Грусть деревенская...

Деревня, русское село... Для городского человека в этих простых словах существует некая романтика: таки слышится мелодичный звук ботала на шеи у коровы где-то ранним утром на ближних лугах, на губах чувствуется вкус свежего, парного молока и ароматного хлеба, который, конечно же, такой вкусный бывает только в деревне.

В деревне горожанину хорошо, привольно и глубоко дышится. О русской деревне красиво и даже как-то «вкусно» писали дореволюционные авторы — Толстой, Тургенев, Бунин, а затем советские писатели — Шукшин, Распутин, Белов. Современные авторы не часто отдают страницы своего творчества сюжетам деревенской жизни, но и таковые тоже имеются – Прилепин, Екимов и другие. Жизнь в деревне хороша для городского жителя, но только временно. Он готов лишь немного отхлебнуть сельской романтики и, кыш, опять в свою квартиру – «клетку», где удобно и комфортно. А каково живётся сельскому человеку в наш мир космических скоростей и сплошной цифровизации?

Не буду уходить в глубокое и даже не столь глубокое прошлое с детальным рассмотрением сути отношений в русской общине в дореволюционной России, писано об этом много и качественно. Можно не трогать и советский период, когда крестьянство, как класс, было вначале истреблено и затем переформатировано в новое качество. В СССР крестьянам было очень непросто: и коров в общее стадо согнали, и налоги натурой драли, как с врагов народа, и паспорта забирали, чтобы не убежали в город, но в результате советская власть смогла создать весьма эффективные колхозы и совхозы, среди которых было немало «миллионеров».
Теперь всё это позади. Накрылись «медным тазом» колхозы и совхозы, их земли долго пустовали в угоду китайским производителям, а из села произошёл колоссальный отток населения в город. Да и как не уехать из села человеку ещё рабочего возраста? Медицины нормальной нет, Интернета нормального, а местами хоть какого, тоже нету, порой даже и магазина нету, близлежащая бензозаправка тоже отсутствует. А дрова? Для приморских сёл, многие из которых находятся в глухой тайге, в последнее десятилетие возникла удивительная проблема – в тайге для селян нет дров! И для приморцев нет другого, недорогого топлива. Если в европейской части России, и даже в Сибири, существует использование природного газа в качестве отопления частных домовладений, то для приморцев об этом даже мечтать невозможно.
Является ли факт проблемы отсутствия дров для принятия решения о переезде в город или в другой, более благополучный регион? На мой взгляд, является. И таковых факторов, влияющих на глобальный отток жителей деревень в города, очень много (образование, медицина, качество жизни, отопление, транспортная доступность, связь и так далее, и тому подобное).

На фоне всех деревенских неудобств и неурядиц, есть главная проблема, которая, как бурная морская волна, вымывает сельское население из оседлых мест – отсутствие работы с достойной оплатой труда. Те жители села, которые как-то умудрились наладить свои доходы, всё остальное смогли довести до ума: и разные антенны на крышу понаставили, чтобы и «кино», и Интернет были, и с личным транспортом вопросы решили, и дрова купить могут, и детей своих нормально обучить. Но таких новых «середняков» на селе весьма немного. Больше тех, которые как-то очень грустно смотрят на мир полупрозрачным взглядом, где такая тоска поселилась, аж оторопь берёт.

А как не быть той тоске? Нет работы, нет стабильных доходов, нет возможности планировать семейную жизнь и жить счастливо. Разве в условиях тотального выживания может быть счастье?
А государство? А что государство? Возникает такое чувство, глядя на грустную деревенскую жизнь с крайне низкими доходами селян, что государство делает всё возможное, чтобы деревень в России совсем не осталось. Благодаря «помощи» селу от «партии и правительства» за последние 20 лет в России исчезло 37 тысяч деревень! А ведь деревня – это особый уклад жизни, особый ритм труда и отдыха. Подумать только, сколько миллионов россиян сменили свой уклад жизни и перебрались из природной красоты в бездушные города...

Кстати о городах. Как насмешка над русским человеком – землепашцем и творцом, из рупоров Правительства России периодически продолжают звучать призывы создать 9-10 мегагородов по всей России (мегаполисов) и переселить в них всё сельское население. Например, жители Сибири просто в шоке от предложения некоторых членов Правительства создать единый мегаполис от Иркутска до Читы! Они хоть на географическую карту смотрели: где Иркутск, а где Чита?

