Моя любимая сказка Дзег сын Дзега

Прекрасную книгу «Осетинские сказки» мне купила мама в 1951 году! Все сказки в ней мне очень понравились, а одна больше всех и я часто вечерами просил маму читать её снова. Называлась эта сказка «Дзег, сын Дзега». К сожалению эту книгу у меня украли мальчишки при переезде, но я свою любимую сказку  запомнил на всю жизнь. А когда у меня появились сыновья, я её им рассказывал  по памяти, а потом и своим внукам. А сейчас я хочу пересказать эту чудесную сказку своим читателям.

                ДЗЕГ, СЫН ДЗЕГА

У подножия Кавказских гор, в дремучем лесу Куртатского ущелья, стояла бедная сакля, в которой жили старый охотник Дзег и его старая жена Азау. Дзег ходил на охоту, а Азау сидела дома, она готовила пищу и чинила одежду. По несколько  дней бывало старый Дзег не возвращался с охоты, пока не удастся ему убить серну или косулю. А иногда Дзег приходил и без добычи к своей голодной жене.

Плохо жили старый Дзег и его жена Азау, а главное было плохо то, что у них не было детей. Сколько они ни молили и не просили духов гор дать им сына или дочь, но не давали им духи ни дочери, ни сына...

Вот однажды старый Дзег сел на коня, взял свой меч, лук со стрелами и поехал на охоту, а Азау взяла два ведра и пошла за водой к роднику. Наполнила она водой одно ведро, потом другое и вдруг у Азау сильно закружилась голова, она упала, и у неё родился мальчик.

От радости заплакала старая Азау, стала благодарить и небо, и золотое солнце за то, что дали ей сына, потом подумала: а как же она теперь понесёт домой и сына и вёдра? Вдруг ребёнок спрыгнул с её рук и сказал:               

- Не горюй мама, ты иди вперёд и показывай дорогу, я сам понесу вёдра.               

Удивилась Азау: - Ты ещё очень мал, сынок, лучше я возьму вёдра, а ты держись за моё платье и иди рядом.

Но не послушался её мальчик, а взял оба ведра и побежал по тропинке к дому. Когда они пришли домой, Азау вымыла мальчика, накормила, сшила ему рубашечку и штанишки и уложила спать. Прошло семь дней, а старого Дзега всё ещё не было, а мальчик у Азау рос  быстро: за день на палец, а за ночь на пядь. 

На восьмой день вернулся с охоты старый Дзег с оленем и видит, что его встречает не  Азау, а навстречу ему бежит мальчик. Дзег очень удивился и подумал, откуда быть у нас мальчику? Видно это не простой мальчик, а чёрт и Дзег поднял свой меч, чтобы разрубить мальчика пополам. Но тут выбежала старая Азау и закричала ему, что ты делаешь! Это ведь наш сын!

И она рассказала всё, как было, очень обрадовался старый Дзег, из мяса оленя он быстро зажарил шашлык. Накормили они сына и сами наелись, а потом Дзег и говорит жене:               

- А как же мы назовём своего сына?  Азау ответила ему:               

- Живём мы высоко в горах и некому даже дать имя нашему мальчику, тогда ты назови его сам. Подумал, подумал старый Дзег и говорит:

- Давай назовём мы его, как и меня, тоже Дзегом.               

– Пусть так и будет, согласилась Азау.

Пришло время старому Дзегу снова идти на охоту, и он стал готовить лук и стрелы, а Азау ему на дорогу испекла чуреки и поджарила мяса.                Вдруг сын Дзег подошел к отцу и говорит - Отец, ты уже стар ходить по горам, на охоту пойду я. От этих слов сына сильно опечалились старики: 

- Сынок, ты же ещё мал и тебе рано ещё на охоту ходить.

Но Дзег сын Дзега ответил родителям:

- Нет, я не буду сидеть дома, сам пойду на охоту.

