Этимология эпонима Голиаф

Введение

О принципах иудеохристианской идеологии напоминают нам костры инквизиции, на которых сжигали инакомыслящих, но как это сочетается с диким обычаем отрезания голов, нам поведает библейская легенда о Давиде и Голиафе.
Охота заголовами
«Охота за головами — практика отрубания и сохранения головы человека после его убийства. Охота за головами практиковалась в историческое время в некоторых частях Китая, Нигерии, Нуристана, Бангладеш, Бирмы, Борнео и других районах Индонезии, Филиппин, Тайваня, Японии, островов Миеронезии, Меланезии, Новой Зеландии, Центральной Америки, на юго-западе США и в бассейне Амазонки, а также среди некоторых племён кельтов, западногерманских народов, норвежцев и скифов древней Европы. Подобная практика имелась, хотя и редко, в Европе до начала XX века на Балканском полуострове и до конца Средневековья в Ирландии и в области англо-шотландской границы. По некоторым сообщениям, в определённых масштабах до сих пор имеет распространение среди даяков на Борнео.
Охота за головами как традиция является предметом интенсивных обсуждений в кругах антропологического сообщества в качестве её возможных социальных ролей, функций и мотиваций. Причины этого обычая, которые отмечаются в антропологических работах об охоте за головами, включают умерщвление соперников, ритуалы насилия, космологический баланс, отображение таким поступком мужественности, каннибализм и престиж. Современные учёные в целом соглашаются, что её основная функция была церемониальной и что это было частью процесса структурирования, укрепления и защиты иерархических отношений между общинами и отдельными лицами. Некоторые эксперты полагают, что практика исходила из убеждения, что голова содержит «душу материи», или жизненную силу, которая может быть использована после захвата головы в свои руки.» [ВП]
Так, например, печенеги (пикты нагие-слав.), обитавшие на Днепровских порогах из головы убитого славянского князя Святослава сделали кубок для питья вина.
Странным кажется, что из перечисленных ареалов охоты за головами не упомянута Палестина.
В итальянском дворике Пушкинского музея (Москва) выставлена копия скульптуры Давида работы Микеланджело.
 

Рис. 1. Скульптура Давида [ВП]

«Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.
Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.» [ВП]
Немало великолепных слов сказано в адрес скульптуры и его автора, но что думать о герое библейской легенды Давиде, победившего великана филистимлян Голиафа, варварским образом отрезав ему голову ?
Из всех охотников за головами героизирован только библейский пастух Давид, который кроме палки-посоха ничего в руках не держал, а праща – удел воинов, а не пастухов. Гигантская скульптура Давида уравнивается с великаном Голиафом и кажется, что Давид великан, а Голиаф по сравнению с ним ребёнок. И как быть с отрезанием головы поверженного Голиафа, что весьма напоминает подвиг Юдифь (Иудейки), которая отрезала голову полководцу ассирийцев Олоферну. Варварский обычай отрезания голов поверженного врага ставится во главу угла описания библейских героев, который имеет продолжение в современном агрессивном исламе. Чему же тогда учит история ? Она, как известно, ничему не учит.

 

Рис. 2. Давид и Голиаф, картина Кароваджо [ВП]

 

Рис. 3. Юдифь с головой Олоферна, картина Джорджоне [ВП]

Как говорил старик из экклесии (окколесия – круг, майдан (слав.) – народное собрание в Древней Греции) «знание умножает скорбь», но не незнание умножает историческую ложь и приводит к весьма кровавым событиям.
Кто знает, может действительно пастух Давид обрёл душу великана Голиафа и стал, таким образом, царём иудейским, но нас в первую очередь интересует происхождение имени Голиаф. Это интересно, поскольку оно имеет славянское происхождение, как, впрочем, и имя Самсон.

