Париж - Буэнос-Айрес. История любви

Мини-балет в двух актах
Издание первое


Уважаемые читатели, танцоры, актеры и режиссеры!

Мини-балет «Париж - Буэнос-Айрес. История любви» был задуман как музыкальный отклик к приближавшемуся 80-летию (1 сентября 2019 года) со дня начала Второй Мировой войны.
Балет может рассматриваться как часть шоу на День Независимости, День Победы, День Памяти погибших, в память о Холокосте, а также как финальный годовой спектакль танцевальных учебных заведений.

Поскольку сюжет предполагает значительное количество персонажей, в представлении могут участвовать учащиеся, преподаватели и приглашенные исполнители.

Постановкой балета «Париж - Буэнос-Айрес» преподаватели смогут показать уровень своего танцевального мастерства, педагогический талант, а также возможности студий.
С благодарностью приму ваши рекомендации по дополнениям к либретто, а также отвечу на вопросы.

Искренне ваша
Вера Протасова,
автор
2019-2020 гг.



Dance is life – life is dance...

Либретто

Первый акт

Лето 1939 года, Париж.
Студентка Сорбонны, скромная еврейская девушка Жюли, и учитель танцев аргентинец Гектор, случайно знакомятся в парке. Он учит ее танцевать и проявлять в танце свои чувства, а она приобщает его к миру книг. Молодые люди влюбляются друг в друга. Они счастливы.

Начинается война. Гектор уезжает на родину. Жюли провожает его на вокзал. Они клянутся друг другу в любви и верности.
Сразу после отправления поезда начинается авиационный налет, во время которого погибает семья Жюли. Она горюет по своим близким и по Гектору.

Усиливаются гонения на евреев. Марго, подруга Жюли, предлагает ей вместе эмигрировать в Аргентину. Жюли соглашается, и они отправляется в Буэнос-Айрес.

После того, как разбомбили поезд, Гектор выжил. Всю войну он боролся во Французском Сопротивлении.
После войны Гектор ищет Жюли, и не найдя, считает ее погибшей. Потеряв надежду, он возвращается в Аргентину.

Второй акт

На родине, вспоминая Жюли и её любовь к книгам, Гектор решает пойти учиться. Друзья зовут его на милонги, но Гектор предпочитает тишину и учебники.
Однажды, услышав мелодию, под которую он учил Жюли аргентинскому танго, Гектор все же решает пойти на милонгу.
В клубе его снова охватывает тоска по любимой девушке, но он решает остаться до конца милонги, чтобы не портить вечер друзьям. Он надвигает на лоб шляпу, отгораживаясь от присутствующих, и устраивается с бокалом вина в уголке зала.

Тем временем на окраине Буэнос-Айреса Жюли ведет уединённый образ жизни, работая учительницей и продолжая грустить по Гектору. Ее подруга Марго, наоборот, стремится получить все, что у девушек отняла война. Марго восторженно учится аргентинскому танго и предлагает Жюли пойти с ней на милонгу, чтобы снова почувствовать радость молодости. Жюли отказывается: ей не нужна милонга без Гектора.

Но однажды Жюли всё же соглашается. Она надевает простое платье и вуаль и садится в дальнем уголке с книгой, лишь изредка поднимая голову на танцующих.

При знакомых звуках любимого танго Гектор и Жюли одновременно поднимают головы и пока не узнают друг друга. Гектор, глядя на одинокую фигурку, похожую на Жюли,
решает пригласить девушку на танец, и молча подходит к ней, протягивая руку. Жюли из-под вуали грустно говорит «нет». Гектор спрашивает, почему, снимает шляпу, и слегка поклонившись, снова протягивает ей руку, приглашая на танец.

Жюли поднимает вуаль, и они оба замирают, не веря своим глазам.
Постепенно их лица становятся из грустных – нежными, из нежных – радостными и уверенными в счастливом будущем.