Нечего делать, пришлось старому Дзегу и Азау собирать сына в дорогу: они сшили ему бешмет и черкеску, шаровары, ноговицы и шапку. Оделся Дзег сын Дзега, к поясу подвесил отцовский меч, кинжал, взял лук со стрелами, оседлал отцовского коня, прикрепил к седлу перемётные сумы с чуреком и жареным мясом, завернул трут и огниво в мягкую кожу и спрятал в голенище ноговиц.

Сел на коня Дзег сын Дзега и спрашивает отца, куда ему на охоту ехать. Отец и говорит ему: 

- Поезжай сынок от дома на север по тропинке, которая идёт через наш дремучий  Куртатский лес. А как доедешь до высокой белой горы, то увидишь на её вершине дом из слоновой кости, в этом доме живёт царь зверей, кривой Афсати. Расскажешь ему, зачем приехал и делай всё так, как он тебе скажет.

                ДЗЕГ И ЦАРЬ ЗВЕРЕЙ АФСАТИ

Долго ехал Дзег сын Дзега по Куртатскому лесу и, наконец, доехал до высокой горы. Видит у края пропасти стоит белый дом из слоновой кости с изгородью из рогов оленей. Это был дом царя зверей Афсати. Подъехал Дзег к воротам дома и крикнул:

- Люди добрые, не пустите ли гостя?
Из дома выбежал юноша и сказал:

- Да будет счастлив наш гость. Слезай с коня и заходи в дом старого Афсати.

Дзег вошел в дом, на тахте из слоновой кости сидел царь зверей кривой Афсати.

- Славный Афсати, пусть счастье никогда не покинет твой дом! – сказал Дзег.
- И ты будь счастлив, гость дорогой! – ответил Афсати, усадил Дзега на скамью и потом  спрашивает его:

- Кто ты, откуда родом и кто твой отец?
- Я Дзег, сын старого Дзега и еду на охоту в Куртатский лес.
Не поверил Афсати словам гостя и говорит:

- Прошло только двадцать семь дней, как гостил у меня старый Дзег и жаловался, что духи гор не дают ему ни дочери, ни сына. Откуда же быть сыну у старого Дзега?

Дзег сын Дзега отвечал Афсати:

- Я уважаю твои седины и могу ли я тебе говорить неправду? Мой отец был на охоте и не знал, что я родился. А рос я днём на палец, а ночью на пядь.

Афсати приказал зажарить гостю жирного барана. «Поешь хлеба – соли» - сказал он Дзегу и усадил за стол, только все кости оставляй на столе и ушел. Дзег был так голоден, что съел целого барана, а когда остались только два ребра с мясом, он положил их себе в карман.

Афсати вернулся, сосчитал все кости, не хватило двух рёбер. Ничего не сказал он Дзегу, а взял и вырезал из берёзы два ребра, которые положил вместе со всеми костями, потом ударил плетью по костям и со стола спрыгнул живой жирный баран и сразу убежал в стадо. Вечером Афсати уложил спать Дзега сына Дзега на медвежьи шкуры в одной комнате, а сам лёг в другой.

Когда взошло солнце, Дзег стал собраться в путь и Афсати сказал ему: поезжай по тропе прямо на север через дремучий Куртатский лес, на пути тебе будут попадаться разные звери, ты можешь убивать любого, но только помни, если зверь появится с левой стороны от тропы, его не трогай.

Долго ехал Дзег сын Дзега, много он видел зверей, но все они появлялись с левой стороны и Дзег не трогал их, а ему уже очень хотелось есть. Тогда он подумал: «Зачем я буду слушать советы кривого Афсати, если сейчас мне попадётся зверь опять с левой стороны, я его всё равно убью, не умирать же мне с голода!»   

В это время с левой стороны от тропинки появился олень, Дзег тут же выстрелил из лука и убил его. Он снял шкуру и стал готовить шашлык, нанизывая мясо на прутья из веток берёзы. Когда шашлык уже поджарился, Дзег сел рядом с костром и стал есть.

