Талантливая актриса

   
                Посвящается моим детям



 Нюша жила в провинциальном городке в частном доме со своими уже немолодыми родителями.

     Вечерами возле расположенных рядом  пятиэтажек собиралась компания, и девчонка всегда первая стояла у  подъезда. У каждого были свои мечты и  планы,  куда пойти учиться.   Анька про учёбу не думала: в голове у неё крутилась одна мысль, как поскорее выскочить замуж.

     Взрослый парень, который недавно пришел из армии, крепко заморочил голову пятнадцатилетней девчушке. Отношения их зашли слишком далеко, даже престарелый  Анькин папа уже готовился к свадьбе: делал клетки для разведения кроликов, чтобы молодым было на что жить.

     Но тут из Тулы приехала старшая сестра Настя, и Анькины планы разлетелись, как брызги в луже. Настя понаблюдала за своей младшей ветреной сестрой и, обнаружив в ней « талант артистки», пообещала устроить её в театр. Это был удар ниже пояса. Анька бросила жениха и, быстро собрав вещи, укатила жить к сестре в Тулу.

     Девчонку приняли в молодёжный театр, и она умудрилась даже исполнить танец дикарки под «Чунга-чанга».

Но  недолго музыка играла: Аньку заставили пойти в девятый класс. Как там она училась, можно было только догадываться, но школу умудрилась закончить и поступила в театральное тульское училище, где имела успех.

     У  Насти было отвратительное настроение: после распада СССР её семье  пришлось спешно покинуть  Украину и переехать в Тулу. В России полным ходом шла «перестройка».
Настя стала домохозяйкой, а мужа приняли на работу  простым летчиком.

     В часть он приходил с толстым  кожаным  портфелем, в котором  лежала  надувная подушка. После построения и завтрака  муж заходил в актовый зал, надувал подушку, клал под голову  и спал до вечера. Вечером отправлялся домой.

     Раньше он прилично зарабатывал и летал на  современном самолете, которым  можно управлять одним нажатием кнопки.
   В России  он  стал летать на  поршневом «мускулолете» ( под секретным названиемАн-2 «кукурузник»). 

         Чтобы управлять этим чудом техники,  штурвал  нужно было держать, как обеденную ложку: нежно, но  уверенно.  Зарплата была прямо пропорциональна  скорости летательного аппарата: медленно летаешь – мало получаешь.

                А дома   двое детей: сын и  младшая сестренка, которую Настя спасла от замужества. Скоро дети  заканчивали  школу.  Анютке нужно  было сшить платье на выпускной вечер, но это не проблема: можно перешить своё немецкое дорогущее из голубой парчи, а вот сыну костюм   уже не сошьёшь.
   Работать  было негде,  всё заводы  закрывали,   а рабочих отпускали на «вольные хлеба». 

        Но советский народ не растерялся: все ударились в торговлю. Но для этого нужен был первичный капитал, а у Насти его не было.  Однажды она увидела необычную картину: бабулька купила в магазине  губную помаду и пудру, перешла улицу и возле рынка стала их продавать.  Тут же к ней подошел молодой симпатичный  парень и взял дань губной помадой.

        У Насти каждый день раскалывалась голова: чем она будет кормить детей и как жить дальше, но оказывается, её детки  уже выросли, и  оказались более приспособленными к  жизненным переменам.

        В один теплый весенний вечерок  Анютка  привела домой парня. Оставив его в дверях,  побежала что-то шептать  племяннику.
 Колька целыми днями сидел за учебниками, хотя знал, что в  институт, куда он мечтает поступить – ему хода нет: нечем платить.

        Мать вышла в коридор и посмотрела на гостя. Он был похож на совёнка. Умные глаза были навыкате, маленький носик имел форму загнутого клювика. Мальчишка  Насте не понравился.

- Тебя как зовут? – спросила она паренька.
- Да, Сашкой меня зовут,- улыбнулся тот так, что не ответить улыбкой было нельзя.

- А почему ты тут стоишь?- поинтересовалась Настя.
- Кольку жду,- ответил  Санёк.
- Долго придётся ждать, -  женщина  пошла на кухню.

Как ни странно, сын вышел быстро, о чем-то поговорил с незнакомцем и тот ушел.

-  А какой нации этот паренёк?- зайдя на кухню, спросила Нюша.

- Понятия  не имею, но не русский точно.  Ты у него завтра спроси,- посоветовала  сестра.

На следующий  вечер  парнишка опять стоял в дверях.

-  Когда я у него спросила, кто он по национальности, то он  промолчал,- зашептала Нюша,-  боится, что, узнав,  мы с ним не будем общаться.

