27. Любителям творчества А. Белого. Анонс-ДР

27. ЛЮБИТЕЛЯМ ТВОРЧЕСТВА А.БЕЛОГО. АНОНС-ДР

26 октября 1880 г. родился Андрей Белый (настоящее имя Борис Бугаев) - русский прозаик, поэт, критик, мемуарист, один из ведущих деятелей русского смволизма и модернизма в целом (1880 -1934 гг./53).

В связи с этим событием в «Литературном дневнике» будут опубликованы 3 статьи (26-28 октября).

Статьи подготовлены в соответствии с «Планом публикаций литературоведческих  статей в «Литературном дневнике» на 2020 г.»  (http://www.proza.ru/2020/01/10/596).

*****

1 СТАТЬЯ. «О себе, жизни, литературе»

2 СТАТЬЯ. «А.БЕЛЫЙ о ПИСАТЕЛЯХ»

1. Об А.Блоке
2. О.В.Брюсове
3. О Дм.Мережковском и З.Гиппиус
4. О.К.Бальмонте
5. О Вяч.Иванове
6. О Ф.Сологубе
7. Из Примечаний к книге «НАЧАЛО ВЕКА».

3 СТАТЬЯ. «А.БЕЛЫЙ о ЛИТЕРАТУРЕ и ПИСАТЕЛЯХ» (ИЗВЛЕЧЕНИЕ из «НАЧАЛО ВЕКА») – ПОЛНЫЙ ТЕКСТ.

*****

Мемуарная трилогия А Белого состоит из следующих книг: «На рубеже двух столетий» (1930 г.), «Начало века» (1933 г.), «Между двух революций» (1934 г.).

«Книга Андрея Белого «Начало века» вышла почти накануне его кончины. Она представляет собою второй том его воспоминаний: первый появился несколько лет тому назад под заглавием «На рубеже двух столетий».

В нем говорилось о детских, гимназических и студенческих годах автора. В «Начале века» встречаем мы уже молодого писателя - не Бориса Бугаева, а Андрея Белого.

В книге почти пятьсот страниц, но охватывает она весьма небольшой отрезок времени - лишь с 1901 по 1906 (приблизительно) год. Успел ли Белый продвинуться дальше в своих воспоминаниях и суждено ли нам прочесть им написанное - я не знаю» (В.Ходасевич).

*****

В Рейтинге-5 «Поэты Серебряного века»  А.Белый на 9 месте http://www.proza.ru/2016/10/04/1598.

В Рейтинге-6 «Прозаики Серебряного века» А.Белый на 4 месте http://proza.ru/2016/10/04/1658.

В Рейтинге-73 «Русский роман XX века» роман А.Белого «Петербург» на 2 месте http://proza.ru/2017/05/20/844.

В Рейтинге-54 «Поэмы XX столетия» поэма А.Белого «Первое свидание» на 8 месте  http://proza.ru/2016/10/27/545.

В Рейтинге-3 «Лучшие Писатели России» А.Белый на 45 месте http://www.proza.ru/2016/10/03/1319.

*****

В сердце бедном много зла
сожжено и перемолото.
Наши души – зеркала,
отражающие золото.

Белый в нашей литературе является провозвестником особого символизма. Его символизм – символизм мистический. В основе лежит религиозно-нравственное мировоззрение. Символ Белого не обычный реалистический символ, а Символ-Лик, потусторонний.

На его взгляды повлияли философия Соловьева и проповеди Мережковского. Мистические, символические места в поэзии и в прозе Белого – самые надуманные, неубедительные, художественно сомнительные.

Несмотря на это Белый – первоклассный художник. При всей своей неуравновешенности и неустойчивости, тяготении к оккультизму Белый сумел создать ряд ярких типов и образов. Несомненное влияние Гоголя, Достоевского, Толстого не мешает самобытности Белого. Белый владеет тайной художественной детали и, может быть, даже злоупотребляет иногда этой способностью, своим чутьем видеть самое мелкое, с трудом отличаемое и улавливаемое.

Его метафоры и эпитеты выразительны, поражают своей новизной. Несмотря на причуды, на тяжеловесность и громоздкость его произведений, они сюжетно всегда занимательны.

Как поэт Белый тоже индивидуален, но прозаик в нем сильней. В стихах Белого с особой силой отразились чувства одиночества, духовной опустошенности, отчаяния, скептицизма.

Влияние Белого на современную литературу до сих пор остается очень сильным. Достаточно отметить Пильняка, Клычкова, Веселого. Правда, это влияние ограничивается больше формальной стороной.

Андрей Белый был очень чувствителен и восприимчив, обладал даром предвидения и провидения. Жил в ожидании апокалипсических событий, взрыва, конца, чувство развернувшейся бездны не покидало его.

Даже личная жизнь Белого была своеобразной бездной, в которую он падал и падал и никак не мог «зацепиться» ни за одну женщину: платоническая любовь к Маргарите Морозовой, несостоявшаяся любовь к Нине Петровской, истерическая – к Любови Менделеевой, жене своего друга Блока, двусмысленная – к Асе Тургеневой (не то жена, не то сестра). И только последняя женщина Белого – Клавдия Васильева, которая «была похожа на монашку», сумела как-то удержать около себя вечно мятущегося поэта.

