Партия 2017 г. Тоталитаризм и суверезм. 5. Поражен

Партия 2017 г. Тоталитаризм и суверезм. 5.Поражение социума.

А здесь давайте посмотрим на вопросы и рассуждения по проблематике тоталитаризма.

«После начала хрущёвской «оттепели» возник вопрос: является ли СССР по-прежнему тоталитарным режимом или же сравнение очевидно меняющейся советской системы с поверженными фашистскими режимами неуместно? Возникла потребность в формулировке модели, которая бы объяснила приход диктаторов к власти и её дальнейшую эволюцию».

Можно говорить мягче, можно жестче, но есть содержание и существо отношений, которое в обязательном порядке должно быть вскрыто, представлено и объяснено. Если же это не сделано ранее, то вопрос остаётся открытым, и ждущим своего решения.

Сходство тоталитаризма Германии и Италии с тоталитаризмом Советского Союза проявляется в абсолютной силе государственной власти, которая была обусловлена одной партией, соответственно, и одной группой лиц, создавших её. Условием тоталитаризма является не просто доминирование одной партии, а её существование в единственном числе. Как правило такое существование всегда быстро превращается в тоталитарное доминирование в политической жизни, соответственно, при этом происходит угнетение всей политической среды.

 В политической философии возникла некоторая путаница с терминологией тоталитаризма, когда стали выделять разные его виды. Так советский тоталитаризм часть исследователей стала определять, как сталинский, видя в нём некоторую специфику и отличие от западного тоталитаризма. С тоталитаризмом в некоторой степени связали и авторитаризм, хоть они и являются разными проявлениями политических режимов.

 Если авторитаризм – это зависимость страны и политической жизни от позиции высшего должностного лица в государстве, то тоталитаризм – это уже проявление деятельности государства. Лишь в одном они имеют общее качество – действуют против общества, демократии и права, действуют против проявления их существа. Из последнего состава надо выделить демократию, как самостоятельную форму организации власти.

«Советологи конца 1960-х — начала 1970-х годов (Р. Такер, С. Коэн, М. Левин и другие) указывали, что понятие «тоталитаризм» слишком узкое для понимания специфики советской истории, и предложили его замену понятием «сталинизм».

 «В своём эссе «Диктатура и двойные стандарты» (1978 г.) Джин Киркпатрик настаивала, что следует отличать тоталитарные режимы от авторитарных. Согласно Киркпатрик, — авторитарные режимы заинтересованы преимущественно в своём собственном выживании — и поэтому, в отличие от тоталитаризма, допускают отчасти автономное функционирование элементов гражданского общества, церкви, судов и прессы. Отсюда был сделан вывод, получивший известность при Рейгане как «доктрина Киркпатрик», — что во внешней политике, США могут оказывать временную поддержку авторитарным режимам ради борьбы с тоталитаризмом и продвижения американских интересов» (вкпд)

Здесь надо снова оговориться, авторитаризм и тоталитаризм –это всегда поражение социума, ограничение его развития, это всегда действие против его общественной институционализации и самодеятельного управления. Да и и не только, вопрос упирается даже в позиционирование по данным вопросам, в преследовании за его проявление.

Придётся остановиться и на обозначенных элементах. Гражданское общество -это проявление деятельности людей в рамках и установлениях власти, не более того, всё остальное, власть, как правило рассматривает как действие против её самой и отвечает действием на поражение. Церковь под властным воздействием потеряла свою самостоятельность в принципе, а следом и значение в жизни людей стала выглядеть искусственным продолжением власти в духовном мире. Суд же имеет качество властного суда: там, где встают вопросы о праве и власти, вопросы однозначно решаются в пользу власти, через что их решения, даже явно противоправные получают облик законной силы, при этом само правосудие исчезает, а его место занимает властисудие, на деятельность которого прямое влияние оказывает и непубличная власть. Последняя становится характерным признаком суверезного политического режима.


Рецензии