Лазаря и его сестер. И далее строила  воссоздавала его везде, где только могла - в Москве и в своем сердце.
                Опасаясь покушения на мужа, княгиня старалась всюду сопровождать его.  Несколько раз ее присутствие спасало генерал-губернатора.  У террористов не поднималась рука бросить  бомбу в любимицу всей Москвы.  Однако в 1905 году супруг был убит террористом,  метнув в него ручную бомбу.
                И безутешная жена собственными руками собирала с окровавленной мостовой останки любимого мужа.   Тело еще не было предано земле, а  она подала прошение императору Николаю Второму о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.

                Позднее Великая княгиня посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие.
                После гибели мужа продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила в Москве усадьбу, где расположилась основанная ею Марфо-Мариинская Обитель. Милосердия,  где сестры занимались благотворительностью и медицинской работой.

                Назначение алмаза не только блистать, но и преодолевать сопротивление сверхтвердых материалов.  Она совершенно отошла от Высшего света. Другая жизнь полностью  поглотила ее: сняв траурное платье, облачилась в белое одеяние христовой сестры любви и милосердия. Собрав первых сестер основанной ею обители, она сказала:"Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир - мир бедных и страдающих".   
                Царственная вдова организовала Елизаветинское благотворительное общество, учрежденное для того, чтобы"призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных". Елизаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской губернии. Кроме того, Елизавета Федоровна возглавляла Дамский комитет Красного Креста, а после погибели супруга она была назначена председательницей Московского управления Красного Креста.
                С начала русско-японской войны организовала особый комитет помощи воинам.  Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии.

                После гибели мужа заменила его на посту Председателя Императорского Православного Палестинского Общества.
                Поселившись в обители, Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживала за тяжелобольными или читала Псалтырь над умершим, а днем трудилась, наряду со своими сестрами.
                Поддерживала отношения с рядом известных старцев того времени Зосимовой пустыни.

                Елизавета Федоровна состояла почетным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве. Также почетным членом Императорской Санкт-Петербургской духовной академии.

                Эпистолярное наследие Вел. Кн. Елизаветы Федоровны — это богатый по содержанию исторический источник с тонкими психологическими характеристиками членов династии, государственных деятелей, с обилием интересных фактов и наблюдений, отражающих один из наиболее трагических периодов русской истории конца XIX — начала XX веков. Это еще и свидетельства земной жизни и духовных поисков новомученицы Российской.

          После прихода к власти большевиков отказалась покинуть Россию. В 1918 была заключена под стражу и выслана из Москвы. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева.  В том же году была убита большевиками сброшена в шахту живыми еще несколько князей и сестрой Варварой. Окрестные жители рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв. Через несколько месяцев Белая Армия извлекла останки из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви. С наступлением Красной Армии тела несколько раз перевозили дальше на восток. Через Пекин и Другие города два гроба - великой княгини и сестры Варвары - были перевезены в  Иерусалим. 
              Когда  при канонизации открыли гроб с телом великой княгини, то помещение наполнилось благоуханием  чувствовался сильный запах меда и жасмина. Погребена в 1921 году.
                Так было исполнено желание  княгини быть похороненной на Святой земле.
     Злобные сентенции русофобов о немецком происхождении государыни и других особ высочайшего статуса разбиваются о  равные  потенциальные  возможности, предоставленные  по природе вещей  для любого человека.   Далеко не каждый власть имущий  удостаивается  внимания и становится нравственным  примером   для потомков.  По делам вспоминаются люди. По делам.  А не по происхождению. Одно дело, когда  среда требует  строгости и добродетели во внешних проявлениях.  И совсем   другое - личные достижения каждого.

            
                Когда я смотрю на  прижизненные фотографии этих двух женщин, двух сестёр,  в детстве именуемых Алекс и Элла,  позже ставшими  императрицей Александрой и княгиней Елизаветой -  фотографии царственных особ,  причисленных к лику святых,   мне трудно оторвать  от них взгляд.
                Мы всегда хотим посмотреть на лицо   заинтересовавшего нас в силу неких причин человека,    о котором знаем опосредовано и напрямую не видели.  Мы хотим знать,  как он выглядит,  как будто именно  лицо  создаст в нашем представлении  последнее и безапеляционное  заключение об интересующей нас личности. 
                Взгляд княгини Елизаветы   наполнен удивительной тонкостью, грацией, смыслом.   Некогда, обучаясь на иконописных курсах, изучала в великом множестве иконографические лики: святые, ангелы, архангелы. Глядя на фотографии царственных особ, предоставляется уникальная возможность использовать  их  как основы для иконописи  и писать  по ним  лики ангелов, которых мы никогда не увидим в реальности.  И пусть не небесные ангелы станут натурой, а  земные люди, но, однако ж, уподобившиеся   ангелам  при  жизни.

