Полуголый король. Часть VIII

Взято отсюда:

Ферментативному и микробному пищеварению (правило № I) соответствует различная биохимическая природа. Не существует обменных биохимических процессов, которые бы протекали в отсутствии АТФ - поставщика энергии к реагирующим молекулам. При фермантативном пищеварении АТФ синтезируется организмом человека с обязательным участием магния, при микробном пищеварении синтезом АТФ заняты микроорганизмы толстого кишечника (правило № VII), которые обслуживая себя, обслуживают и хозяина. Для детализации и объяснения этого правила необходимо немного отвлечься на объяснение причин происхождения некоторых процессов, о которых несмотря на их повсеместную и повседневную распространённость практически мало что известно. Речь идёт о причинах возникновения диареи или по-простонародному - поноса и запора. На этот счёт опубликовано огромное множество слов, но объяснения причин этих явлений найти невозможно ни в гуглах, ни в викепедиях. Лишь общие слова о бактериальных токсинах и тому подобные манёвры для сокрытия незнания основных причин, хотя диарея входит в первый десяток причин смертности людей на нашей планете.

Существует одна первостепенная странность, которая совершенно не мучает больших учёных, работающих в области медицинской биохимии. Она заключается в том, что магний и кальций являются химическими близнецами и одновременно биохимическими врагами-антагонистами (правило № VIII). Этот антагонизм объясняется только с помощью разработанной мною гипотезы происхождения жизни на Земле (https://systemity.livejournal.com/4661963.html). В процессах, в которых участвует магний, кальций ведёт себя совершенно противоположным образом. Например, если магний расслабляет мышцы, то кальций их сжимает. Если кальций стимулирует апоптоз, то магний ведёт себя противоположным образом. Подобные процессы, участвующие в поддержании жизни человека и животных, в которых кальций и магний ведут себя, как антагонисты, можно перечислять многими десятками только основных.

С давних времён для борьбы с запорами использовался сульфат магния, который назывался английской солью, эпсомской солью, горькой солью. Свойства слабительного присущи любым производным магния. Неорганические производные магния, включая окись магния, которая в желудке превращается в гидроокись магния, являются драстическими или проносными слабительными. Органические же производные магния - цитрат, аминокислотные соли, таурат магния -  обладают послабляющим действием в небольших количествах, но способны вызвать временную диарею при увеличении потребляемых количеств.

Запоры являются следствием современного образа жизни, недостаточного потребления воды и клетчатки и... повышенного потребления молочных продуктов. Почему молочных? Потому что в молоке различных животных, соответственно в молочных продуктах, соотношение Ca/Mg изменяется в пределах 8-11 раз, в то время, как нормальное соотношение в пище человека должно быть в интервале 1.4/2.0. В отличие от магния, вызывающего послабление, кальций вызывает запор (правило № IX). При приёме избытка магния, приведшего к сильной диарее, в медицинской практике используется глюконат кальция. Причину этого одного из большого числа антагонистических проявлений магния и кальция никто никогда не пытался объяснить, хотя информация, необходимая для объяснения этого феномена, существует очень давно и связана она в первую ояередь составом микрфлоры толстой кишки. О чём ниже...

Ничего толком в науке до сих пор не известно относительно механизмов доставки кальция для процессов окостенения хрящей новорождённого. В том, как осуществляется процесс формирования костной ткани новорождённого - остеогенез (оссификация, окостенение, развитие костей, формирование костей, образование костей) - неизвестного намного больше известного. У новорождённого переход к внеутробной жизни сопряжен с необходимостью осуществления кардинальных перестроек. Прежде всего это - формирование костей, мозга и кишечника. Только за 1 год жизни масса тела новорождённого утраивается, а длина увеличивается в 1,5 раза. Столь стремительные темпы развития очень часто сопровождаются абсолютным или относительным дефицитом кальция и фосфора в организме. Так, у взрослого скелет состоит обычно из 206 костей, и в то же время у ребенка в составе скелета имеется порядка 300 костей. Это происходит из-за того что в утробе ребенок должен быть гибким, а потом некоторые кости срастаются в одну. Череп новорождённого состоит из пяти основных костей: пары лобных, пары теменных и одной затылочной. Эти кости соединены фиброзными швами, позволяющими костям двигаться друг относительно друга, что облегчает процессы родов и роста головного мозга. Механизмы кальциевого обмена у новорождённого становятся критически важными для его жизни.