Примечания для продюсера и режиссера

1. Исполнение сюжета
1.1 Элементы либретто, которые трудно показать в танце – парк
        в Париже, начало войны, переезд в Аргентину - автор предлагает подать,
        например, как фото- или видеодекорации и видеотекст.
1.2 Для этого понадобится видеопроектор и большой экран, который, возможно,
        потребуется повесить на задней стене сцены.
1.3 Потребуется оборудование для освещения.
1.4 Потребуется музыкальный центр.

2. Персонал
2.1 Продюсер
2.2 Режиссер
2.3 Видео- и аудиотехник(и)
2.4 Художник по костюмам и декорациям
2.5 Костюмер
2.6 Гример
2.7 Маркетолог / продавец / агент

3. Перечень персонажей

Жюли –  студентка Сорбонны, француженка; исполнитель 17 - 35 лет; (непрофессионал) 
Гектор – учитель танцев, аргентинец, исполнитель 20-25 - 45 лет; (профессионал)
 
Люди в парке и гости на милонге:
минимум – пять пар
оптимально – десять-двенадцать пар
(Социально-возрастной разброс – на усмотрение режиссера/продюсера)

Люди в парке:
полицейский
продавец мороженого
продавец воздушных шаров
студент на велосипеде
две-три пожилые пары 
старушка с седыми кудрями, в кружевных перчатках и шляпке, ведущая на поводке маленькую собачку
блондинка с детской коляской и ее старшие дети:
маленький мальчик с яркой машинкой на веревочке
маленькая девочка с большой куклой;
важный пожилой господин в очках и шляпе, с большой кошкой
двое мужчин в хороших костюмах и галстуках, один с саквояжем (как бы врач), другой с портфелем (как бы адвокат или чиновник)
медсестра
секретарша

Гости на милонге:
Марго, подруга Жюли – выглядит ярче всех и танцует лучше всех. Это страстная, красивая и жаждущая любви и поклонения молодая женщина.
Высокий и стройный темнокожий господин средних лет, щегольски одетый. Он великолепный танцор с высокомерным взглядом, в танце с переменным успехом пытается доминировать над Марго.
Латиноамериканцы 25-35 лет, хорошо одетые, грустные и веселые, застенчивые и дерзкие.
Бедно одетые студенты
Пожилые дамы и господа, стройные и полные, начинающие и продвинутые танцоры.
Матросы в тельняшках и расклешенных брюках, с папиросами в зубах
(И так далее, на усмотрение режиссера и хореографа )

.....
Расшифровка сцен 

Первый акт
Сцена первая

Парижский парк.
На задней стене сцены – большой экран, на котором видны очертания Собора Парижской Богоматери и силуэт Эйфелевой башни.
 
На переднем плане слева и справа – несколько скамеек и бутафорских деревцев, символизирующих сквер. Место по центру оставлено для танцев.

Тихо играет приятная, светлая музыка, например, «Под небом Парижа», исполняемая на фортепиано.

Текст на экране:  Июль 1939 года, Париж, Франция.

На центральной скамейке сидит Жюли, в очках, с темными косичками, в простом платье, в туфлях на плоском ходу и читает книгу.
Рядом на скамейке еще связка книг. 
Жюли достает из книги фотографию и с улыбкой смотрит на нее.
На экране «эта» фотография: семья Жюли.
После этого на экран «возвращаются» Собор Парижской Богоматери и Эйфелева башня.

Позади Жюли справа – еще одна скамейка, на которой сидит важный пожилой господин в очках и шляпе, с кошкой на коленях; он держит в руках развернутую газету.
Напротив Жюли – продавец мороженого с тележкой. Рядом с ним – продавец воздушных шаров. Оба жестами зазывают покупателей.

Неспешно проходит старушка с собачкой на поводке.
Вприпрыжку навстречу старушке пробегает мальчик, везущий на веревочке большую игрушечную машину, и покупает мороженое и шарик.
Маленькая девочка баюкает куклу на скамейке рядом с женщиной, качающей детскую коляску.

Звучит бурная сальса, под звуки которой из-за кулис пара за парой с веселым смехом выбегает группа молодежи в европейских костюмах конца 30х годов и начинает танцевать.