-Какая ерунда!- возмутилась Настя.

-  Я ему тоже  так  сказала, - засмеялась девчонка.

Дети поговорили несколько минут. Сашка явно уговаривал ребят куда-то пойти, но Колька ответил  отказом и парень ушел.

На следующий день была суббота и вся семья отсыпалась.

Часов в  двенадцать раздался звонок. Настя  открыла  дверь. На пороге стоял Сашка.
Он молча прошел на кухню и  стал из карманов вытаскивать деньги, кидая их на кухонный стол.

У женщины подкосились ноги.

- Саша, ты, где их взял?- выдавила  Настя.
- Заработал.
- Это как?- спросила женщина.
- Да  элементарно,- улыбнулся Сашка.

     Колька в следующую субботу уже не  валялся до обеда в кровати. Он встал рано, и они с Сашкой пошли  в киоск, где торговали мороженным. Там уже стояла очередь.
Купив два ящика лакомства, мальчишки побежали в парк его продавать, конечно, не за свою цену.

     Сашка по национальности оказался евреем. 

     Мои дети  поступили в учебные заведения.  Старались учиться хорошо и всегда получали стипендию. Сашка от них не отставал, поступил в самый престижный институт в городе.
        Все бы хорошо, но вдруг выяснилось, что Санёк  влюблён  в   Нюшу. Да и Нюша  ответила ему горячей  любовью. Они сливались в поцелуях возле многоэтажек, как только выходили из подъезда, да так долго, что к Насте стали прибегать удивленные соседи с возмущенными вопросами: как так? Ну, пусть он на ней жениться!  Тут любовь были в диковинку. Все в округе знали про эту ненормальную любовь между русской девочкой и евреем. И она не каждому нравилась.  Соседские бабульки выстраивались в шеренгу возле подъезда, набирали полный рот соплей и ждали, когда мои дети придут домой, чтобы  повесить на них свои « ордена и медали».

     Утром рано, идя на занятия, на девчонку из окон неслась отборная брань: « жидовка вонючая»,   «мразь еврейская». Когда, Анютка шла поздно вечером с занятий, на неё спустили овчарку. Собака положила лапы на плечи девчушки и злобно залаяла ей в лицо.. Анька, так заорала ,что её сестра выскочила из квартиры в легком халатике и босиком на 30 - градусный мороз. Сестра подала на соседей в суд. Терпеть такое безобразие было уже невмоготу.   А любовь разгоралась все сильнее и сильнее,  несмотря на соседские проделки. Все знают, что от любви бывают дети,  и Насте пришлось идти разговаривать с Сашкиными родителями. Даже было страшно подумать, чтобы сделали  озверевшие соседи, принеси Анютка « птенчика в подоле».
 Конечно, Сашкины родители   ничегошеньки не знали. У них случился еврейский шок,  Анька совсем не входила в их планы. Будущая свекровь имела подружку, а у той была дылда  дочка. Лелеяли мечту их поженить, но не получилось:
Сашка выбрал другую.
 
Пока приходилось только разговаривать и строить планы о свадьбе - денег не хватало даже на еду.

  На свадьбу денег не было!               

 Это была катастрофа!!!
               
      По телевизору показывали всякие заморочки, чтобы выудить у населения ваучеры. Настя  эту дуриловку не смотрела.

            

            Как-то вечером Колька подошел к матери и поинтересовался, что она смотрит по телевизору. Шел очередной бразильский « мыльный» сериал, где богатые плакали.  Для Насти  это  было  утешением.
Между плачем показывали  рекламу, где артист  Леня Голубков отдал деньги Мавроди, «наварил», вернул деньги и купил жене сапоги.

- Мам, пойди завтра и купи « мавродьки»,- попросил Колька,-  много денег у нас нет, и ты ничего не потеряешь.


 Настя решила завтра с утра идти к Дому офицеров, там, в подвале, открыли филиал, но сын порекомендовал идти уже сегодня  вечером, иначе потом будет поздно.

         Вечером Настя вышла из дома и встретилась с Сашиными родителями. Те тоже собирались ехать за «мавродьками». Но так как общественный транспорт уже не  ходил, то решили поехать на  автомобиле, который  у Сашкиных родителей стоял в гараже за городом. 

Приехали в час ночи. Возле подвала стояло несколько человек. Заняли очередь. Настя была где-то седьмая, а родители парня заняли очередь за ней. Составили списки. Записали номера на руках. Все правила совковой системы были соблюдены. Под утро, часа в четыре повалил народ. Все занимали очередь, и Настя видела, как люди сотнями  стояли за ней.  Грело сердце, что она была в числе первых.

