Чары взора. эссе

Волшебными глазами смотрит на эстрадного кумира фанатка. Эстрадный пустозвон мерцает в её воображении - в её любовании - красотой, величием, харизмой. Она наделила его качествами, которых, быть может, в нём нет, а заслуга его лишь в том, что он подставился под её животворящий взор. Однако, полагает он, раз она его обожает, он этого достоин, и тоже влюбляется в себя, и обожает себя.

Волшебным взором смотрит ребёнок на свою игрушку - наперсницу бесед и сокровенных переживаний. Она перед его очами живая, родная, волшебная. Так любящее воображение наделяет игрушку сокровенной жизнью.

Когда-нибудь, по прошествии лет, взрослый человек заглянет на антресоли и посмотрит на тот же предметик формальным взором; теперь он увидит глупую машинку с царапинами, мёртвую куклу с пустым, нарисованным личиком, безобразного оловянного солдатика. И совсем не страшным окажется тот пират, что наводил на него сказочный страх. Пират, кукла, автомобильчик - теперь это знаки, потерявшие значение, трупики.

Когда животворящий взор отключается, очарованный предмет разоблачается до пустого материального остова. Подобное омертвение образа мы наблюдаем в человеческих отношениях: стоит влюблённому разочароваться в любимой, стоит ему отключить своё восхищение, как она обнуляется.
 
Дитя кормит игрушку собственной душой. Так же поступал древний человек с деревянным божеством на капище. Так же художник одухотворяет и преображает предметы своего труда. Зачем? Стоят ли они того? - это вопросы иного порядка.

Среди людей постоянно происходит явление "духовного переноса", когда любящий переносит в объект внимания свою душу.

Поэтому любовь - не заслуга объекта, а заслуга любящего.
"Красота в глазах смотрящего", - Оскар Уальд


Рецензии