                ДЗЕГ СЫН ДЗЕГА И ДОЧЕРИ СОЛНЦА

Вдруг над Дзегом появились три очень красивых голубя и стали кружиться над ним. Было видно, что это не простые голуби, и они голодны. Дзег сказал им:
- Что вы понапрасну кружитесь, садитесь и покушайте шашлыка.

Голуби тотчас сели, посмотрели друг на друга своими золотистыми глазками, потом на Дзега, и вдруг превратились в трёх девушек, одна другой краше!
- Пусть Афсати всегда даёт тебе удачу, сказали они и стали есть шашлык.

Очень удивился Дзег, смотрит он на этих прекрасных девушек и даже слово вымолвить не может. А самая младшая из них ему очень понравилась. Когда девушки уже наелись, Дзег спросил их:
- Кто вы и куда держите путь?
Девушки ответили:
- Мы дочери Солнца, летали над полями, над горами, смотрели, как живут на земле люди, а теперь возвращаемся домой, и ты, Дзег, приезжай к нам в гости. Наши отец и мать будут тебе очень рады.

Сказали так девушки, снова они посмотрели друг на друга и тут же превратились в голубей и улетели. Вскочил на ноги Дзег, а чудесных голубей уже след простыл. Тогда он поклялся, что не успокоится, пока не найдёт дочерей Солнца и не женится на самой младшей.
 
           ДЗЕГ СЫН ДЗЕГА И ТРИ ЧЁРТА

Долго сидел, задумавшись Дзег, потом прилёг на траву и заснул. Вдруг его разбудил какой то шум, доносившийся из ущелья. Посмотрел Дзег вниз и увидел трёх чертей, которые о чём то спорили. Дзег спустился к ним и спросил:               
- Вы что шумите, длинноухие?                И черти ему рассказали, что у них умер отец и оставил в наследство шапку, шкуру тура и плеть, которые они никак между собой не могут поделить.

Дзег даже удивился - Было бы из - за чего спорить, что толку от старой шапки, шкуры и плети? Но черти объяснили Дзегу, что эта шапка не простая, а шапка невидимка, а на шкуре тура можно улететь куда угодно, надо только сказать - Царь чертей Балгур, хочу быть там то и шкура тот час домчит туда куда надо, а если ударить плетью по вещи и сказать - превратись, во что хочу, она тут же превратиться в желаемое.

Не поверил чертям Дзег и попросил одного чёрта слетать за его оружием. Чёрт сел на шкуру и через мгновение вернулся к Дзегу с оружием, другой чёрт надел шапку и стал невидим, а когда третьего чёрта Дзег ударил плетью и сказал: превратись в кольцо, вместо чёрта на земле лежало кольцо.

Тогда Дзег взял в руки лук и три стрелы и сказал чертям:                - Я решу ваш спор так: пущу эти стрелы, одну на север, другую на запад и третью на восток и  вы каждый побежите за своей стрелой, один на север, другой на запад, а третий на восток. Кто первым вернётся со стрелой сюда, тот и возьмёт первым, что ему надо, потом второй, а последнему достанется, что останется.

Сказал так Дзег и пустил три стрелы, одну на север, другую на запад, а третью на восток и черти помчались в разные стороны.

                ДЗЕГ В ДОМЕ СОЛНЦА

А Дзег тут же взял шапку и плеть, сел на шкуру и сказал - Царь чертей Балгур, сделай так, чтобы я очутился в доме золотого солнца. Только он успел это сказать, как шкура поднялась выше гор и облаков и полетела к дому солнца, который стоял на вершине алмазной горы.

Когда шкура тура опустилась рядом с домом солнца, Дзег сошел с неё, ударил плетью, и она  превратилась в платок, потом надел шапку невидимку и вошел в дом солнца. Дочери солнца только что вернулись с земли и отдыхали в своей золотой комнате на изумрудных скамьях. Долго, как зачарованный, смотрел Дзег на сестёр, а больше он смотрел на младшую, потом он снял шапку, и сёстры его увидели. 