Жюли время от времени с робким восторгом смотрит на танцующих.
Центральная пара – Гектор с партнершей - лучше всех.
Танец заканчивается, раздается стук колес и гудок поезда, и партнерша Гектора берет чемоданчик и уходит, махая рукой остальным.

Сцена вторая
Танцор, оставшийся без пары - учитель и исполнитель танцев Гектор, аргентинец, обводит глазами сквер в поисках новой партнерши, и видит Жюли.
Он приглашает ее танцевать. Жюли смущена, но Гектор мягко и приветливо настаивает.

Жюли идет танцевать с Гекторм сальсу. Гектор ободряет и поправляет ее.
Танец заканчивается, Жюли и Гектор уходят за кулисы.
Оставшиеся танцоры исполняют следующие два танца.

За это время Жюли добавляет румян, переодевается в другой, более женственный костюм и обувает черные туфли на каблуках, что указывает зрителю на пробуждающуюся в ней женственность.

Сцена третья
Следующий танец Гектора и Жюли – в быстром темпе, с более сложными движениями.
«Другие» танцоры начинают танец одновременно с ними, но через несколько секунд застывают в эффектных позах, сообщая этим зрителю, что для Гектора и Жюли время остановилось.

Лишь два-три раза за танец другие танцоры «оживают» на несколько секунд, одновременно издавая одобрительные выкрики при каждом все более красивом или сложном «па» новой пары, затем снова замирают.
Жюли и Гектор улыбаются друг другу.

Сцена четвертая
На экране солнце сменяется луной, свет медленно гаснет и зажигается снова.
В сквере те же персонажи, изменившие позиции и костюмы.
Важный господин «сегодня» сидит рядом со старушкой. (Их кошка и собачка «сегодня» остались дома).
Тихие звуки музыки, например, в ритме «ча-ча-ча».
По скверу прогуливается полицейский.

Шары продает девушка.
Мороженщик тот же.
Женщина с коляской «сегодня» в другом платье или блузке.

Жюли в том же простом платье, но «сегодня» у нее на шее красивый шарфик; туфли на плоском ходу, но с бантиками, косы заколоты на затылке, лицо неброско, но тщательно загримировано.
Теперь Жюли все больше выглядит как прелестная девушка, которая наслаждается красотой и молодостью.
Жюли читает книгу, и ее поза показывает, что она уже не стыдится своей женственности.
Снова выбегают танцоры сальсы и радостно приветствуют Жюли.
Появляется Гектор, и они танцуют два-три танца.
Жюли танцует скромно, но радостно, и открыто улыбается Гектору и зрителям.

Сцена пятая
Полицейский с серьезной миной приглашает на танец девушку с шарами.
Важный пожилой господин церемонно кланяется и приглашает на танец старушку.
Они «ковыляют» на танц пол, но танцуют быстро и смело, несмотря на «возраст», символизируя единение поколений под благотворным влиянием музыки.
Когда танец заканчивается, важный пожилой господин и старушка комично возвращаются на свою скамейку, - например, прихрамывая и потирая поясницу, или делая вид, что запыхались.
.....
Сцена шестая
На экране месяц снова сменяет солнце.
Жюли вручает Гектору большую книгу, а Гектор протягивает ей золотые туфли на каблуках.
Они прощаются и расходятся, и каждый с радостной улыбкой разглядывает подарок другого.

Сцена седьмая
В том же парке первым появляется Гектор.
Гектор с энтузиазмом читает книгу и делает записи в тетрадь.
Начинает звучать мелодия, например, «Под небом Парижа».
Приходит Жюли.

Жюли в красивом открытом платье, с яркой косметикой, высокой прической, на ногах золотые туфли. Гектор что-то взволнованно говорит ей, прижимая к груди книгу.
Жюли смеется и делает изящное движение, например, двойной поворот, показывая этим свой восторг по поводу его успехов.

