Как понять Путь суфиев?

... или о бое без гнева

Вопрос сам по себе может вызвать недоумение у тех, кто хоть немножко знаком с духовной доктриной и практикой Суфизма. Ведь умение понимать всё происходящее - различать за внешними проявлениями суть и сущность картин мира, поступков людей – это то, что является одной из первостепенных задач самих суфиев.

Для ответа на вопрос вначале кратко изложим содержание одной из известных притч-былин о бое без гнева.
 
Во время яростного сражения один из конных воинов выбивает из седла другого, спрыгивает с коня и обнажив саблю заносит её над поверженным наземь противником...  В этот момент лежащий на земле противник плюёт в лицо замахнувшемуся на него воину. И что происходит?! Оцепенев на мгновенье, нахмурившись, воин вкладывает саблю обратно в ножны и произносит: «Живи… Завтра начнём битву сначала!»
 
Можно ли понять такое стороннему наблюдателю, не зная, ЧТО происходит на самом деле? Вряд ли, это абсурд какой-то... Но, на самом деле речь идет об истории, которая произошла с великим исламским  халифом Омаром. Он был суфием, а значит, важнейшим принципом в его жизни было следование доктрине Суфизма – ВСЁ происходящее есть лишь испытание и способ обретения душой человека качеств, угодных Творцу на пути возвращения к Нему.

Почти 30 лет Омар вел войну со своим врагом во имя Всевышнего. И вот, казалось бы, он достиг победы в решающей битве и мог лишить его жизни одним ударом. Но не делает этого, так как по собственному признанию, в момент плевка осознал, что сделает это в гневе, то есть ради себя.
 
Все время противостояния он вел войну без гнева и, тем более, не ради славы, а во имя Всевышнего. Но в момент, когда он мог всё завершить, вдруг понял, что чуть не поддался ЛИЧНОЙ страсти, которую должен был смирить и исправить.

И уже не столь важно то, что потрясенный этим поступком противник явился к Омару на другой день и на коленях просил его признать своё поражение и стать его – Омара – учеником. И он был прощён. Но это лишь внешняя сторона событий, суть которых не была проявлена для непосвященных…

Следует признать, что относительно суфиев и последователей суфизма есть много штампов и заблуждений. Один из самых распространенных связан с тем, что суфии это ученые, поэты и мудрецы – такие как Авиценна, Хайям и Аль-Газали, или аскеты дервиши, практикующие иногда танец-кружение.

Но это все очень далеко от истины. Достаточно упомянуть то, что на пути суфиев стоял такой известный полководец и правитель, как Тамерлан. Понять, ЧТО и ДЛЯ ЧЕГО он делал, покоряя целые страны и десятки народов, невозможно без учета того, ЧЕМ он руководствовался. А чтобы понять это, надо помнить, что его Учителем и духовным наставником был выдающийся суфий, сейид - потомок пророка Мухаммеда, мудрец Мир Саид Барак.

Именно его наставничеству приписывал грозный Тамерлан все свои победы. И именно он, Саид Барак, удержал Тимура от сражения в 1395 году, когда Тамерлан, как пишут историки, шедший походом на Тохтамыша, прошёл Рязанскую область и взял город Елец. После он двинулся в сторону Москвы, но неожиданно развернулся и ушёл 26 августа обратно.

Согласно церковному преданию, именно в то время москвичи встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесенную в Москву для защиты её от завоевателя. В день встречи образа Тамерлану во сне, согласно летописи, явилась Богородица и велела ему немедленно уйти из пределов Руси. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери был основан Сретенский монастырь. До Москвы Тамерлан не дошёл …

Но это ТАК по церковному преданию. В нем не отражено то, что когда Тимуру доложили, что жители Москвы вышли навстречу его войску с изображением матери Христа девы Марии – для мусульман Марьям, матери великого пророка Исы - Саид Барак запретил сражение. Обосновывал он это тем, что Тимур, как мусульманин,  не может воевать против христиан,  вставших под защиту этой святой женщины во имя уважения к ней и почитания пророка Исы.

В таких случаях говорят – «На всё воля Божья!», и это так и есть, хотя и видится она иногда людьми по-разному.

Важно отметить, что и явно преувеличенная, но вошедшая в историю жестокость Тимура таковой, с его точки зрения, никогда не была. Построив идеальное по меркам своего времени огромное государство, будучи почитателем наук и искусств, Тамерлан говорил, что способы усмирения противников были вынужденными, и они ему самому претили.

Можно многое ещё что вспомнить и вести дискуссии о том, кем был Тимур в реальной жизни. Но есть ещё один неопровержимый факт того, что всё, что он делал, не имело целью славу или корысть.

Во-первых, лучшей добычей своих войск он считал ученых и мастеров, которых отправляли к себе на родину и к которым благоволил. А так же то, что согласно завещанию Тимура почетное место в фамильном мавзолее Гур-Эмир было отведено могиле Саида Барака.

Себя же Тимур повелел похоронить в ногах у Учителя в знак уважения к нему и надежды на заступничество перед Всевышним.
 
Завершая тему понимания суфиев, следует напомнить содержание достоверных хадисов,  в которых сказано о том, кто первыми попадут в Ад после Судного дня.

Со слов Печати Пророков первым из трёх людей, кого будут судить в День воскресения, окажется человек, павший в сражении за веру после того, как он будет изобличен в том, что на самом деле он сражался только ради того, чтобы люди говорили о нем: "Он отважный!" И он добился этого, но будет ввергнут в Ад.

Затем будет человек, который получал знание, обучал ему других, читал Коран, но он будет изобличен в том, что учился только ради того, чтобы люди говорили: "Он знающий!" и умеет читать Коран. И он добился этого, но будет ввергнут в Ад.

Будет третий, наделенный большими богатствами, который,  с его слов, не пропускал ни одной возможности потратить деньги так, как угодно Творцу. Но, и он будет изобличен в том, что делал это только для того, чтобы люди говорили: "Он щедрый!" И он добился этого, но будет ввергнут в Ад.

Искренность в целях, а ещё более в истинных намерениях перед «лицом» Всевышнего Создателя – это ключ к пониманию и оценке ЛЮБЫХ деяний человека, как внешних, так и внутренних. Соблюдение этих требований подлинной Веры и совершенствование на этом пути качеств души и есть Путь суфиев, а также ключ к их - суфиев - пониманию.
   
Самое примечательное в Суфизме то, что человек любого вероисповедания или без него может идти по этому Пути, порой даже не ведая о том, ведь не это важно…


Рецензии