Очень обрадовались дочери солнца, а младшая, красавица Зарина, больше всех. Мать дочерей солнца покормила Дзега и, чтобы солнце не сожгло его, когда вернётся домой, спрятала Дзега в алмазный сундук.

Когда солнце вечером зашло в свой дом, оно почувствовало человеческий запах. «Кто этот безумец, который пришел к нам, я превращу его в пепел!» -  воскликнуло солнце. Но дочери рассказали, кто у них в доме и солнце успокоилось: «Не бойся юноша, я не сожгу тебя» и Дзег вышел из сундука.

- Что привело тебя в мой дом? - спросило солнце Дзега.                Дзег отвечал - Нет у меня никого кроме отца и матери и я не могу прислать сватов и я прошу сам, чтобы ты выдал за меня свою дочь Зарину.

Солнце ответило ему - сын чёрной земли Дзег! Ты затеял очень трудное дело, уже многие отважные и храбрые воины сватались к Зарине, но я не выдал её. Сватался даже властитель подземной страны ночи, царь чертей Балгур я и ему отказало, тогда Балгур поклялся силой отнять у меня Зарину.

Но я вижу, что ты храбрый и сильный юноша, так и быть, я отдам за тебя Зарину, но при одном условии, если ты найдёшь столько лесных и домашних животных, что заполнишь ими все мои дворы, то приходи. А не найдёшь, больше не показывайся мне на глаза, не то я превращу тебя в пепел.

Солнце, его жена и дочери легли отдыхать и Дзега тоже положили на постель из облаков, но  заснуть он не мог, а всё думал, где же найти ему столько зверей! Когда рано утром солнце встало и ушло в свой дневной путь, Зарина сказала Дзегу - Не горюй Дзег! Друг твоего отца царь зверей Афсати может быть поможет тебе.

Распрощался Дзег с женой и дочерьми солнца, взял платок, превратил его в шкуру тура, сел  и сказал - Царь чертей Балгур сделай так, чтобы я очутился у дома царя зверей Афсати» и шкура тура поднялась выше гор и облаков.               

Шкура тура быстро домчала Дзега до белой горы, где стоял дом царя зверей Афсати. У ворот встретил Дзега юноша и пригласил в дом. Афсати сидел на тахте из слоновой кости, Дзег  поздоровался с ним - Будь счастлив славный Афсати. В ответ Афсати спросил  - Что привело тебя Дзег сын Дзега в мой дом снова. Добрые ли дела или худые?

- Славный Афсати, ты ведь не раз помогал моему отцу и многим другим охотникам, помоги и мне - и Дзег рассказал царю зверей обо всём, что произошло с ним. - Хорошо, как же мне не помочь сыну старого Дзега, но сначала я задам тебе один вопрос и подумаю, а стоит ли тебе помогать?

- Скажи мне, когда у барана бывают деревянные рёбра? Покраснел Дзег, потупился и ответил  - Когда младший не слушается старшего, я не послушался тебя и спрятал два ребра с мясом на дорогу.  Такой ответ Дзега пришелся по душе Афсати и он сказал ему - Вот тебе свирель из слоновой кости, садись на коня и поезжай в лес, когда заиграешь на этой свирели, все звери сразу пойдут за тобой.               

Когда ты наполнишь зверьми все дворы солнца, ты перестань играть и тогда все лишние звери тотчас исчезнут. Поехал Дзег на своём коне в Куртатский лес и заиграл там на волшебной свирели. Сразу со всех сторон к нему потянулись огромные стада разных животных.

Эти стада привёл Дзег на вершину золотой горы, к дому солнца и когда животные заполнили все скотные дворы солнца, тогда Дзег перестал играть и тут же все лишние животные исчезли.

Когда солнце вернулось вечером домой, оно сказало Дзегу - Ты выполнил всё, что я тебе сказал и вижу, что ты будешь мне хорошим зятем. Солнце устроило большой пир, на свадьбе были все звёзды неба и луна, а само солнце сидело на самом почётном месте.

