Образ Швабрина- предсмертное покаяние Пушкина?
"Люди старого века". Гусары и казаки. Честь и доблесть. Благородство и разудалая вольница. Чёрной кляксой на этом монументальном полотне образ Швабрина- дворянина, перешедшего на сторону восставших. Он выглядит человеком другой эпохи- эпохи рацио: циничный, беспринципный,рассчётливый. И уж чересчур он однобоко-злодейский. Правда, Пушкин слегка смягчил впечатление о нём, представив его от лица соперника, те не очень-то объективно. Говоря этим, что полной объективности в клубке исторических противоречий быть и не может. И всёж...как у Пушкина появился "дежурный злодей", достойный мыльной оперы?
Напомню, что "Капитанская дочка" была закончена незадолго до кончины поэта, в конце 1836 года. Это была вершина зрелости. Пушкин необычайно серьёзно подошёл к работе над этим романом. В википедии "Пугачёвское восстание" можно узнать, что первым историком, изучившим его был...Пушкин. Он изучил множество материала, рассекреченного через 50 лет после восстания, побывал даже на Урале. Пушкин- историк?
Ну, "Арап Петра Великого"- это понятно, увековечивание знаменитого деда. А почему Пугачёв? Думаю, Пушкин пытался осознать другое восстание, документы по которому были ещё засекречены в его время...Друзья декабристы- лицейское братство. Поэт не стал членом тайного общества только потому, что друзья-заговорщики строжайше оберегали русского гения от этого опасного шага.
Но Пушкин вдохновлял лицейских друзей своими стихами.
Вспомним оду "Вольность" молодого поэта, которую знали наизусть все советские школьники.
"Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостью я вижу."
Учили школьники и про "дум высокое стремленье".
Но спустя годы декабристы ведь покаялись в том, что совершили. Об этом в статье википедии "Декабристы и церковь". В Сибири они стали глубоковерующими. Тут можно вспомнить другого заговорщика, которого сибирская каторга сделала глубоковерующим человеком- Достоевского.
А предатель Швабрин- это покаяние за либерализм. Его внешность "смуглый брюнет, невысокий"- это ведь Пушкин про себя. "Начал разговор по-французски". У Пушкина в Лицее была кличка "француз" за отличное знание французского. Швабрин- это покаяние в первую очередь самого Пушкина за увлечение либерализмом. Свободомыслие как предательство православных устоев. Восстание против царизма- нарушение дворянского кодекса чести. Сибирская тайга- это вам не Елисейские поля- декабристы это поняли. А Пушкин обвинил себя. Это ведь очень по-христиански: критиковать себя, а не других.
Александру Сергеевичу Господь послал очень христианскую кончину. После дуэли ему сообщили, что рана смертельна. И он успел по замечательной русской традиции сказать последнее "прости" близким и друзьям, получить от императора обещание позаботиться о его семье и главное, исповедоваться и причаститься. Пётр Вяземский писал в воспоминаниях.
Священник, который в последний раз исповедал поэта, чуть ли не со слезами на глазах рассказал о благочестии, с которым Пушкин принял святое причастие. Известны слова батюшки: «Я стар, мне уж недолго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, когда я скажу, что я для себя самого желаю такого конца, какой он имеет».
"Капитанская дочка" датирована 19-м октября 1836 года. Последний Лицейский день в земной жизни Пушкина. У лицеистов была традиция- каждый год собираться в этот день. И Пушкин, разумеется, каждый год писал стихотворное послание на19 октября. А последнее послание- в прозе.
Злодея Швабрина хочется сравнить с благородным разбойником Дубровским, появившемся в 1833 году. Тем более, что имя капитанской дочки ассоциируется с сакраментальной фразой "Маша, я Дубровский!"
В чём отличие Дубровского от Швабрина? А в том, что первый остаётся дворянином. Крестьяне у него в подчинении. А Швабрин преклоняется перед простолюдином Пугачёвым. Нарушает кастовость. Осуждая это, Пушкин осуждает либерализм, за который ратовали декабристы. Это надо оценивать с исторической тз. Прошлое ведь продолжается. 19 век- избавление от сословных перегородок. 20 век- избавление от религиозных перегородок. 21 век- избавление от гендерных перегородок. Где перегородка между добром и злом?- Вот в чём вопрос. "Liberte, Egalite, Fraternite"- ведь выродились в крайний индивидуализм. Пушкин это предвидел!
Революции истребляют зло. А дальше что? Прежде должна же быть длительная подготовка людей к иной жизни. Изменение сознания. Это возможно только Богу, который совершает не революцию а эволюцию. Подготавливая людей к следующему миру. Об этом многие начинают задумываться на рубеже жизни и смерти.
На иллюстрации: декабристы на рудниках.
Свидетельство о публикации №220102601692
Надо бы перечитать "Капитанскую дочку".
Спасибо, Наталья!
Рефат Шакир-Алиев 28.10.2020 17:09 Заявить о нарушении
Наталья Кольцова 28.10.2020 17:37 Заявить о нарушении