Гектор и Жюли снова радостно танцуют несколько танцев, окруженные другими танцорами.
Гектор дарит Жюли цветы.
Гектор и Жюли обнимают друг друга.

«Другие» танцоры замирают и делают вид, что с юмором обсуждают влюбленных.
Старушка украдкой издали крестит Гектора и Жюли.

Сцена восьмая
Музыка постепенно затихает и сменяется полной тишиной, а потом тихим, усиливающимся стуком (например, метронома).
Звучит тревожная громкая мелодия: началась война.

Свет тускнеет, потом становится красным, все танцоры замирают в разных позах, демонстрирующих отчаяние и страх.
На экране в это время идет краткое видео, в котором показаны газеты разных стран, сообщающих о начале войны.
Видео завершается.

Раздаются звуки приближающегося поезда, и Жюли провожает Гектора «на вокзал».
Они обмениваются фотографиями, которые зритель видит крупным планом на экране.
Они танцуют танго под звуки, например,  «Прощай - слетает с губ невольно...».
Гектор уходит за кулисы. Звуки ушедшего поезда затихают. Жюли стоит в горестной неподвижной позе и смотрит ему вслед.

Начинаются звуки бомбежки.
На экране появляется изображение разрушенного поезда и разрушенного дома, означающие, что и Гектор, и семья Жюли погибли.

Звучат несколько тактов «Под небом Парижа», например, как соло на скрипке, очень высоко, например, во второй октаве, в замедленном темпе, затем музыка обрывается на неустойчивой ступени со звуком, например, лопнувшей струны.

Следующий кадр – фото семьи Жюли и фото Гектора, которое он подарил девушке на прощание.
Оба фото на экране тают в сопровождении звуков сирен воздушной тревоги, шума вокзала и плача.

На экране  - части разломанных детских игрушек, детской коляски, тележки с мороженым, растоптанные цветы и горящие деревья и другие разрушенные предметы и объекты, которые были показаны или использованы в декорациях.

Сцена девятая
На сцену выходят Жюли и ее подруга Марго.
Обе в черных платьях, на спинах звезды Давида.
Девушки обнимают друг друга, их плечи вздрагивают.
 
Девушки танцуют аргентинское танго «соло», показывая, что все их близкие погибли.
На экране в это время появляется изображение большого парохода с надписью на борту: Santa Esperanza – Buenos-Aires.

Марго и Жюли смотрят друг на друга и кивают: они решают эмигрировать в Аргентину.
Затем они берут чемоданы и бросив прощальный взгляд на парк, грустно уходят за кулисы.

Сцена девять А
На экране под усиливающиеся звуки мелодии «Под небом Парижа» сменяют друг друга несколько фотографий французских партизан, «маки», на  ночных улицах, у костра и тд, среди которых зритель узнает Гектора и понимает, что Гектор не погиб, а попал к партизанам и боролся рядом с ними всю войну.

Сцена десятая
Партизанский лагерь во Франции. Ночной костер.
У костра несколько усталых мужчин и женщин - в военной форме разных стран, в простых брюках и рубашках, в сельской одежде, в полосатой робе узника концлагеря, в тельняшках.

Среди них мрачный Гектор.
Люди рассматривают и бережно передают друг другу склеенные и полуобгоревшие фотографии своих близких (показываются на экране).
Моряк встает и подает руку девушке в крестьянской одежде.
Звучит, например, «Темная ночь» в ритме танго.

Пара танцует аргентинское танго на маленьком «пятачке», символизируя тоску военного поколения по мирной жизни и любви, (а также демонстрируя, что для обучения аргентинскому танго достаточно студии с малой площадью).
Далее на экране цифры : 8 мая 1945, рейхстаг, ликующие люди, итп.

Сцена одиннадцатая
Снова тот же парк в Париже.
Полусожженные деревья.
На краешке сломанной скамейки сидит Гектор и читает письмо.
На экране изображение этого письма, в котором крупно написано: «предположительно погибла».