                ДЗЕГ И ЗАРИНА ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА ЗЕМЛЮ

Хорошо жилось Дзегу с женой Зариной в доме солнца, но Дзег очень тосковал по родной земле, по отцу и матери. - Пора нам отправляться в дом моего отца и матери - сказал он Зарине. Та рассказала об этом матери, а мать отцу. Солнце возмутилось – Я не пущу свою дочь на Чёрную землю!

А Дзегу сказало – Ты разве не помнишь, что царь чертей Балгур сватался к Зарине, а когда я ему отказал, то он поклялся её украсть. Балгур погубит тебя, а Зарину унесёт к себе в подземную страну. Моя сила действует только до земли, а под землёй Балгур сильнее меня.

Но Дзег отвечал - Всё равно я вернусь на землю в отцовский дом, и меня никто не остановит,  мы, люди, не боимся царя чертей, он ведь под землёй, а мы на земле.  Я здесь не останусь, отец и мать ждут, не дождутся меня с охоты, и плачут по мне, а царя чертей Балгура не боюсь, я человек» - сказал Дзег.

Видят мать и сёстры Зарины, что им не остановить зятя, и они стали готовить Дзегу и Зарине  небесный самокат и еду на дорогу. На небесный самокат они положили им на шесть дней родниковой воды и разной еды. Рано утром мать и сёстры провожали Дзега и Зарину в дорогу.

Мать сказала Дзегу, что три дня и три ночи будет лить дождь, это будет не простой дождь, а их слёзы, потом три дня солнце будет ярко светить, оно будет следить за Дзегом и Зариной, чтобы царь чертей Балгур не посмел похитить Зарину. Мать Зарины строго предупредила Дзега, чтобы тот не сходил с небесного самоката, пока самокат их не довезёт до дома отца и матери Дзега.

Дзег и Зарина попрощавшись с матерью и сёстрами, сели в небесный самокат и он покатился с золотой горы. Три дня и три ночи лил дождь, потом солнце три дня зорко следило за Дзегом и Зариной своим огненным глазом. На шестой день у Дзега и Зарины уже не осталось воды, а самокат въехал в это время в дремучий Куртатский лес.

Зарина уже изнывала от жажды, и Дзег даже хотел спрыгнуть с самоката, чтобы сбегать в лес за водой,  но Зарина успела удержать его. Вдруг на тропинке Дзег увидал юношу, Дзег бросил ему чашу и попросил принести воды. Юноша быстро сбегал к роднику, догнал самокат и подал чашу Дзегу. А в этой чаше была не вода, а черви и лягушки. - Пусть покарает тебя небо за такую воду - сказал ему Дзег.

Дальше катился самокат по лесу, а солнце печёт, и Дзег снова собрался соскочить с самоката, чтобы сбегать за водой, но Зарина опять его удержала и сказала - Лучше я умру от жажды, чем останусь одна в самокате. Вдруг Дзег видит, по тропинке идёт девочка и несёт кувшин с водой. Дзег попросил девочку дать им напиться, девочка быстро подбежала к самокату и подала ему кувшин. Но в кувшине была не вода, а болотная гниль, в которой шевелились ядовитые змеи.

Дзег бросил кувшин, а девочки и след простыл. А самокат мчится дальше, а огненный глаз солнце всё сильнее печёт. Дзег понял, что это не простые юноша и девочка подбегали к самокату, а это был сам царь чертей Балгур. А у Зарины от жажды потрескались губы и кровь уже капельками стекали у неё на подбородок. Не выдержал таких мук жены Дзег, соскочил с самоката и с чашкой помчался в лес, чтобы найти хотя бы глоток воды для своей Зарины.

                ЦАРЬ ЧЕРТЕЙ БАЛГУР ПОХИЩАЕТ ЗАРИНУ

Долго ждал этого мига царь чертей Балгур, он подбежал к небесному самокату, схватил Зарину и тут же провалился в подземную страну. Зарина только успела снять золотое кольцо и положить на самокат. Дзег быстро вернулся к небесному самокату с полной чашей воды, а на самокате Зарины уже не было, на шкуре лежало только её золотое кольцо. 