      Настю  распирало любопытство,  и она  подошла к одной солидной даме:

- Скажите, а вы тоже за «мавродьками»? – спросила  женщина.
- А тут все за ними,- ответила та.

-Все покупать?
-Конечно,-рассмеялась дама. – Я приехала из Москвы. Когда впервые их приобрела, то потом на  прокрученные деньги купила себе квартиру. Сейчас квартиру продала и хочу все деньги вложить на большой срок, чтобы потом купить три квартиры.

Настя  дипломатично промолчала. У неё по этому поводу не было никаких планов. Она про  « мавродькины накрутки» слышала только по телевизору, а тут такое столпотворение, значит всё это не просто.


Купив «мавродьки», все отправились по домам. Теперь предстояло ждать, когда  они превратятся в капитал.

         Месяца через два Настя отправилась узнать про свой вклад,  и  была приятно поражена: её 36 рубликов  по волшебству превращались в приличную сумму.

Поговорив  с доброжелательными старушками, которые толпились у кассы, Настя узнала, что жить людям стало легче и веселее. Старушки  накручивали капитал, покупали подарки и  могли летать к внукам   даже на Камчатку.

Несколько раз женщина  приходила  к Дому офицеров и видела счастливые улыбающиеся лица людей. Конечно, никто из них не стал  олигархом. Просто немного легче стало дышать после всех реформ, которые проводил Гайдар.

     Свадьбу  сыграли скромную в кругу близких родственников.

         В один из вечеров  Настя, сидя у телевизора,  почувствовала – быть беде.  Сердце противно заныло,  а  оно её никогда не обманывало. Лёня Голубков уже накупил жене подарков и собирал денежки на квартирку, но глаза у него были  грустные и не блестели, как прежде. С экрана  он смотрел на  телезрителей, как побитая собака.

Настя заволновалась, но бежать вечером и снимать свой капитал не получится – всё закрыто.

   А утром « грянул гром». Правительство по телевизору объявило, что  Мавроди  обворовал людей,  и  его арестовали вместе с деньгами.

Показали, как машины подъезжали к офисам и  мешками грузили народные деньги.

     Диктор по телевизору  в который раз объяснял  «глупым»   людям, что деньги нужно класть в банки, а не покупать «мавродьки». Потом стал выступать  Черномырдин.  Этот новоявленный олигарх с пеной у рта клялся, что никто ничего не получит.

- Кто лапу сосал,  так и будет сосать, а кто курочек кушал, так и будет их кушать,- орал он по телевизору.

       Настя приуныла. Опять придётся голодной бродить по лесу, собирать дикие яблоки  и ягоды, чтобы сварить детям компот. Мужу перестали платить зарплату, и им приходилось жить на родительскую пенсию.
 На «мавродьки» она надеялась,  как  утопающий на спасательный круг, но Черномырдин сделал огромную дырку в этом «спасательном» кругу и все мечты пошли ко дну.

Настя, после передачи  побежала к Дому офицеров. Там толпились люди, а на дверях висело объявление, что деньги отдадут  не всем.

Афганцы, малоимущие, студенты – эти получат, а остальным нужно было распрощаться с ними навсегда.

Люди стояли  и плакали. Вскоре  распахнулись  двери,  стали выносить мешки с деньгами  и грузить их в машины.  Женщины заголосили,  как - будто  выносили гробы с покойниками.
 
Покатились слезы и из Настенных глаз. Хотелось подкормить детей, одеть и обуть, отдать родителям долг, но Черномырдин решил иначе.

И тут такая ненависть и злость появилась  у Насти. Она поклялась, что  деньги свои заберёт, а Черномырдин дырку получит от бублика, а не её деньги.

Она вернулась домой и стала думать, что делать. Детям и мужу в глаза стыдно было смотреть. Все ходили  унылые, никто не шутил.

Настя неделю не спала – думала. Вскоре у неё в голове родился план по изъятию денег у Черномырдина.


Так как её младшая сестра очень успешно училась в тульском театральном училище, то Настя решила сыграть ва-банк.

Вечером она  пригласила сестренку  к себе домой на чаёк.

- Анюточка,- начала  свой хитрый диалог  Анастасия.
 Анка насторожилась: никогда старшая сестра так её не называла.

-Ты ведь у нас отличница,-  заворковала  Настя.
 -Ну?- буркнула Нюська, не улавливая подвоха.
- Деточка, ты самая, самая талантливая на курсе,- чирикала  сестра.
 У Анютки глаза полезли на лоб от удивления. Конечно, она учится на одни пятерки, но про талант ей еще никто не говорил.
 - Так вот, нужно провернуть одно дельце,-  прошептала  Настя.