Важно понимать, что в медицинской биохимии очень плохо обстоит дело с определением относительной важности различных путей формирования близких по своей природе процессов. Это связано с тем, что в науке давно уже превалирует редукционный подход к исследованию жизнетворных процессов. То, что прошло мимо внимания учёных вполне может в ряде случаев представлять собой основной путь реализации в ряду близких по своей природе механизмов. Здесь так и напрашивается поговорка "Три волоса на голове - мало, три волоса в супе много". Поэтому даже весьма приблизительное представление процессов, протекающих на уровне целого организма, играет весьма положительное познавательное значение даже у людей, не имеющих прямого отношения к науке, что я всегда стараюсь подчеркнуть.

Обмен кальция формируется тремя основными путями. Кальций всасывается из потребляемой пищи. При его дефиците в рационе питания он поступает из костей. В этих случаях может развиваться остеомаляция или размягчение костей. Кальций реадсорбируется в почках и поступает в кровь. Основными регуляторами фосфорно-кальциевого обмена являются витамин D, паратиреоидный гормон и гормон щитовидной железы - кальцитонин. Половина содержащегося в крови Ca связана с альбумином, из оставшейся части - это ионизированный кальций, способный проходить через стенку капилляра в интерстициальную жидкость. Именно он является регулятором разнообразных внутриклеточных процессов, в том числе проведения специфического трансмембранного сигнала в клетку, поддержания определённого уровня нервно-мышечной возбудимости. Механизм всасывания кальция в кишечнике связан с синтезом энтероцитами кишечника кальций-связывающего белка (кальмодулина), одна молекула которого транспортирует четыре атома кальция. Но очень мало обращается внимание на то, что кальций образует прочные комплексы с неперевариваемыми в тонкой кишке полисахаридами и именно этот кальций является одним из важнейших из поступающего в организм источников кальция.

Дело в том, что по своему происхождению человек - животное растениеядное, хербивор по-научному. В течение миллионов лет наш предок питался исключительно растениями. Вся биохимия, физиология и анатомия человека сформировалась на этой исключительной диете. Большое количество псевдоучёных, в основном связанных с изобратением диет для желающих похудеть, в последнее время рассказывают сказки о том, что мозг человека сформировался под влиянием костного мозга животных, которым якобы наш предок питался в далёком прошлом. Эта научная фантастика широко представлена в научно-популярной литературе. Дело в том, что до изобретения орудий охоты и способов получения огня человек питался исключительно растительной пищей. Все анатомические, физиологические и биохимические особенности человекка сформировались миллионы лет тому назад и никоим образом не могли подвергнуться изменением. Лишь очень ничтожная их часть.

У растениеядных челюстной сустав расположен выше плоскости зубов, и хотя такое положение сустава является менее стабильным чем при рычажном типе сустава у плотоядных животных, он дает гораздо больше свободы для движения челюсти по более сложным траекториям, что необходимо для тщательного пережевывания растительной пищи. В дополнение к вышеуказанному такое расположение челюстного сустава позволяет боковым зубам верхнего и нижнего ряда примыкать друг к другу своими поверхностями для образования перемалывающих платформ. (Такой вид челюстного сустава представляет собой исключительную важность для растениеядных млекопитающих. По данным ученых он подвергался последовательному усовершенствованию и прошел через 15 различных стадий во время процесса эволюции - https://sshinko.livejournal.com/3529.html).

Среди природных полисахаридов, которые составляли основу пищи нашего древнего предка, являлись полисахариды растений, а именно два полимера глюкозы растительного происхождения: цeллюлoзa, в которой остатки глюкозы связаны в положении ;(1;4), и крахмал, в котором основной тип связи ;(1;4). Цeллюлoзa, линейный гомогликан построенный из остатков глюкозы, является самым распространенным органическим соединением. В клеточных стенках растений целлюлоза составляет 40-50%, а, например, в хлопковом вoлoкне - 98%. Молекулы целлюлозы содержат не менее десяти тысяч остатков глюкозы и могут достигать в длину 6-8 мкм. Целлюлозные микрофибриллы образуют сложную сетку в комплексе с другими полисахаридами. Связанные сахариды включают гемицеллюлозу - смесь преимущественно нейтральных гетерогликанов (кcилaнa, кcилoгликaнa, галактана и др.). Гемицеллюлоза связывается с целлюлозными фибриллами за счет прочных химическимх связей. Эти комплексы связываются с нейтральными и кислыми пектинами, построенными в основном из галактуроновой кислоты. Наконец, в образовании первичной оболочки принимает участие коллагеноподобный белок экстенсин.

