Образ Швабрина- предсмертное покаяние Пушкина?

Пишу с внучкой сочинение. Капитанская дочка. Последнее произведение Пушкина (не считая посмертного "Памятника").
"Люди старого века". Гусары и казаки. Честь и доблесть. Благородство и разудалая вольница. Чёрной кляксой на этом монументальном полотне  образ Швабрина- дворянина, перешедшего на сторону восставших. Он выглядит человеком другой эпохи: циничный, беспринципный,рассчётливый. И уж чересчур он однобоко-злодейский. Правда, Пушкин слегка смягчил впечатление о нём, представив его от лица соперника, те не очень-то объективно. Говоря этим, что полной объективности в клубке исторических противоречий быть и не может.  И всёж...как у Пушкина появился "дежурный злодей", достойный мыльной оперы?
Напомню, что "Капитанская дочка" была закончена незадолго до кончины поэта, в конце 1836 года. Это была вершина зрелости. Пушкин необычайно серьёзно подошёл к работе над этим романом. В википедии "Пугачёвское восстание" можно узнать, что первым историком, изучившим его был...Пушкин. Он изучил множество материала, рассекреченного  через 50 лет после восстания, побывал даже на Урале.  Пушкин- историк?
Ну, "Арап Петра Великого"- это понятно, увековечивание знаменитого деда. А почему Пугачёв? Думаю, Пушкин пытался осознать другое восстание, документы по которому были ещё засекречены в его время...Друзья декабристы- лицейское братство. Поэт не стал членом тайного общества только потому, что друзья-заговорщики строжайше оберегали русского гения от этого опасного шага.
Да, декабристы- это "дум высокое стремленье". Но спустя годы декабристы ведь покаялись в том, что совершили. Об этом в статье википедии "Декабристы и церковь".  В Сибири они стали глубоковерующими. Тут можно вспомнить другого заговорщика, которого сибирская каторга сделала глубоковерующим человеком- Достоевского.
А  предатель Швабрин- это покаяние за либерализм. Его внешность "смуглый брюнет, невысокий"- это ведь Пушкин про себя. "Начал разговор по-французски". У Пушкина в Лицее была кличка "француз" за отличное знание французского. Швабрин- это покаяние в первую очередь самого Пушкина за увлечение либерализмом. Свободомыслие как предательство православных устоев. Восстание против царизма- нарушение дворянского кодекса чести. Сибирская тайга- это вам не Елисейские поля- декабристы это поняли. А Пушкин обвинил себя. Это ведь очень по-христиански: критиковать себя, а не других.
Александру Сергеевичу Господь послал очень христианскую кончину. После дуэли ему сообщили, что рана смертельна. И он успел по замечательной русской традиции сказать последнее "прости" близким и друзьям, получить от императора обещание позаботиться о его семье и главное, исповедоваться и причаститься. Пётр Вяземский писал в воспоминаниях.
Священник, который в последний раз исповедал поэта, чуть ли не со слезами на глазах рассказал о благочестии, с которым Пушкин принял святое причастие. Известны слова батюшки: «Я стар, мне уж недолго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, когда я скажу, что я для себя самого желаю такого конца, какой он имеет».
"Капитанская дочка" датирована 19-м октября 1836 года. Последний Лицейский день в земной жизни Пушкина. У лицеистов была традиция- каждый год собираться в этот день. И Пушкин, разумеется, каждый год писал стихотворное послание на19 октября. А последнее послание- в прозе.
Злодея Швабрина хочется сравнить с благородным разбойником Дубровским, появившемся в 1833 году. Тем более, что имя капитанской дочки ассоциируется с сакраментальной фразой "Маша, я Дубровский!"
В чём отличие Дубровского от Швабрина? А в том, что первый остаётся дворянином. Крестьяне у него в подчинении. А Швабрин преклоняется перед простолюдином Пугачёвым. Нарушает кастовость. Осуждая кастовость, Пушкин осуждает либерализм, за который ратовали декабристы. Это надо оценивать с исторической тз. Прошлое ведь продолжается. 19 век- избавление от сословных перегородок. 20 век- избавление от религиозных перегородок. 21 век- избавление от гендерных перегородок. Где перегородка между добром и злом?- Вот в чём вопрос. "Liberte, Egalite, Fraternite"- ведь выродились в крайний индивидуализм. Пушкин это предвидел!
Революции истребляют зло. А дальше что? Прежде должна же быть длительная подготовка людей к иной жизни. Изменение сознания. Это возможно только Богу, который совершает не революцию а эволюцию. Подготавливая людей к следующему миру. Об этом многие начинают задумываться на рубеже жизни и смерти.

На иллюстрации: декабристы на рудниках.


Рецензии
Интересная версия образа Швабрина!
Надо бы перечитать "Капитанскую дочку".
Спасибо, Наталья!

Рефат Шакир-Алиев   28.10.2020 17:09     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Рафат, за отзыв. Я перечитываю классику, чтоб помочь внучке со школьными сочинениями,и удивляюсь,сколько там глубины, которую в своё время не видела.

Наталья Кольцова   28.10.2020 17:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.