Господь поразил его рукою женщины

Всемирная известность австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазохи (1836-1895) обусловлена его психопатологическим расстройством. Хотя поклонники в своё время и называли писателя «малороссийским Тургеневым» (Леопольд родился во Львове на территории современной Украины), но если бы сюжеты его романов не заинтересовали психиатров, то вряд ли бы граф Захер-Мазох остался известным именем в литературе. Самым примечательным в его творчестве явился тот факт, что нарушение своего сексуального влечения писатель сделал всеобщим достоянием, благодаря чему приобрёл большую популярность. Возникла одиозная слава, навечно заштампованная в истории сексопатологии. Впрочем, такие корифеи французской литературы, как Золя, Флобер и Дюма положительно оценивали творчество Леопольда фон Захер-Мазохи. Более того, во время своей поездки в Париж в 1886 году писатель был принят президентом Французской республики и удостоен креста Почетного легиона.

Эротические произведения Захер-Мазохи полностью посвящены психопатологическим переживаниям героя, ищущему наслаждения в мазохизме. Эти романы по-своему даже целомудренны (особенно в сравнении с «десадовскими»!), хотя полностью посвящены эротическим переживаниям. Поэтому употребить термин «порнограф» в отношении Захер-Мазохи не придёт в голову ни одному читателю. 

По линии матери род Захеров происходил из Испании, а отец - профессор медицины, Франц Мазох родился на территории современной Румынии. По просьбе тестя он согласился присоединить девичью фамилию жены к своей: так появилось новое сочетание – Захер-Мазох.

В детстве Леопольд рано проявил склонность к русской литературе, а ещё – к житиям святых, с особенным удовольствием читая те страницы, где описывались пытки, которым подвергали великомучеников. Воображая себя жертвой, подросток приходил в лихорадочное состояние.

В десятилетнем возрасте Леопольд случайно подсмотрел, как тётка, в которую он был влюблён, занималась сексом с любовником, а потом, застигнутая на месте преступления мужем, ничуть не растерявшись, разбила тому в кровь лицо. Когда же тётка обнаружила присутствие в комнате мальчика, то досталось и ему: «В мгновение ока она растянула меня на ковре; затем, ухватив меня за волосы левой рукой и придавив плечи коленом, она принялась крепко хлестать меня. Я изо всех сил стискивал зубы, но, несмотря ни на что, слёзы подступили к моим глазам. Но всё же следует признать, что, корчась под жестокими ударами прекрасной женщины, я испытывал своего рода наслаждение...»

Это событие, по-видимому, сыграло решающую роль в формировании личности Леопольда. Захер-Мазох пишет: «…я нашёл проблему, давшую рождение роману “Венера в мехах”. Сначала я открыл таинственную близость жестокости и сладострастия; затем - естественную вражду полов…»

После окончания пражской гимназии юноша изучал философию и историю в университете Граца, некоторое время занимал профессорскую кафедру в австрийском городе Лемберг, но затем полностью переключился на литературную и издательскую деятельность.

Любовная связь с Фанни фон Пистор вдохновила его на создание знаменитого романа «Венера в мехах». В литературном наследии писателя сохранились беспрецедентные в истории документы – два договора, заключённых по всем правилам юриспруденции.

Договор между госпожой фон Пистер и Леопольдом от 8 декабря 1869 г. гласил: «Г-н Леопольд фон Захер-Мазох честным словом обязуется быть рабом госпожи Фанни фон Пистор, безоговорочно исполнять все её желания и приказания в течении шести месяцев кряду… При каждом его проступке, упущении или оскорблении величества госпожи (Фанни фон Пистер), она может наказывать своего раба… как ей заблагорассудится… Со своей стороны Фанни Пистор обещает по возможности чаще носить меха, особенно тогда, когда она выказывает жестокость…»

Второй договор – с госпожой Вандой фон Дунаевой был явно надиктован женщиной:

«Мой раб! Условия, на которых я принимаю Вас и терплю рядом с собой, таковы:
Полный и безусловный отказ от собственного я. Помимо меня у Вас не может быть никакой воли. В моих руках Вы – слепое орудие, которое беспрекословно выполняет все мои приказы… мне даётся право наказывать и карать Вас, как мне заблагорассудится… Подобно плоти вашей мне принадлежит также и Ваша душа… Мне позволена величайшая жестокость, и даже, если я изувечу вас, Вы должны снести это безо всяких жалоб…» (Захер-Мазох Л., 2008).

Эти оригинальные биографические факты писатель не преминул эффектно использовать в сюжетной линии своего романа.

