Коронавирус. Дайте людям шанс выжить

       Многие люди болеют и умирают от своих болезней. В этом и состоит неизбывная трагедия земной человеческой жизни, да и жизни-вообще. С возрастом обстоятельства жизни всё чаще складываются так, что более настойчиво напоминают о такой неизбежности. Чтобы хоть как-то защитить эмоциональную сферу своих пациентов (и свою собственную тоже) от психотравмирующего воздействия грустных мыслей, я всегда ссылаюсь на одну гениальную просьбу к Всевышнему, которая выражает важную и актуальную мудрость людей прежних поколений, отражённую в библии: «Господи, дай мне сил принять то, что я никогда не смогу изменить. Господи, дай мне сил изменить к лучшему то, что я смогу изменить. Господи, дай мне ума-разума, чтобы отличить одно от другого».

       Я уверен, что большая стратегия долгой и счастливой жизни складывается из множества маленьких и конкретных побед. Даже в самые тяжёлые времена всё равно есть возможность получать от жизни небольшие радости, которые, в совокупности, способны обеспечить преимущество для жизни и бытия. Мы живём в очень непростое для нашей страны время. Впрочем, я затрудняюсь вспомнить тот период времени в России, который можно было бы назвать простым и спокойным. События последних двух месяцев, обусловленные быстрым распространением новой коронавирусной инфекции, не добавили россиянам душевного покоя.

       Причин для беспокойства и волнений для многих людей (и для меня тоже) оказалось более чем достаточно. Многие знакомые, друзья и близкие мне люди уже болеют или успели переболеть непривычным для человечества штаммом коронавируса. После 30-летней «оптимизации» здравоохранения России, наша медицина попала в крайне затруднительное положение. Многие годы сокращалось количество коек в стационарах, число фельдшерско-акушерских пунктов. Невооружённым глазом видна нехватка врачей и младшего медицинского персонала. Участковая терапевтическая служба работает с запредельной нагрузкой, которую выдерживают не все люди в белых халатах. Население, проживающее, большей частью, вне крупных городов, оказалось предоставлено в противостоянии с инфекцией самому себе.

       В аптеках возник большой дефицит лекарственных препаратов не только противовирусных, но и антибиотиков. По сути каждый человек, заразившийся этой инфекцией не чувствует по отношению к себе должного внимания со стороны государственной медицины. Будучи врачом сам, я считаю, что в этом нет её вины, в этом её беда. Медицина коммерциализируется не по желанию медицинских работников. Такова, все эти годы, была разрушающая воля руководства страны и её экономического блока в рамках гнилой парадигмы свободного рынка. Страховые компании стали раковой опухолью на теле отечественной медицины и обескровили её. Первым пунктом их уставов подчёркивается получение прибыли от медицинской деятельности, а не сохранение здоровья населения страны.

       По этой причине, в условиях эпидемии, каждый выживает как может. Конечно, нельзя утверждать, что заболевшие граждане медицинской помощи не получают совсем. Она благодаря самоотверженному служению медицинских работников есть, но излишне формализована. Протоколы лечения ковидной инфекции не предусматривают индивидуального подхода к пациенту. Начало необходимого медицинского вмешательства во многих случаях происходит часто тогда, когда время уже упущено.До стационарного лечения, оказывается, надо ещё дожить, чтобы иметь возможность выжить.
 
       К жене моего хорошего знакомого докторА приезжали трижды, но никто из них согласно протокольным установкам вовремя не сориентировался в тяжести её состояния. Понятно, что «на войне как на войне» помощь оказывается исходя из прагматичных соображений. В первую очередь её получают самые тяжёлые пациенты. Однако людям старше 60 лет с грузом хронических заболеваний нужно относится повнимательней.

       При внешне удовлетворительном состоянии, ухудшение состояния может случиться внезапно. Я считаю, что показания к госпитализации для них должны быть расширены. Это, кстати, вопрос к тем бюрократам в страховой медицине, кто готовит протоколы диагностики и лечения коронавирусной инфекции. Женщине, которая температурила в течение 5 дней, было отказано в своевременной госпитализации в связи с «отсутствием показаний». В итоге, всё закончилось летальным исходом из-за запоздалого перевода в стационар.