Гектор опускает голову, печально кивает и исполняет короткий танец-пантомиму, показывающий его отчаяние и безысходность, и уходит.
Под тихие звуки медленного танго на экране появляется пароход, причаливающий в Буэнос-Айресе.
Гектор возвращается на родину.

---Конец первого акта----

Антракт

Второй акт

Сцена первая

Буэнос-Айрес.
На экране интерьер комнаты Жюли.
Окно в сад, книжная полка, кровать, распятие над кроватью.
На сцене письменный стол.
На столе библия, свеча, фотография Гектора и стопка школьных тетрадей.

Жюли за столом читает библию, закрывает её и берет в руки фото Гектора (неск секунд на экране фото Гектора, затем вновь интерьер комнаты).

В это время в комнату входит Марго, подруга Жюли.
Марго ярко одета, она в прекрасном настроении.
Знаками она зовет Жюли на милонгу, делая красивые шаги и любуясь своими туфлями и платьем.
(В этот момент на экране афиша: приглашаем на милонгу, ночной клуб “Esperanza”.)
Жюли отрицательно качает головой.

Марго умоляет: например, складывает перед собой руки как в молитве, показывает Жюли, мол, ты красивая, смотри, какие волосы, какая талия итп.
Жюли грустно улыбается, но отказывается, прижимая к себе фото Гектора.

Марго не отступает.
Марго показывает на фото Гектора и на небо: мол, Гектор был бы рад, если бы ты танцевала, как он тебя учил.
Жюли в замешательстве замирает на несколько секунд.

Жюли охватывают воспоминания.
На экране в это время чёрно-белые кадры: Гектор учит Жюли танцевать. Гектор и Жюли танцуют танго. Гектор и Жюли улыбаются  друг другу.
(Марго в это время также замирает в изящной позе.)

На экран возвращается интерьер комнаты Жюли.
Жюли нерешительно кивает Марго и вздыхает: она не уверена, что поступает правильно.
Марго проявляет бурный восторг и обнимает Жюли.
Свет медленно гаснет, и начинает звучать проникновенная музыка.

Сцена вторая

Университетская библиотека в Буэнос-Айресе.

На экране ряды столов и стеллажей с книгами.
На сцене письменный стол с зажжённой настольной лампой.

За столом читает книгу Гектор.

Тихо звучит (за)медленная самба, показывая, что приоритеты и темп жизни Гектора изменились.
Гектор достает из книги фотографию Жюли (появляется на экране) и несколько секунд смотрит на нее.

В библиотеку вбегают несколько нарядно одетых друзей Гектора.
Друзья знаками говорят Гектору: пойдем на милонгу.
Друзья останавливаются и делают несколько красивых движений из аргентинского танго.
(На экране афиша: приглашаем на милонгу, ночной клуб “Esperanza”. )
Гектор отрицательно качает головой.
Друзья уходят.

Гектор замирает в задумчивой позе.
На экране его «чёрно-белые» воспоминания: Гектор учит Жюли танцевать. Гектор и Жюли танцуют танго. Гектор и Жюли улыбаются  друг другу.

Далее Гектор, например, закрывает лицо руками, показывая взметнувшееся отчаяние и тоску по Жюли.

На экране – распахнутое окно. «Из окна» Гектор сначала слышит шум большого города: например, шум машин и трамваев, сигналы скорой помощи итп.

Потом Гектор слышит шум танцевального клуба: голоса, смех, звон бокалов, хлопанье дверьми и тп. Шум затихает, и начинает звучать та же мелодия аргентинского танго, под котоое Гектор танцевал с Жюли.

Гектор поднимает голову от книги и слушает.
Быстро встает и уходит из библиотеки.


Сцена третья

Ночной клуб “Esperanza”.

На экране барная стойка с надписью ”Esperanza. Dum spiro, spero” (Пока дышу, надеюсь)

На переднем плане несколько столиков.
За столиками – преподаватели и студенты, танцующие гостей милонги.