Этимология

Голиаф
«Голиаф, согласно библейской легенде, великан-филистимлянин, побежденный в единоборстве пастухом Давидом, ставшим впоследствии царём Иудеи. Легенда о Г. являлась, очевидно, эпизодом из цикла эпических сказаний о борьбе древних евреев с соседним народом - филистимлянами на рубеже 2-1-го тысячелетия до н.э.» [БСЭ]
«персонаж иудейской легенды о том, как пастух по имени Давид убивает великана по имени Голиаф, которого он поразил камнем из своей пастушеской пращи, попав в голову» [ЭБЕ]
«Голиа;ф (ивр. ;;;; — Гольят, араб. ;;;;; — Джалут) — огромный филистимлянский воин, потомок великанов-Рефаимов в Ветхом Завете. Молодой Давид, будущий царь Иудеи и Израиля, побеждает Голиафа в поединке с помощью пращи, а затем отрубает его голову (1Цар. 17:49-51). Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян (1Цар. 17:52).Коран (2.251)» [ВП]
«От ар. ;;;  лф;г "быть необрезанным", имеется в виду "быть необразованным", т.е. глупым, ср. ар. идиома: ;;;;; ;;;;  алфа:';гулу:б г букв.: "необрезанные сердца", означает: "непонимающие, несоображающие", от рус. головы глупые. Того же корня, что и рус. глупый, голубец, гольф, гольфы, фольга, флаг (см.), См. также Давид, голова» [ЭСВ]
Библейская легенда о захвате племенами кочевников иудеев из Аравийкой пустыни Палестины, которым противостояли предки славян – филистимляне или пеласги, отсюда и название Палестина. В битве филистимлян или пилештимов, иначе пеласгов и кочевников  предводителем пеласгов был вождь Голиаф, иначе «голова» (слав.), сравните, «голова» или староста селения (укр.), ныне «глава» поселения в России. Со стороны пастухов выступил Давид от слав. слова «давить», срав. Давид наступил на отрезанную голову Голиафа, подобно тому, как Юдифь наступила на голову Олоферна. В древнеегипетском письме слово смерть изображалась в виде иероглифа «рогатина» (давить), с которой охотник ходил на дикого зверя.
Голова – чрезвычайно популярное слово в русском языке как административный термин
«Голова, название военной и административной должности в России 16-17 вв. Военные должности: сотенный Г. - начальник сотни в дворянском ополчении; стрелецкий Г. (со 2-й половины 17 в. - полковник) - начальник Стрелецкого приказа (полка); казачий Г.; пушкарский Г. (Г. у наряда) - начальник городской артиллерии; обозный Г.; осадный Г. (подготавливал город к осаде); засечный Г. ведал засечными чертами; станичный (сторожевой) Г. - начальник пограничного отряда; стоялый Г. на поле - начальник сторожевой службы на окраинах государства. На место Г. правительство обычно назначало дворян и детей боярских. = Административно-финансовые должности: житничный Г. (сбор хлеба на жалованье ратным людям); объезжий Г. (полиция в городе); письменный Г. (товарищ воеводы в Астрахани и городах Сибири, позже ведал канцелярией); соляной Г. (руководил казённой добычей соли); таможенные и кабацкие Г. ведали сбором пошлин. Должности Г. существовали до начала 18 в. По Жалованной грамоте городам 1785 в России появилась должность городского Г.» [БСЭ] 
Голиаф – Goliaf > golova – голова (слав.)(редукция v/f)
Давид - David > davit – давить (слав.)
«Др.-русск. голова имело еще знач. "убитый" (см. Карский, РП 108), головьникъ "убийца".» [СФ]
Родственные Голиафу слова «гольф» и «генерал».
Гольф
