Нереализованная наука

Взято отсюда:
https://systemity.wordpress.com/2020/10/24/physiognomy-2/

Я много писал о физиономистике. Физиономистика  - это способность определять некоторые сокровенные свойства человека, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения. Объективно существование такой науки сегодня представить невозможно, поскольку физиономистика базируется на личном жизненном опыте отдельных людей и невероятно трудна для абстрагирования. Именно поэтому представители экспериментальной психологии относят физиономистику или, как её чаще называют, физиогномику к числу псевдонаук. Френология, которую тоже рассматривают в качестве примера псевдонауки, утверждает наличие взаимосвязи между психикой человека и строением поверхности его черепа. Изобретатель френологии, которая была модной почти в течение века, австрийский врач Йозеф Галль рассказывал, что первые шаги к френологии он сделал ещё в школе, когда заметил, что некоторые из его сверстников обладают лучшей памятью, чем остальные. По случайному стечению обстоятельств все эти одноклассники Галля имели одну общую особенность - глаза навыкате. Будущий врач решил, что выпученные глаза как-то связаны с памятью и интеллектом, а позже из этой догадки выросла идея о взаимосвязи строения черепа и развитии духовных функций человека.

За исключение огромного вклада в физиономистику в попытке превратить её в науку, сделанного небольшим числом энтузиастов, включая гениальных Чезаре Ломброзо, итальянского психиатра, родоначальника антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике, и его дочь, до сих пор никто не сформулировал конкретных указаний, которые были бы общепризнаны и которыми можно было бы руководствоваться на практике. Таких указаний нет потому, что, как я уже упомянул выше, физиономистика в её конкретном приложениях строится на сугубо личном восприятии каждого человека. Это личное восприятие базируется на долговременном личном опыте и зависит от интеллектуальных способностей каждого человека.

Вот, например,  есть такая наука нейробиология о механизмах, лежащих в основе устройства, онтогенетических и генетических особенностях функционирования нервной системы, об основах её биохимии, физиологии, патологии, об основах поведенческих реакций человека. В последние пол столетия нейробиология сделала гигантские успехи. И, тем не менее, трудно представить, что когда-то в отдалённом будущем нейробиология способна будет сформировать конкретные указания по реакции того или иного человека на то или иное воздействие со стороны его окружения. Даже с учётом огромных успехов в технике распознавания образов, ныне особенно стимулируемых китайской коммунистической диктатурой, трудно представить себе возможность формулирования основы характера человека с использованием его физиономических характеристик, с использованием динамики и статики его внешего облика. Физиономистика - это персональная наука и каждый человек в ней - персональный учёный. Тем более, что составить твёрдое мнение и выразить это мнение в виде научно обоснованной формулы - вещи очень разные. Как правило, вопрос касается отображения того, для чего практически никогда не хватает слов даже у литературных гениев...

И, тем не менее, мой личный жизненный опыт подсказывает мне, что физиономистика обладает вполне реальными потенциями превратиться в науку. Физономистика превратилась в моё пожизненное хобби. Я с детства увлекался предсказанием характера людей по их внешнему виду. И даже по фотографиям. Первым ценителем моей способности делать выводы на основе внешного образа человека была моя бабушка. Особенно она была поражена тем, что я за два месяца предсказал, что наш сосед сойдёт с ума. В моей жизни я делал несколько подобных предсказаний. Несколько раз я точно предсказывал непрочность брака. Дважды в моей жизни в ранней молодости и совсем недавно мне удалось предсказать по фотографии склонность человека к суициду.

Всё это я перечисляю без малейшего желания приписать себе сверхестественные способности и уникальный дар. Я в этом не нуждаюсь и никогда не нуждался. Мне просто кажется, что в физиономистике заключены реальные возможности трансформации в научное знание. В качестве одного из примеров возможности научного абстрагирования приведу лищь пример желания человека казаться значительнее, чем он является на самом деле. Мне кажется, что каждый, прочитавший эту фразу, сможет себе представить, что сумеет отличить "надутую" значительность на лице любого человека. Для этой цели может подойти даже микроскопическое фото, сделанное для паспорта. Ну, а изображение значительности на этих фотографиях по-моему никто оспаривать не станет:

Фотография

Что же побуждает людей изображать на своём лице фигуру значительности? Здесь два альтернативных случая: уверенность в значительности своей миссии и желание добиться более благоприятного мнения о себе. Физиономическая фигура значительности очень легко распознаваема практически любым человеком. Для этого нет необходимости обладать какими-то экстремальными способностями. И этот факт - лучшее подтверждение того, что физиономистика - пока что нереализованная наука.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.