При этом подобные умники откровенно называют причину столь безумных идей – в городе дешевле содержать население, чем распылять деньги по всей России. Конечно, дешевле и проще согнать народ в мегаполис, расселить в коробки бетонных небоскрёбов, продавать им искусственную пищу из ближайшего супермаркета, на каждом углу внедрить зрелища и пусть народ, как муравьи, трудится, ест, спит, смотрит телевизор и не пиликайте там! Это, вероятно, голубая мечта чиновника – идиота, который из своего дворца на Рублёвке так видит и Россию, и русский народ. Разве можно все явления жизни самой огромной страны мира мерять категориями федерального бюджета? А как же геополитика? Почему правители СССР стремились создавать рабочие места там, где живёт человек, а современные руководители предлагают жителям страны самостоятельно решать вопрос трудоустройства, называя это умным словосочетанием «естественная трудовая миграция»?

На селе, на мой взгляд, живут самые долготерпеливые люди. Какие только невзгоды и лихолетья не проносятся над Русью – матушкой, а деревенский житель всё стерпит, всё выдюжит. Говорят, что такая терпеливость связана с тем, что когда человек живёт на Природе, каждый день видит небо, облака, звёзды, горы, лес, поля, животных, то он становится более стабильным по своему темпераменту, чем житель городской. Для него не так, как для горожанина, актуальны политические дебаты и неважно, что там произошло с Алексеем Навальным или сколько создали новых политических партий. Не важно, потому что с их появлением или исчезновением ничего в их деревне принципиально не поменяется: так же утром взойдёт солнце, нужно будет кормить кур и собак, чем-то топить печь, косить траву или убирать снег со двора.

Сельский житель долготерпелив и неприхотлив, он уже давно потерял веру и надежду на помощь государства, а, если приходится случай, то просит совсем немного. Например, 13 сентября 2020 года в Сергеевском сельском поселении Партизанского района Приморского края прошли очередные выборы главы поселения. Одним из кандидатов был Сергей Суханов, крепкий и трезвый мужчина, на таких земля русская держится. И на работе он надёжен, и дома у него всё крепко, основательно и умно сделано. Сергей Васильевич, проиграв выборы другому кандидату, имеющей несравнено больший административный ресурс, с горечью рассказывал мне о весьма скромных просьбах избирателей в разных населённых пунктах Сергеевского сельского поселения, расположенных на значительном удалении от «цивилизации»:

— Люди немногое просят у власти. Например, в посёлке Слинкино избиратели просили всего навсего дать им возможность самим избирать своего старосту. А разве это не законное право жителей? Законное, но оно отменено местными «князьками» от власти, которые сами решают, кто будет старостой.
В посёлке Романовский Ключ избиратели просят власть установить хотя бы несколько уличных фонарей, чтобы не было ночью кромешной тьмы, и поставить для детей хоть какие-то, даже примитивные, площадки.
В Молчановке проблем больше: и качество электроснабжения, и плохие дороги, и многое другое. Там до самого села два года не могли отремонтировать дорогу после того, как её размыло очередным тайфуном. А как жить без неё?
В деревне Монакино другие проблемы. Например, там есть такая бабушка Зуева, у неё сгорел дом. Дети от неё почему-то отказались и она одна живёт в ужасных условиях – летом в теплице, а зимой в натуральной будке на колёсах, такие на пасеках ставят: ни помыться, ни тепла, нет нормальных условий. И власть даже не желает её никуда устроить. Разве это нормально?

В деревне Ястребовка представители власти говорят, что всё там хорошо. А как там может быть что-то хорошо, когда в период дождей люди оставляют автомобили на одной стороне реки, а детей переносят на шее, больных на своей спине, по пояс в воде на другую сторону? Им нужен хотя бы пешеходный мостик, которого очень долго ждут и не дождутся уже, видимо, никогда.
В самой Сергеевке, например, есть такая улица Луговая, которую постоянно топит из-за заиливания ручья. Люди страдают, огороды топит, а власть не в состоянии даже этот простой вопрос решить. И таких, казалось бы, простейших вопросов у селян не много, но они не решаются годами.