«Гольф (англ. golf), спортивная игра с мячом и клюшками. Полем для игры в Г. служит участок умеренно пересечённой естественной местности площадью от 50 тыс. до 200 тыс. м2 (поле, парк, опушка леса), на котором размечено 9 или 18 дорожек-трасс, оставленных в естественном состоянии; длина каждой дорожки от 150 до 470 м при ширине 30-40 м. В начале первой дорожки подготавливается площадка размером ок. 4 м2, в конце каждой дорожки - площадка ок. 20 м2 с ямкой-лункой посредине (глубиной 11 см и диаметром 10 см). Мяч - из литой вулканизированной резины (42,5 г). Игроки имеют наборы клюшек (клэбов) длиной от 85 до 110 см, различающихся величиной, толщиной и формой головки (которой бьют по мячу) в зависимости от рельефа местности и расстояния, на которое нужно послать мяч. Цель игры - прогнать мяч по всем дорожкам к лункам и попасть в каждую из них. Побеждает игрок или команда, сделавшие это меньшим числом ударов. Родиной современного Г. считают средневековую Данию.» [БСЭ]
«От ар. ;;; гульф– "необрезанные", в переносном значении "глупые, т.е. с закрытой головой" (см. Голиаф). В гольф играют пожилые люди (по-арабски пожилой: ;;; мусинн, букв. "беззубый"; см. Дания, сына основателя которой звали Синезубый).» [ЭСВ]
Бред.
Гольф -golf – golovij – головий (слав.)(редукция v/f), иначе, шаровидный, срав. Голиаф – голова.
Корневое слово от «гольф» -  головий (слав.)
Генерал
«Генерал (от лат. generalis - общий, главный), воинское звание или чин лиц высшего начальствующего состава вооруженных сил.» [БСЭ]
«Во фр. из ар. ;;;  гинс "род", "секс". Родственно жанр» [ЭСВ]
Ложная этимология Вашкевича.
Слово «генерал» славянского происхождения.
generalis > glаvnаj – главный (слав.)(перест. n/r, редукция l/r, замена v/n, j/l), срав. библейское Голиаф – Goliaf > golova – голова (слав.)
Корневое слово от «генерал» -  главный/ голова (слав.)
Рефаимы
«Рефаимы (евр. «исполины») — древнейшие обитатели Палестины» [ЭБЕ]
«Рефаимы (др.-евр. ;;;;;;;;; латинизированное написание: r;ph;;;m; финикийский rp;m) — слово из Ветхого Завета (Танаха), также встречается в нееврейских древних текстах Ханаана. Термин «Рефаим» относится либо к людям высокого роста («великаны»), либо мёртвым предкам, которые являются обитателями подземного мира.» [ВП]
Слово рефаимы весьма близко Рифейским или уральским горам , которые находятся на границе Европы и Азии, а горы, как известно, напоминают великанов или исполинов в ряде народных мифов.
«Имя Олоферна неизвестно из дошедших до нас исторических источников, согласно которым поход Навуходоносора в Иудею был вполне успешным, завершившимся взятием Иерусалима и разграблением Иерусалимского храма.» [ВП]
«В 352 году до н. э. каппадокийский правитель по имени Холоферн воевал с египтянами (Диодор Сицилийский 17:6).» [ВП]
Имя Олоферна относится к враждебной иудеям религии солнцепоклонников.
Олоферн – Холоферн > Xolofern > kolo-vernij – коло верный (слав.)(редукция k/x, v/f), где коло – солнце
Библейский великан Самсон имеет имя славянского происхождения.
Самсон – Samson > samij silnij – самый сильный (слав.)(пропуск l)
Корневое слово от «Голиаф» -  голова (слав.)


Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
ЭСС - этимологический словарь Семёнова
ЭСВ - этимологический словарь Вашкевича
СМТ – словарь медицинских  терминов

Ссылки

1. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева –А-Я-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии
и гигант Калев, человек-скала

Николай Бадусов   05.12.2020 17:48     Заявить о нарушении
Так и есть. Калев - Kalev > skalovij - скаловый (слав.)(пропуск s)

Тезан   05.12.2020 20:14   Заявить о нарушении