В октябре 1921 г. Белому удалось вырваться в Германию, но вписаться в эмиграцию он не смог, страдал от одиночества и неприкаянности и осенью 1923 г. вернулся в советскую Россию. Отчаянно пытался стать советским писателем. Любопытно мнение Булгакова о Белом: «Всю жизнь, прости господи, писал дикую ломаную чепуху. В последнее время решил повернуться лицом к коммунизму. Но повернулся крайне неудачно».

Он не выдержал обрушившейся на него критики и скончался от кровоизлияния в мозг в возрасте 54 лет.


Желаю удачного прочтения.
Фото из интернета
26.10.2020 г.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Евгений Романович!

В своих комментариях к ответам я увлеклась
и написала большую статью, но так и оставила
в черновиках. Для ответов такое количество материала
было неприемлемо.

Я сейчас сделала выписку из того, что открыла и для себя,
благодаря Вам, Вашему побуждению к изысканию.

"Важнейшая часть наследия Белого - работы по филологии, прежде всего по стиховедению и поэтической стилистике. Среди прочего, автор развивает теорию «ритмосмысла», принципы исследования звукописи и словаря писателей (отдельные статьи из книги Символизм, работы Жезл Аарона (О слове в поэзии), Ритм и смысл, О ритмическом жесте (все три - 1917), Ритм как диалектика и „Медный всадник” 1929, Мастерство Гоголя 1934). Эти исследования оказали во многом определяющее влияние на литературоведение XX в. (формалистская и структуралистская школы в СССР, «новая критика» в США), заложили основы современного научного стиховедения (различение метра и ритма и др.).
В творчестве Андрея Белого выразилось ощущение тотального кризиса жизни и мироустройства. Как писал его современник философ Ф.Степун, «творчество Белого - это единственное по силе и своеобразию воплощение небытия „рубежа двух столетий”, это художественная конструкция всех тех деструкций, что совершались в нем и вокруг него; раньше, чем в какой бы то ни было другой душе, рушилось в душе Белого здание XIX века и притуманились очертания двадцатого». Не случайно еще в 1921 первым в мировой литературе Белый откликнулся на физические разработки Кюри зловещим пророческим символом:

Мир – рвался в опытах Кюри
Ато;мной, лопнувшею бомбой
На электронные струи
Невоплощенной гекатомбой.

А.Белый настолько крупная фигура, что от критики только выигрывает и становится больше. Белый до сих пор не изучен: не опубликованы многие его тексты, обнаруживаются неизвестные архивные материалы, и при каждом развороте появляются дополнительные грани и смыслы"

Благодарю Вас, Евгений Романович за прекрасную литературоведческую
публикацию. (У меня, почему-то в текстах не отображаются ссылки на источники)

Примите мои Вам самые искренние пожелания здравия и радости жизни,
непреходящего вдохновения,

Дарья Михаиловна Майская   19.04.2021 17:54     Заявить о нарушении
Уважаемая Дарья Михайловна, благодарю за прекрасные слова об А.Белом. Он того стоит.

Он уникален ещё и тем, что был одинаково успешен и в Прозе, и в Поэзии, и в Мемуаристике http://proza.ru/2016/10/07/1439.

В моей Библиотеке 10 его книг. На всякий случай сообщу:

1. Белый (Стихотворения и поэмы)
2. Белый (Петербург)
3. Белый (Серебряный голубь)
4. Белый (Симфонии)
5. Белый (Москва)
6. Белый (На рубеже двух столетий) - 1 том трилогии
7. Белый (Начало века) - 2 том
8. Белый (Между двух революций) - 3 том
9. Белый (Проблемы творчества)
10. Белый в 1900-е годы

Да и в личной жизни он оставил незабываемый след двумя знаменитыми треугольниками:
Блок-Менделеева-Белый;
Белый-Петровская-Брюсов.

В общем, личность неординарная во всём.
С уважением и радостью общения, -

Евгений Говсиевич   19.04.2021 18:25   Заявить о нарушении
Согласна, Евгений Романович, А.Белый был человек.
Когда имеют место частые, тесные контакты между
интересными людьми, не мудрено увлечься.
Впрочем, как и рассматриваемые нами в той теме Блок и Брюсов.
Блок не считал зазорным влюбляться и в других представительниц прекрасного пола, хотя его женщины никогда не имели для него такого значения, как жена. Впрочем, Любовь Менделеева также позволяла себе увлекаться другими мужчинами.
Тогда же Блок, который, боготворя свою жену, не отказывался от возможности питать нежные чувства к другим женщинам, воспылал страстью к Н.Н. Волоховой, актрисе театра Веры Комиссаржевской. Образ красавицы Волоховой вскоре заполонил философские стихи Блока: это ей поэт посвятил цикл «Фаина» и книгу «Снежная Маска», с нее списывал героинь пьес «Песня Судьбы» и «Король на площади».
.
В Брюсов За свою жизнь пережил немало увлечений, все они были взаимными. В 24 года поэт женился на Иоанне Рунт, гувернантке своих сестер, которая по происхождению была чешкой, либо полячкой. Он очень любил эту женщину, однако детей у Брюсовых не было. Иоганна не могла подарить своему супругу ребенка. Зато она очень трепетно относилась к творчеству своего мужа, скрупулезно собирала, хранила все разрозненные листочки с его рукописями.
Источник: http://biographe.ru/znamenitosti/valeriy-brusov

Благодарю Вас искренне, Евгений РОманович,

Дарья Михаиловна Майская   19.04.2021 18:51   Заявить о нарушении
Всё так.
Очень интересно.
Спасибо.

Евгений Говсиевич   19.04.2021 19:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.