- Какое такое дельце? Криминальное,  что ли?- удивилась Нюша. Тогда в моде были всякие банды, которые занимались криминальными  делишками.
 - Нет.  Оно не криминальное. Точнее, совсем не криминальное. Но, если поймают, то по головке не погладят,  - подтвердила сестра.
 - Ну, говори, что    ты там  придумала, - кивнула Анютка.

- Так как ты у нас  талантливая актриса, то должна обмануть комиссию, чтобы они выплатили нам наши деньги, - выпалила Настя.
  -Как я это сделаю?- удивилась  Нюся.
 
- Сыграешь одну роль. И, если деньги получишь, то ты действительно талантливая актриса. Докажи.

Анютке деваться было некуда. Денег не было,  а кушать хочется каждый день. И она согласилась.
На следующий день рано утром она пришла к сестре. Та её уже ждала.

- Снимай  серьги,- скомандовала та.-  Выпрямляй свои золотые кудряшки , прилизывай волосы и завязывай хвостик.
 
Настя одела на сестру старую замусоленную кофту, которая была 52 размера, в юбку ей засунула хорошую подушку и протянула стоптанные  домашние тапочки на размер больше.
 Повела Нюшу в ванную и заставила смыть макияж.
 - Это героиня из какого романа?- взвыла  девушка. –А  если меня такую из наших кто увидит?
- Поверь мне,- успокоила её сестра.- Тебя в таком виде никто не узнает. Ты должна произвести на комиссию неизгладимое впечатление бедной, несчастной, беременной студентки.

Они сели в троллейбус и подъехали к подвалу, где заседали представители  из разных тульских предприятий.
- Сейчас ты пойдешь туда одна, а я потом подойду,-  прошептала сестра. – Играй беременную, и все будет хорошо.
 
Они вышли из троллейбуса,  и Анька поплелась,  шаркая ногами в больших тапочках, в подвал. Настя через несколько минут спустилась за ней.
То, что она увидела,  превзошло все ожидания. Анютка бледная, как снег, сидела на стуле, а вокруг неё крутились   жалостливые  бабульки.
Кто водички ей давал, кто булочкой угощал, а одна самая шустрая собиралась вызывать «Скорую».
-Не нужно ей «Скорую»,- успокоила всех Анастасия. – Отойдите от неё. Её воздух нужен.
 Она подошла к сестренке и Анютка открыла глаза.  Она настолько вошла в роль, что едва могла сидеть на стуле. Бледная, пульс еле  проклевывается.
 - Сильно не увлекайся, а то грохнешься в обморок и тогда  увезут в больницу,-прошептала  Настя.

Тут из дверей вышел очередной счастливчик с пачкой денег и бабульки стали проталкивать в дверь « беременную» Анютку. 
В комиссии оказалась знакомая дама. Аньку она, естественно,  не узнала. Бледная, с большим животом, в старой здоровенной кофте, «актриса» медленно ползла по стене.
 К ней подскочили два мужика и за руки подвели к стулу.
- Куда это ты, сердечная? – сквозь проступившие слезы спросил один.
 -Да к вам, дяденька, за деньгами, - прошептала сердечная.
 - А рожать когда?- спросил другой.

-Да уже скоро. Вот только денег нет ни на кроватку, ни на подгузники,- говорила Анютка, и было это читая правда. Какие уж тут дети, если их кормить не на что.
Тут, наконец, старая знакомая узнала Аннушку. Она только вчера разговаривала о бойкой симпатичной «Кудряшке» с директором  филармонии .
 Чтобы не выдать смехом девчушку, добрая женщина залезла под стол.

- Ну что,  выдадим  положенные  «накрученные  мавродьки»? А то ведь не ровен час, у нас родит, - спросил председатель.
 Все проголосовали «за» и только знакомая дама продолжала сидеть под столом.
 - А Вы, Марья Ивановна, согласны?  Что Вы там под столом делаете? – возмутился председатель.

-Согласна, согласна ,- пропищала, давясь от смеха, Мария Ивановна,- я тут сережку потеряла.

Анька взяла положенную ей сумму и выползла из подвала.  Сестра молча  положила деньги в сумку,  и они отправились на остановку ждать общественный транспорт.   


Рецензии
Всем известно, что голь на выдумки хитра.
Я очень рада, что дерзкий план претворился в жизнь!
А времена те хорошо помню. Все-таки сейчас мы живем гораздо лучше!
Доброго всего, Ирина. С уважением,

Марина Клименченко   14.03.2021 09:39     Заявить о нарушении
Рада,что все хорошо.
Спасибо.Спокойной ночи.

Ирина Склярова   14.03.2021 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.