                Царственные особы, последние из  Романовых. Значимость не только  внутренняя, кровная.  Ещё сто лет назад светские, как бы сейчас сказали, публичные люди,   были носителями   еще и христианской  нравственности;  носителями  культуры, о которых мы и знаем, и не знаем. Закрытое,  забытое  пространство  истории.

                Удивительны симбиоз англо-саксонской  крови с православным вероисповеданием на русской почве:  внучки  королевы Виктории по крови  и по сути - христианки.       
                Дворяне, аристократия, царственные особы,  высшее в прямом и переносном смысле сословие, знания о котором до моего третьего постреволюционного поколения полностью утеряно,  уничтожено или искаверкано. А вместе с тем какой пласт традиций и культуры изъят из  истории, из учебников истории и из, соответственно, молодых  голов!
       
                Сегодняшней молодежи невозможно ни понять, ни представить как одновременно в человеке, в семье,  в сословии, в обществе, наконец,  сосуществовали  материальный   достаток  с  нравственностью,    достоинством и патриотизмом.
                Честь и достоинство -  человеческие качества,  низведенные теперь в  анахронизм,   для дворян были  не пустым звуком.   Христианские  заповеди прилагались в  каждодневное делание.   Они жили по ним: в семьях, в обществе, в каждодневном делании.
                Оставив в стороне  антагонизм  между царем  и декабристами, мне захотелось высветить  тему души и благородства, к которой так располагает  нахождение в  храме   Марии  Магдалины.
                Главным образом  наши знания о деятельности декабристов обрываются  ссылкой на каторгу  и ограниваются фильмом «Звезда пленительного счастья»(«Ленфильм», 1975).
                А кто знает, что 120 человек, отбывших сроки на каторге, продолжили жизнь и деятельность во благо отечества, находясь на поселениях в различных городках Сибири?  Что они не только не погибли в Сибири, но и украсили ее своим пребыванием, оставив о себе долгую и добрую память,  которую чтут в этих местах до сегодняшнего дня.
                Декабристы разбудили  в этом глухом краю лучшие умы и интеллектуальную силу живущих там людей. Они продолжили дело борьбы с крепостничеством, но только в другой форме – в форме просветительской.
                А. Барятинский и Д. Якушкин  еще на каторге  составляли планы научных занятий. Князь Ф. Шаховской начал работу «Записки о Туруханском крае», в которой он исследовал местную флору и фауну. М. Митьков и  А. Якубович занимались метрологией  по просьбе академиков Купфера и Миддердорфа, на основании его формировались   выводы о влиянии климата Сибири на климат европейской части России.
                В скромности, наполняя жизнь трудами общественно полезными,  они показывали местному населению пример грамотного земледелия в богатом сибирском краю, культуру и продуктивность сельского труда. И вся их жизнь и труды проходили среди простых людей, они делили с ними все тяготы жизни, были просты в общении, но в то же время могли многому научить других. Поэтому люди их уважали, до сих пор сохранились многие усадьбы и даже наделы бывших декабристов.
                Упразднение сословий в 1917 году, так же как и насильственная ликвидация власти, подняли с социального дна всю муть. Осуществив подмену ценностей, дирижеры революции всё перемешали, исказили, сделав народ  нравственным  калекой.
                Выползли из всех щелей «никто»,   воспетые в революционном  гимне: «Кто был ничем, тот станет всем».   
                И как ни пытались пролетарии воплотить свои чаянии в отношении никтОшек в жизнь,  из "ничЕм" и "никтО" сделать "всем" и "всё", по факту,  кто был "ничЕм", тот "ничЕм" и остался. И это  единственная аксиома,  факт, данность, относящаяся  к  разумным, но  бездуховным  существам.
               