Так как сельские жители более инертные, чем городские, то местечковая власть порой шустро использует плавное течение времени и неспешность житейского уклада селян при проведении разного рода избирательных кампаний. Селянам щедро обещают полные «короба» будущей сладкой жизни и так из года в год. А они, в свою очередь, идут и голосуют за существующую власть в очередной надежде на то, что хоть что-то изменится. Не случайно политологи говорят, что сельское население более консервативное, чем городское и, как правило, поддерживает любую власть.
А причин для такой поддержки немало. Селяне не столь энергично, как городские, могут защищать свои права, они более зависимы даже от поселковой власти — и справку нужно у чиновника во время взять, и в избирательную комиссию родственника пристроить (хоть какие, а деньги), а вообще лучше с властью не ссориться – себе дороже.

Зная такую подчинённую психологию многих жителей деревень, представители власти нередко используют её для создания культа своей личной власти, или власти одной партии. Хотя чаще всего всё это совпадает. Так, например, житель села Сергеевка Николай Сбоев с уверенностью говорит, что в Партизанском районе с лёгкостью депутатом можно избрать хоть кого, даже Папу Римского, и даже без всякой агитации: настолько в районе за последние двадцать лет выстроена система «правильного» подсчёта голосов в участковых избирательных комиссиях. Поэтому в районе оппозиция всегда обречена на поражение, а мэром почти двадцать лет становился один и тот же человек, которого многие считали успешным главой. А деревни продолжали разрушаться...

Может быть успех подобных «назарбаевых» и их долгожительство в политике заключается ещё и в том, что экономические трудности в деревне буквально вымывают оттуда грамотных людей? А неграмотным, юридически не подкованным человеком, как известно, легко управлять.

К слову можно отметить, что не только в город уезжают люди, существует и обратное движение народа. Так, например, село Авангард Партизанского городского округа систематически пополняется горожанами из Владивостока и Находки. Казалось бы, что привлекает их в этом отдалённом селе, где давно закрыты и ликвидированы все шахты, нет вообще никакой работы? Ответ на этот вопрос может весьма удивить неискушенного читателя: под притоком городского населения в это и другие сёла Приморья, скрыт криминальный механизм городских риэлторов по «отжиму» квартир у городских жителей так называемого маргинального типа (алкоголики, наркоманы и т.д.). Риэлторы скупают недвижимость за «гроши», или даже за долги по услугам ЖКХ, покупают таким асоциальным горожанам в деревнях дешёвые квартиры, за свой счёт перевозят их на новое место жительства, да ещё и ящик водки дадут в подарок. Проснутся горе-переселенцы после недельного запоя, а они уже живут не в центре Находки, а в Авангарде. И оспорить такую сделку с недвижимостью невозможно: сам же подпись под договором о купле-продаже поставил!

Вот так и происходит в период капиталистических товарно-денежных отношений замена качественного состава населения: грамотные и непьющие – в город, а пьющие – в деревню. А уж за бутылку водки они хоть за кого проголосуют…
Может быть, и поэтому снижается из года в год политическая и общественная активность на селе, всё более грустными становятся глаза у тех, кто понимает, что происходит в глубинке русской провинции…

Что же делать в такой, казалось бы, патовой ситуации с разрушением традиционного образа жизни на селе, деревенской романтики и гармонии с Природой? Вероятно, от государства помощи ждать не стоит от слова «совсем». Могут ли здравомыслящие и трезвые жители деревень объединяться для создания совместных проектов или защиты своих прав? Вероятно, могут и, даже должны. Для этого им вовсе не нужно ждать какого-то Мессию, а начать встречаться и за кружкой крепкого иван-чая обсуждать, как жить их селу дальше, как оказывать влияние на местную власть. В этом-то и есть конституционной смысл местного самоуправления.

Владимир Хмелев,
http://partizansktimes.ru/grust-derevenskaya/


Рецензии
Это и есть самое трудное, человечное - начать перемены "с низов"
Проникновенно пишете, Владимир
спасибо

Борис Трубин   18.01.2022 10:41     Заявить о нарушении
http://proza.ru/2021/04/24/401
не совсем, но в тему

Борис Трубин   18.01.2022 10:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.