       В жизни другой женщины я принимаю непосредственное участие. Лихорадка появилась в четверг, 15 октября. Температура в этот день поднялась до 39,3*. Появился сильный озноб и желание укутаться потеплее. Я, поначалу, этому не препятствовал, поскольку приём парацетамола удерживал температуру тела в допустимых и, даже, желательных пределах – 38,5*. Известно же, что лихорадка – это защитная реакция против вирусной инфекции. Продолжение её в течение 3-4 дней при общем удовлетворительном состоянии, даже в 67 лет, не вызывает тревоги.

       Однако, дальнейшие события заставили меня, в прошлом, врача скорой помощи и специалиста в интенсивной терапии, изрядно поволноваться. После очередного приёма парацетамола произошло обильное потоотделение, которое сопровождалось снижением артериального давления и диуреза - временным уменьшением мочеотделения, что указывало на недостаточный объём циркулирующей крови, её сгущение и обезвоживание организма. Слабость нарастала. Дыхание в лёгких выслушивалось как жёсткое, хрипов не было.

      В ночь с субботы на воскресение температура держалась выше 39*. Вопреки протестам пациентки пришлось лишить её одеяла и всех других вещей, сохраняющих тепло, заставить пить больше жидкости с разведённым в ней противным Регидроном для поддержания электролитного баланса крови. Хорошо, но на время, помогало обтирание тела 50% спиртовым раствором. Каждые 2 часа осуществлялся контроль за температурой, пульсом, артериальным давлением. Состояние пациентки оценивалось как среднетяжёлое. Возникло серьёзное подозрение на коронавирусную инфекцию.

       Совместно с другим знакомым доктором в воскресенье, 18 октября, был проведён консилиум. В лёгких появились крепитирующие хрипы. Принято решение назначить антибиотик азитромицин по 500 мг в сутки. Понятно, что он не действует на вирус, но при длительной гипертермии антибиотики применяются с профилактической целью для защиты от оппортунистической бактериальной инфекции. Я позвонил по телефону 112 в службу спасения, чтобы получить совет о дальнейшей тактике в отношении пациентки с подозрением на ковид19.

       Формально служба сработала хорошо и передала вызов на скорую помощь, которая приехала глубокой ночью с воскресения на понедельник. Врач скорой не диагностировал пневмонию и, как ожидалось, не нашёл показаний к госпитализации, хотя и пообещал передать вызов на дом участковому терапевту. Терапевт позвонил по телефону и пообщавшись с больной, сославшись на занятость, на вызов не пришёл. На следующий день, во вторник, 20 октября после нашей настойчивой просьбы пришёл врач из стационара, который тоже не обнаружил показаний к госпитализации, но выписал направление на анализ крови и мочи, а также направление на рентген.

      22 октября получено заключение врача-рентгенолога Сылвенской участковой больницы Пермского края об отсутствии пневмонии, но имеющемся пневмосклерозе и пневмофиброзе, что нас с другим доктором немало удивило. Клинически на фоне жёсткого дыхания в средних и нижних отделах лёгких выслушивалось большое количество крепитирующих хрипов, свидетельствующих о явной двусторонней пневмонии на фоне продолжающейся лихорадки. Внимательный читатель уже понимает, наверное, что показаний для госпитализации с точки зрения участкового врача опять же нет.

       Обзвонив всех знакомых докторов, я договорился о проведении в срочном порядке компьютерной томографии в городе Перми. КТ удалось сделать только в четверг во второй половине дня. По результату исследования была диагностирована двусторонняя вирусная пневмония с характерным симптомом «матового стекла» с высокой вероятностью корона-вирусной этиологии. Поражение лёгочной ткани составило 25-50%. Читатель понимает, что высокая температура у женщины 67 лет с двусторонней вирусной пневмонией держится 8 дней, а абсолютных показаний к госпитализации всё ещё нет.

