Блок. Пузыри земли. Краткое содержание
В «Стихах о Прекрасной Даме» – герой книги принял на себя Миссию: ввести Лучезарную в наш мир.
В «Распутьях» – показан её провал.
«Пузыри земли» – это реакция на провал высокого – высоких целей, надежд, чувств. Происходит, производится осмеяние, передразнивание, ироническое переосмысление идей, тем, образов первых книг.
Вместо цветущих лугов – болота, вместо весны-лета – умирающая осень, вместо великих героинь – Лучезарной, Русской Венеры, Елены Прекрасной – ныне в “героях” – чертенятки разные да заживо гниющая русалка. И посвящения стихов – не близким по духу людям («моей матери», «Андрею Белому», «Сергею Соловьеву»), а ежику Григорию.
И даже его миссия… Он думал, что он – один на тысячелетия? Как Моисей? – так своя «купина» есть даже у бессчетных «чертенят и карликов».
Но эпиграф намекает, что всё это не внутреннее убеждение героя, а внешние мороки, наведённые на него антагонистами Лучезарной.
Итак,
«Пузыри земли» – контекст:
1. «На перекрестке, где даль поставила…» – первый морок: он – чучело воронье, глядящее на «зубчатый лес»;
2. Болотные чертенятки – следующий морок: он – «захудалый чорт», сидящий в компании таких же стёртых посреди болот, пародирование сюжета мира «на скрещенье вод»;
3. «Я живу в отдаленном скиту…» – следующий морок: искушение освобождения от подвига Миссии;
4. «Твари весенние» – следующий морок: он – одна из болотный русалок, ждущая очередную жертву из близлежащей деревни;
5. «Болотный попик» – на том же болоте, местный попик уговаривает принимать все веры и не бояться быть затянутым в трясину;
6. «На весеннем пути в теремок…» – морок про девочку-весну, венчающуюся со старикашкой-колдуном;
7. «Полюби эту вечность болот…» – попытка оправдать болотное существование;
8. «Белый конь чуть ступает усталой ногой…» – апокалипсическое видение болота на закате, как трясины-мира, охваченного Твоей алой удавкой;
9. «Болото – глубокая впадина…» – зрак болота, как кривое отражение ока Луны (Её ока);
10. «Старушка и чертенята» – передразнивание образа купины;
11. «Осень поздняя. Небо открытое…» – умирания мира «где рябь и камыш»;
12. «Эхо» – первое появление эротичных мотивов в лирике Блока.
13. «Пляски осенние» – смирение, примирение, приятие «тишины умирающих злаков», новой реальности, созданной «твоими плясками».
«Пузыри земли» – резюме:
Отказываясь от миссии ("Спи — твой отдых никто не прервет"), герой трехкнижия мечтал вдосталь побродить по Тропе Миров. Только вслушайтесь в накал его предчувствий в следующей строке: "Мы — окрай неизвестных дорог"!
Или вот из статьи "О современном состоянии русского символизма" - о своих вторых и третьих "я", о "двойниках":
«...он ["художник"] умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности - все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой - вздох моря, третий - аметист, четвертый - священного скарабея, крылатый глаз».
"Лучшие драгоценности"? - болота!
Свидетельство о публикации №220102600478