(Примечание. В движениях следует продемонстрировать (сыграть), что в послевоенной многонациональной Аргентине доступная многим милонга была не только развлечением, но и в какой-то степени заменой семьи и любви, отнятых у людей войной.)

Звучит музыка.

В первые несколько секунд люди сидят за столиками неподвижно, в разных позах, изображающих дружелюбие, грусть одиночества, надежду, интерес, ожидание радости итп.
В глубине зала сидит с книгой Жюли.
Жюли в простом тёмном платье, на пышных волосах вуаль, на ногах изящные чёрные туфли.
Время от времени Жюли смотрит на танцующих.

Сцена четвертая

В зал клуба входит Гектор. На его лоб надвинута шляпа.
В этот момент неподвижные фигуры «оживают».
Гости милонги разговаривают, держат руки друг друга, флиртуют, смеются, пьют.
Гектор садится вдалеке от Жюли.

К нему подходит официант с подносом.
Гектор берет бокал вина, и сильнее надвигает на лоб шляпу.
Начинается выразительная мелодия.

Гости милонги пара за парой начинают танцевать.
Например, первый танец танцует одна пара.
Второй танец – добавляются вторая и третья пары, и тд..

(Примечание. В этой сцене каждая пара на некоторе время становится центром внимания, демонстрируя несколько новых движений. В этот момент все остальные могут, например,  замереть в эффектных позах, и «отмереть» после завершения краткого соло данной пары. Ярче всех танцует Марго со своим партнером).

Через несколько танцев начинается та же мелодия, под которую Гектор и Жюли танцевали танго в Париже.
И Гектор, и Жюли поднимают головы. Они оба смотрят на танцующих.
Жюли опускает голову.

Гектор оглядывает зал и замечает Жюли.
Гектор пока не узнаёт Жюли, но что-то заставляет его пригласить её на танец.
Жюли сначала отказывается, но потом поднимает вуаль.

Танго на миг прерывается. Звучит неожиданный, сочный и красивый аккорд.

Все танцоры поворачиваются в сторону Гектора и Жюли и замирают в максимально изящных позах, с выражением радостного волнения на лицах.

Гектор и Жюли начинают танцевать.

Они не сводят друг с друга взволнованных глаз.
С каждым тактом их танец становится все более сложным, красивым, быстрым.

Гости милонги медленно встают и окружают их, затем снова замирают, что показывает, что главные герои еще не верят в реальность происходящего.
Гектор и Жюли продолжают танцевать.

Гости милонги «отмирают» и присоединяются к главным героям, отдавая им центральное место на сцене.

Яркий свет падает на главных героев.
Гости милонги танцуют в некотором полумраке.

Гектор берет за руку Жюли, показывая на экран как на дверь.
На экране – в лучах яркого солнца библиотека университета.

Жюли одобрительно улыбается Гектору.
Гектор и Жюли уходят.

Сцена пятая

На экране –видео из видеодекораций первого акта.
Знакомство, танец, война, бомбежка, пароход в Аргентину, школа, библиотека, фото Гектора и Жюли в мантиях выпускников университета.

Надпись через весь экран «Эпилог», затем «Прошло много лет».

На сцену в ритме аргентинского танго выходят постаревшие Гектор и Жюли.
Седые волосы, медленные шаги, и красивые движения танго.
(Примечание. Здесь, кроме завершения сюжета, подразумевается также приглашение в студию людей любого возраста.)

Их склоненные друг к другу головы показывают, что герои прожили долгую счастливую жизнь.

---Конец---





 


Рецензии
Заинтригована сразу!
Даже сама тема и чему она посвящена, вернее, где она может быть использована,
обращают на себя пристальное внимание. Особенно потянет холокост...
С большим и искренним уважением, Наташа

Наташа Собина   03.02.2024 12:51     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Наташа, за отзыв!

Ваши тёплые слова прекрасно начали мою субботу.

Всего Вам самого доброго!

С признательностью,
ВП

Вера Протасова   03.02.2024 19:44   Заявить о нарушении
И я искренне рада Вам!

Наташа Собина   03.02.2024 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 52 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.