       Врач, организовавший КТ-исследование посоветовал вызвать скорую помощь и как следует, агравируя (преувеличивая) жалобы, его напугать. На следующий день позвонил знакомый доктор и сообщил о договорённости госпитализировать пациентку. Я обращаю внимание читателя на тот факт, что необходимое стационарное лечение вирусной пневмонии началось и продолжилось фактически без активного участия поликлинической терапевтической службы на 9-й день от начала заболевания ковид-инфекцией. Между тем, показания к госпитализации такой больной пожилой женщины есть и уже давно были.

       Таким пациентам в обязательном порядке на фоне продолжающейся антибиотикотерапии подключается терапия гормонами надпочечников и гепарин, растворяющий тромбы в мелких лёгочных сосудах. В том и состоит специфика лечения именно этой вирусной инфекции, при которой происходит множественное образование тромбов в мелких капиллярах лёгких и прочих органах человеческого организма. Это, так называемый, ДВС-синдром – синдром диссеминированного (распространённого) внутрисосудистого свёртывания крови с нарушением микроциркуляции не только в лёгких, но и других органах.

      Выводы:

1. Первичное, поликлиническое звено терапевтической медицинской службы в условиях пандемии работает слабо, формально исполняя свои обязанности согласно недоделанного протокола страховой государственной медицинской организации. Создаётся только видимость хорошо продуманной тактики в организации помощи людям, болеющим ковид-инфекцией.

2. Родственникам и знакомым требуется проявлять значительную настойчивость в организации помощи таким пациентам, не вполне доверяя разрушенной реформами медицинской службе.

3. Рентгеновские снимки лёгких нельзя считать информативными в диагностике вирусных пневмоний.

4. Необходимо укреплять кадровый состав медицинской службы, срочно, как минимум в два раза, увеличив расходы на здравоохранение.

5. Иметь в виду настоятельную необходимость расширения показаний к госпитализации пациентов старше 60 лет с грузом хронических заболеваний и сахарным диабетом.

6. Должна быть усилена санитарно-просветительная работа среди населения и обучение здоровому образу жизни, САНОГЕННОМУ МЫШЛЕНИЮ.

7. Надо всегда помнить о том, что «спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Наивно и опасно надеяться на одно лишь милосердие медработников, слепо веря в непогрешимость их действий в условиях дикого капитализма.
      
       Признаюсь честно, в какие-то дни и моменты мною, врачом-психотерапевтом, тоже овладевало чувство тревоги, безнадёги и пустоты из-за чёрствости и непробиваемого бюрократизма нашей медицины в капиталистической действительности. Чтобы справиться с таким состоянием, я старался отвлечься и нагружал себя работой, возвращался памятью к хорошим воспоминаниям и позитивным мыслям, старался сосредоточить своё внимание даже на незначительных приятных ощущениях здесь и сейчас, делал гимнастику и переключался на быструю ходьбу, всегда привычную, доставлявшую мне радость и удовольствие. Я направлял все свои духовные и физические силы на то, что реально мог изменить, и всегда старался добиваться хотя бы маленьких побед, которые в полной мере обеспечивали мою стратегию выживания и целесообразно-радостного существования.

      Доброго вам здоровья, дорогой и уважаемый читатель. Уделяйте внимание ему, поскольку здоровье можно сохранить, укрепить и приумножить, только тогда, когда оно ещё у Вас есть. Старайтесь заботиться о близких Вам людях. И будьте, пожалуйста, счастливы!
      


Рецензии
Спасибо Вам, Андрей Яковлевич, за Ваш труд, за Ваше радение за нашу медицину, за добрые пожелания всем! Будем надеяться, что ситуация изменится. И не только надеяться, но менять её своими пусть небольшими, но добрыми делами. С уважением,

Татьяна Бабина Берестова   15.12.2021 21:57     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Татьяна, за комментарий. Доброго здоровья и счастья желаю. С Новым Годом!

Зуев Андрей Яковлевич   16.12.2021 04:12   Заявить о нарушении
И Вас с наступающим Новым годом!!! Пусть он будет добрым и счастливым для всех!!!

Татьяна Бабина Берестова   16.12.2021 14:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.