Поднял Дзег кольцо Зарины, надел на палец левой руки и поклялся, что не успокоится пока не найдёт Зарину и не отомстит царю чертей Балгуру.

Убитый горем, Дзег шел по Куртатскому лесу и набрёл на двух охотников, которые сидели у костра. - Да будет счастье вам - сказал Дзег. - Будь и ты счастлив, юноша - ответили охотники – Садись с нами, поешь шашлыка. Сел на траву Дзег, но от горя он даже есть не мог. Охотники спросили Дзега, кто он и куда держит путь.

Дзег рассказал о себе всё, а охотники сказали, что они братья, старшего зовут Тох а младшего Атох. Братья сказали Дзегу - Дзег, ты будь нам младшим братом.  – Хорошо -  ответил Дзег. По обычаю предков, все трое, чтобы скрепить свой уговор, острым ножом надрезали себе пальцы и выпустили по три капли крови в турий рог с родниковой водой.

Сначала старший брат Тох выпил из рога третью часть, потом Атох, остальную воду выпил Дзег. Названные братья в дремучем лесу вышли на поляну, это было то место, где провалился под землю царь чертей Балгур с Зариной. На сухом пригорке без травы и решили братья построить шалаш. В центре шалаша они сделали очаг, над ним на цепи подвесили котёл, а из шкур зверей сделали себе постели.

Теперь можно было отправляться на охоту. Братья решили, что будут охотиться и готовить себе пищу по очереди: двое пойдут на охоту, а один останется в шалаше готовить пищу. Сначала должен был остаться старший брат Тох, потом средний брат Атох и последним Дзег. Утром братья встали, умылись, поели, Атох и Дзег пошли на охоту, а Тох остался готовить пищу.

Он развёл костёр и сварил в котле мясо, потом испёк три больших круга чурека. Только он успел вычистить от золы чуреки, как вдруг в шалаше раздался сильный  треск. Видит Тох, в углу шалаша провалилась земля и от туда повалил дым. Из чёрной дыры, кряхтя и охая, вылезла страшная старуха, её злые, красные глаза горели, словно угли. У страшной старухи был кривой, как у коршуна, большой нос, а изо рта торчали два страшных клыка: один упирался в землю, а другой в небо.

Старуха сказала Тоху – Хорошо, что ты юноша во время мне сварил мяса и чурек. Она схватила котёл и вылила себе в рот весь суп, а потом забросила в рот все чуреки.  – Мало этого мне, хороший человек, не хватило даже горло промочить -  сказала старуха и тут же провалилась в чёрную дыру. А земля в углу шалаша опять стала ровная, как раньше. Испугался Тох – Что теперь делать, позор мне, что я испугался подземной старухи.

 Тох решил притвориться больным и лёг на шкуры. Пришли с охоты Атох и Дзег, а кушать нечего. Тох сказал, что сильно заболел. Голодными легли спать Атох и Дзег. На другой день остался в шалаше Атох, А Тох и Дзег пошли на охоту.

Атох приготовил суп, испёк чуреки и сел отдохнуть. Вдруг в углу шалаша провалилась земля и из чёрной дыры вылезла клыкастая старуха. Страшная старуха сверкнула своими злыми красными глазами и сказала Атоху - Добрый человек дай супа и чурека бедной старухе. А Атох от страха даже слова сказать не может. Старуха своей костлявой рукой сняла с цепи котёл и опрокинула в рот весь суп,  а потом забросила в рот все чуреки.

- Мало юноша, даже горло не промочила - сказала старуха и ушла в чёрную дыру, а земля в углу снова стала ровной. Когда старуха исчезла, Атох опомнился и подумал, а что я скажу  братьям, когда они вернутся. Если скажу правду, мне будет позор, лучше я притворюсь больным. Пришли с охоты, уставшие и голодные Тох и Дзег а есть нечего. Я сильно заболел братья,  сказал Атох и снова братья легли спать голодными. На третий день остался в шалаше Дзег.