                "Эксплуататоры, поработители, бездельники и просто угнетатели рабочего класса", - вдолбленный в голову с детства   штамп в отношении высшего сословия,  позднее  сыграл свою  негативную  роль  при  формировании   собственного понимания  истории. 
                Никаких авторитетов; огульное попирание  и недовольство властью,   умело подкрепляемое пушкинским, вывернутым под ситуацию в нужное русло:    "Стоите выше вы закона,// Но вечный выше вас закон". Просто изверги во плоти, без "бога в душе и царя в голове".

                Революция выкорчевала культурные растения, т. е. слой культурных людей  из родной почвы, а  насаженные  инородные «гости» мутировали, и по своей всхожести, выражаясь словами дикторов новостных программ центрального телевидения страны Советов, бьют рекорды  советских сводок с "полей страны"  о  сборе зерновых в закрома родины.
                Упразднение традиций и культуры  привело  общество  к  карикатурности. Произошла разбалансировка   человеческого существа  от нормы до уродливой патологии.
                И хотя революция свершилась  столетие назад,  её последствия  в части  разрушения нравственных  авторитетов     дают   всходы   до сих пор. 
                Ярчайшие тому примеры последствий  из моей педагогической практики – самые материально обеспеченные дети. Они  самые проблемные   в межличностном общении и в обучении. Со своим  совершенно специфическим набором проблем.
                В архиве моей памяти  примеров столько,   что  можно    идентифицировать    по  множеству признаков  и обозначить как  новое уродливое  социальное явление - каста   детей «новых русских».   
                Это явление настолько специфично по своей карикатурности и распространено как  эпидемия, как вирус, с которым приходится  иметь дело каждый день.
               Сами больные, а главное – их родители, не понимают,  что больны и чем больны. При этом и те, и другие хотят быть "такими... такими-растакими...": Хочу-хочу-хочу! Слово «нельзя» не из их обихода. 
              Материализма и сверхдостаток никогда не компенсируют внутренней пустоты, не исправят  изуродованной психики,  взращенной на ложных ценностях.

                Чем не  удобный случай поставить в пример   строгость воспитания царских детей?  У нас люди, в частности, родители,  не понимают, что все должно быть в равновесии, и сверхдостаток, чтоб не во вред детям, должен сочетаться с соответствующей степенью аскезы и дисциплины.
                Достаточно немного понаблюдать, всматриваясь в лица  современных подростков  и вспомнить,  что будущим владеет тот,  кто  сегодня владеет молодежью. А это значит, что будущего у нас нет. Его  фрагменты  в частях, разлетевшихся на осколки,   общее полотно не складывается,  а вместе  потерян и дух народа.   "Дух народа" – это не абстракция и не мистика. Дух народа - это работающая единица. Дух, который в тебе, во мне, в каж-дом!..      Для чего Л. Н. Толстого  в школе изучаем? Может быть, из всего многотомного романа   на сегодняшний день именно эта фраза   актуальнее всех остальных  смыслов  романа «Война и мир».
                Какой позор, пародию на творение божие представляют собой сегодняшние подростки,   значительное их число. 
                Глядя, например,  на вояк-призывников, понимаешь, что того чувства, которое должно быть "...во мне,  в  нем...",   ни в школах, ни в семьях  никто давно не прививает,   Л. Толстой  вроде уже не актуален, да и от классики один китч с лозунгами о великости.

           - Да, - сказал князь Андрей, -- только  с тою маленькою разницей, что в шахматах над  каждым шагом ты можешь  думать сколько угодно, что ты там  вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее  пешки и  две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а  иногда слабее  роты.  Относительная  сила  войск  никому  не  может  быть известна.  Поверь  мне,  -- сказал он,  --  что  ежели бы  что  зависело  от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения,  а вместо того я имею честь служить здесь, в  полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно  будет зависеть  завтрашний  день, а  не от  них...  Успех никогда не  зависел и  не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

          - А от чего же?
           - От  того  чувства,  которое есть  во мне,  в  нем,  - он указал на Тимохина, - в каждом солдате.
             Князь  Андрей  взглянул  на Тимохина,  который испуганно  и  недоумевая смотрел  на   своего  командира.  В  противность  своей  прежней  сдержанной молчаливости  князь Андрей казался теперь взволнованным.  Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
   


Рецензии