В 1881 г. Захер-Мазох поселился с семьей в Лейпциге. Он пробует себя в качестве издателя художественного альманаха «На высоте». Его выпуск продолжался до 1885 года, однако эта деятельность не принесла ему ни успеха, ни выгоды. Между тем слава романиста докатилась до Америки, находя широкий отклик в разных странах. Его произведения переводились на многие европейские языки, издавались массовыми тиражами. Особенно популярным Захер-Мазох был во Франции, где публиковался ведущими издательствами и где его проза вызвала такой же интерес, как и его эротические истории.

В 1873 году с писателем завязала переписку Аврора фон Рёмелин, которая позже вышла за него замуж. Жена присвоила себе имя Ванды в честь персонажа книги «Венера в мехах» и не только научилась обращаться с плетью, но и сама увлеклась литературой. В своих мемуарах она вспоминала: «С этих пор не проходило дня, чтобы я не била моего мужа... Он заказал по своему собственному указанию различные кнуты, между прочим плеть в шесть ремней, утыканных острыми гвоздями... Он напрямик стал просить меня изменить ему... Его иногда... охватывала смертельная тоска; при сильных припадках тоска эта росла ежеминутно, пока, наконец, не доходила до своего апогея, когда он начинал рыдать и прощаться со мной и детьми, убеждённый, что скоро от него останется один труп... Он в продолжении двух месяцев не написал ни строчки, потому что я отказалась написать бесстыдное письмо одному берлинскому депутату, богатому помещику Г., с предложением отдаться ему... Он хотел вырвать себе зуб... Леопольд не захотел, чтобы ему анестезировали зубы, но я должна была надеть на себя мех и стоять перед ним, глядя на него с жестоким видом во время операции». (Захер-Мазох В., 1906).
По убеждению Захер-Мазохи радость любви заключается в том, что сильная и мужественная женщина мучает слабого и женственного мужчину. Захер-Мазох любил, чтобы женщина с пышными формами, одетая в меха и вооруженная хлыстом, унижала его, связывала, травила собаками. Он любил переодеваться в прислугу и выполнять самые различные, порой неприятные поручения любимой женщины. Иногда настаивал, чтобы она отдавалась другому мужчине. Все сюжеты романов «Разведенная» и «Венера в мехах» основаны на реальных событиях жизни писателя.

«Его любимым занятием стала "игра в медведя", которая заключалась в том, что женщина с пышными формами, в шубе и с хлыстом в руке "охотилась" за ним, затем ловила, связывала и начинала истязать и унижать». (Кандыба В.М., 1998).

Семейная жизнь писателя в первом браке целиком прошла по мазохистскому сценарию, о котором европейская публика узнала, благодаря вышедшим воспоминаниям Ванды. За пять лет до смерти писателя, австрийский сексопатолог Рихард фон Крафт-Эбинг ввёл в научный оборот слово «мазохизм». Никакого удовольствия оттого, что психиатр увековечил его имя для обозначения известного полового извращения, Леопольд не испытывал. Русскоязычному читателю остаётся только догадываться, почему Крафт-Эбинг для образования термина «мазохизм» воспользовался второй половиной фамилии автора?

После развода с Вандой, Леопольд женился на гувернантке своих детей. Писатель переехал с семейством (в новом браке родилось трое детей) в принадлежащее жене поместье около Франкфурта-на-Майне. Здесь он развернул активную культурно-просветительскую деятельность: организовал несколько публичных библиотек и народных школ в толстовском духе. Захер-Мазох написал даже свой вариант «Капитанской дочки», правда, финал его варианта оказался трагичнее пушкинского: Екатерина Вторая приказывает казнить Гринёва прямо на глазах у Маши. Но такой поворот событий в интерпретации Захер-Мазохи вполне объясним.

9-го марта 1895 года Захер-Мазох умер от сердечной недостаточности в деревушке Линдхайм. Урна с его прахом сгорела во время пожара в 1929 году.

Таким образом, темообразующее влияние на литературное творчество сексуальной патологии писателя вряд ли можно подвергать сомнению. Поэтому, строго говоря, вынесенная в заголовок цитата из Библии только на поверхностный взгляд соответствует содержанию статьи. В действительности же «рука женщины», даже вооружённая хлыстом, доставляла Захер-Мазоху не всем понятное наслаждение и, возможно, творческое вдохновение.

Леопольд фон Захер-Мазох писал: «Никогда не чувствуй себя в безопасности рядом с женщиной, которую любишь».

***
Журнал «Психология на каждый день», 2009 г., №4.


Рецензии