Крахмал, широко распространенный резервный полисахарид растений, является наиболее важным углеводным компонентом пищевого рациона, поставшиком глюкозы для синтеза АТФ и для превращения растительного крахмала в животный крахмал - гликоген, накапливающийся в основном в печени и мышцах в качестве источника глюкозы. В растениях крахмал содержится в хлоропластах листьев, плодах, семенах и клубнях. Ocoбeннo высоко содержание крахмала в зерновых культурах (до 79% от сухой массы, например, в рисе) и других запасающих частях растений. Одним из основных полисахаридов, составлялющих крахмал, является амилоза. Она образуется линейными или слаборазветвлёнными цепочками остатков альфа-глюкозы, соединённых гликозидными связями. По структуре молекул подобна амилопектину и гликогену, но её цепочки значительно менее разветвлены. Амилоза включает 200-300 остатков глюкозы. Её цепи образуют спираль, в которой на один виток приходится 6-8 остатков глюкозы. Расщепляющий крахмал фермент амилаза присутствует уже в слюне человека и некоторых млекопитающих, где этот фермент начинает химический процесс переваривания пищи. Продукты с высоким содержанием крахмала и низким содержанием сахара, такие как рис и картофель, могут приобретать сладковатый вкус при длительном пережёвывании за счёт превращения амилазой крахмала в сахар. Поджелудочная железа и слюнные железы выделяют амилазу, расщепляющую крахмал до ди- и трисахаридов, которые, в свою очередь, превращаются другими ферментами в глюкозу, источник энергии для организма.

Пищевые волокна, перерабатывающиеся только в толстой кишке человека, представлены различными полисахаридами, к которым относят пектины, целлюлозу, лигнин, камеди. Мировые исследования давно показали, что химически активные препараты, применявшиеся ранее для выведения из организма тяжелых металлов и радионуклидов, недостаточно эффективны и вызывают обеднение организма микроэлементами. Более эффективным оказалось использовать вещества, содержащиеся в натуральных пищевых продуктах. Они не вызывают побочного действия и дают защитный эффект. К таким веществам относится весьма распространённый в овощной и фруктовой пище человека нерастворимая фракция пектина. В 1790 году Ваклен выделил из сока землянной груши водорастворимое вещество, обладающее гелеобразующей способностью, через 40 лет Браконно назвал его пектиновой кислотой. Только в 1937 году было установлено, что пектины – пектиновые вещества – это углеводные полимеры, состоящие главным образом из остатков альфа- D галактуроновой кислоты.

Молекулярная масса пектина изменяется от 20000 до 80000 дальтон. Галактуроновая кислота (гексуроновая кислота) образуется окислением первичного гидроксила галактозы до карбоксильной группы. Наличие альдегидной, гидроксильных и карбоксильной групп делает галактуроновую кислоту полифункциональным соединением. Галактуроновая кислота широко распространена в природе, являясь структурным компонентом ряда высших полисахаридов. Вместе с другими уроновыми кислотами, галактуроновая кислота легко образуется в тканях растений, входит в состав пектинов, камедей, слизей и др. Пектиновые вещества представляют собой сложные эфиры высокомолекулярной полигалактуроновой кислоты. Полезно помнить, что шкурках томатов и перцев, от которые многие кулинары избавляются, в стеблях зелени, которые принято выбразывать, и во многих других частях овощей и фруктов полезных фракций пектинов содержится довольно большое количество.