Когда Тох и Атох ушли на охоту, Дзег развёл огонь, подвесил на цепь котёл и сварил мясо косули. Потом он приготовил суп и в горячей золе испёк десять чуреков. Вдруг в углу шалаша повалил дым и провалилась земля и из чёрного отверстия вылезла страшная клыкастая старуха. Старуха повела своим крючковатым носом и сказала – Хороший мальчик покорми старуху мясом и чуреком.

- Конечно, покормлю - сказал Дзег и поставил перед старухой чашку супа с большим куском мяса и три лепёшки. В один миг старуха проглотила суп и чуреки и сказала - Не наелась я.  Дзег сказал ей - Я дам тебе столько, сколько ты хочешь и мяса и чуреков. - Не нужно мне твоего мяса и чуреков мне не надо – завизжала старуха - Я третий день ищу тебя. Знаю, что ты поклялся погубить моего брата Балгура. Враг Балгура - мой враг, а тебе не видать дочери солнца, как не видать теперь дневного света и протянула свои костлявые руки, чтобы съесть Дзега. Понял Дзег, что эта старуха сестра царя чертей Балгура, а старуха уже схватила его за рукав бешмета и открыла свой рот, чтобы растерзать Дзега своими страшными клыками. Но она не успела вонзить в него свои страшные клыки, Дзег схватил свой меч и изрубил на куски страшную старуху.

Вскоре пришли с охоты Тох и Атох, посмотрел на них Дзег и сказал – Теперь я знаю, от чего заболел ты Тох и ты Атох. Стало стыдно Тоху и Атоху и они затаили вражду на Дзега. Когда Дзег вышел из шалаша за водой, Тох сказал Атоху – На нас лёг позор – теперь скажут, что мы не мужчины. Тох и Атох решили, когда Дзег вернётся,  убить его.

 Когда Дзег вернулся, Тох и Атох стояли у чёрной дыры, Дзег подошел к ним и вдруг они услыхали, что под землёй кто - то плачет. - Надо бы помочь человеку - сказал Дзег, братья согласились. Они нарезали из шкур ремней и связали из них длинную верёвку, чтобы по ней можно было спуститься вниз. Сначала Дзег и Атох привязали Тоха и стали его опускать в чёрную  дыру.

Костлявые руки торчали из стен колодца и тянулись к Тоху, ядовитые змеи шевелили своими жалами. Когда братья опустили Тоха на треть длины верёвки, он крикнул, чтобы его быстрее вытаскивали. Тогда привязали Атоха, и стали опускать в колодец, но когда тот опустился на половину длины верёвки, Атох закричал, чтобы и его подняли наверх.

Наступила очередь Дзега. Тох и Атох привязали Дзега и стали опускать в чёрный колодец. Из стен страшного колодца, торчащие костлявые руки пытались схватить Дзега, около него ядовитые змеи шевелили своими жалами, из стен на него смотрели оскаленные морды чудовищ с выпученными глазами, Дзег молчал и братья опускали его всё ниже. Наконец ноги Дзега коснулись дна колодца, и он отвязал верёвку. Вокруг него была сплошная тьма, но когда глаза Дзега привыкли к темноте, он заметил слабый свет и, пройдя немного, Дзег попал в подземную страну, над которой светило синее солнце.

                ДЗЕГ В СТРАНЕ ЦАРЯ ЧЕРТЕЙ БАЛГУРА

Дзег прошел по тропинке, которая привела его к большому дому, стены которого были сложны из драгоценных камней и металлов. Дзег вошел в дом, в нём всё сияло: пол был из золота, а потолок из серебра. Прошел Дзег одну комнату, вторую, а в третьей увидел трёх девушек, которые сидели на золотой тахте и горько плакали.