Низкоэтерифицированные гели желируют (образуют гели) в тонком кишечнике в результате взаимодействия с ионами кальция, причём ионы кальция являются связующими звеньями между полимерными молекулами пектина, образующими пространственную структуру желе. Важным уникальным преимуществом низкоэтетерифицированного пектина является именно активное комплексообразование. Благодаря наличию в молекулах пектина свободных карбосильных групп низкоэтерифицированные пектины имеют намного большую активность, чем высокоэтерифицированные по связыванию молекул пектина с ионами тяжелых и радиоактивных металлов. Например 1 грамм свекловичного пектина способен связать от 150 до 420мг стронция, который для организма является одним из самых опасных тяжелых металлов с периодом полураспада до 40 лет.

Как же всё-таки работает пектин в желудочно-кишечном тракте? Попадая в желудочно-кишечный тракт и образуя в нём гель, разбухшая масса пектина захватывает воду из желудка и, продвигаясь по кишечнику, захватывает токсичные вещества методом связывания свободных карбосильных групп и спиртовых гидрокислов с поливалентными металлами и выведению последних из организма в виде хелатов. А комплексы пектинов с кальцием в толстой кишке представляюи собой один из основных компонентов для выживания лактобацилл, бифидофлоры и многих других анаэробов, которые участвуют в разложении полисахаридов в толстом кишечнике человека. В процессе усвоения пищи пектин деметоксилизуется главным образом в полигалактуроновую кислоту, которая и соединяется с определёнными тяжёлыми металлами и радионуклидами, в результате образуются нерастворимые соли, не всасывающиеся через слизистую оболочку желудочного-кишечного тракта.

Пектин, освобождённый в процессе деметоксилизации, переваривается, попадая в ободочную кишку, там он метаболизируется в виде метанола, превращаясь в муравьиную кислоту, выводится из организма вместе с мочой. Пектин не переваривается пока не попадёт в ободочную кишку, дальнейшие его превращения зависят от аутофлоры кишечника (её состава, функциональной активности), а также скорости прохождения этого участка кишечника, всасывания через стенки, оставшаяся часть демотоксилизированного пектина выводится из организма вместе с калом в виде соединений галактуроновой кислоты.

Надо сказать, что пектин из овощей и фруктов, например, из свёклы, адсорбирует уксуснокислый свинец намного активней, чем активированный уголь, считающийся в химии одним из наилучших адсорбентов (https://nutriel5.ru/blog/detail/professionalno-o-pektine/). Так как пектиновый гель обволакивает стенки кишечника и препятствует всасыванию нежелательных веществ токсического действия, то возникает естественный вопрос: "Ведь вместе с тяжелыми металлами и радионуклидами могут также взаимодействовать с пектином и нужные нам металлы (например, марганец, железо и т.д)?". Но дело в том, что карбоксильные группы пектина имеют избирательную способность и взаимодействуют в основном с ионами тяжёлых металлов, образуя прочные внутримолекулярные хелатные связи. В значительной степени метаболизм кальция определяется взаимодействием с содежащим полисахариды остатком химуса пищи. Всё вышеперечисленное говорит о том, что низкоэтерифицированный природный пектин жизненно необходим для здорового человека при употреблении в количествах 4-7 гр в сутки. Содержание пектина в граммах на сто граммов овощей и фруктов составляет (https://scienceforum.ru/2013/article/2013006193): в баклажанах - 0.4, картофеле - 0.5, белокачанной капусте - 0.6, моркови - 0.6, свёклы - 0.8, груши - 0.83, банана - 0.9, кабачка - 1.01,  хурмы - 1.5, яблока - 1.75.
Инокулят микрофлоры кишечника новорождённый получает в процессе прохождения по родовым путям. В состав инокулята входит влагалищная микрофлора матери, выполняющая совершенно специфические задачи отбора наиболее функционального сперматозоида. К этой микрофлоре перед родами начинает примешиваться кишечная и кожная микрофлоры матери (https://systemity.wordpress.com/2020/08/19/newborn/). Но образовавшаяся смесь микроорганизмов, которую получает от матери новорождённый призвана играть совершенно иную, чем у матери роль, которая, несмотря на её важность, раскрыта далеко не полностью, если сказать больше: раскрыта в самом минимальном объёме. Одной из удивительных особенностей чудеснейшего субстрата - материнского молока - является подготвка новорождённого к внеутробной жизни в перые годы и его последующей взрослой жизни. Эта подготовка эволюционно безукоризненна.


Рецензии
Последний абзац очень интересен и важен...

Владимир Казаков Нн   02.11.2020 13:43     Заявить о нарушении