- Пусть счастье будет вашем доме, мои сёстры – сказал Дзег. Но девушки ничего ему не сказали.
- Почему вы плачете – спросил Дзег, самая младшая ответила ему – Твоё счастье, человек, что ты назвал нас сёстрами, а то мы бы тебя схватили и отдали нашему дяде царю Балгуру. Он бы шилом проколол твои пятки, выпил половину твоей крови и заставил работать на себя, как работают на него тысячи людей из солнечной страны. 

- А мы плачем потому, что кто - то убил нашу мать, там, на земле, где живут люди.                - Зачем же вы пустили свою мать делать зло бедным людям на земле? 
- Мы всегда говорили матери, не поднимайся в солнечную страну, не обижай людей, а то тебя убьют.
- А почему вы сами живёте в этой стране ночи? – Спросил Дзег.
- А где же нам жить, здесь, в стране царя Балгура наш дом и мы в его власти.

- Страна Балгура? – Удивился и обрадовался Дзег.
- Да, а почему ты радуешься? – спросила Дзега старшая из сестёр.
- Я радуюсь потому, что смогу увидеть несметные богатства царя Балгура, о которых говорят у нас на земле.
- Правильно, здесь столько несметных богатств: золота, серебра, железа, цинка, нефти, угля, драгоценных камней: алмазов и рубинов, что не сосчитать, а здесь был выход из царства Балгура, который стерегла наша мать, сестра Балгура.

Младшая дочь клыкастой старухи сказала Дзегу – Если бы не убили нашу мать, ты бы мог остаться в нашем доме и Балгур тебя бы не тронул. Теперь же Балгур тебя не оставит в живых, да и нам сиротам здесь делать нечего. Покажи нам солнце и небо, луга и леса солнечной страны, а мы тебе за это поможем отсюда уйти.

- Хорошо – ответил Дзег – я подниму вас в солнечную страну, там остались мои братья Тох и Атох. Когда Дзег и три сестры подошли к чёрному колодцу, Дзег крикнул Тоху и Атоху - Поднимите на землю трёх сирот, а потом и меня. Тох и Атох услышали Дзега и стали поднимать сестёр, но когда вытащили самую младшую, то не опустили верёвку Дзегу, и чёрное отверстие захлопнулось.

Когда Дзег это увидел, то не испугался, а поднял руки и воскликнул – золотое солнце, голубое небо и земля дайте мне силы, чтобы убить злого Балгура и освободить дочь солнца.

 Дзег вернулся в страну ночи, он пошел по тропинке вдоль чёрной нефтяной реки. Вокру были бескрайние чёрные поля, чёрные леса и чёрные горы, а в чёрном небе сияло солнце, но не золотое, как на земле, а синее. Синее солнце освещало синим светом и не грело. У чёрной угольной горы, Дзег увидел убогую хижину, в которой  жил бедный старик.
- В здравии пребывай отец, да продлит небо твою жизнь - сказал старику Дзег.
- И ты пребывай в здравии житель солнечной страны – ответил ему старик.

- Какое несчастье привело тебя юноша из страны света в страну нищих – спросил старик.
- Этот край не нищий – ответил Дзег – Здесь столько богатств, что хватит всем на богатую жизнь.
– Твоя правда юноша – ответил старик, но хоть и богата эта страна, но счастья в ней нет   никому, кроме царя Балгура и его чертей. А выход из этой страны тьмы в страну света стережет сестра царя чертей Балгура, страшная клыкастая старуха.

Потом старик спросил Дзега, кто он и куда путь держит, Дзег ему всё рассказал. Очень обрадовался старик, когда узнал, что Дзег убил страшную старуху и сказал – Пусть небо и земля дадут тебе великую силу, чтобы ты мог исполнить, что задумал.

Старик пригласил Дзега в свой дом, угостил его хлебом – солью и уложил спать. Утром  старик накормил Дзега и сказал –  Я буду твоим проводником и доведу до дворца царя чертей Балгура. 

Долго шли Дзег с проводником по берегу чёрной нефтяной реки, вокруг они видели рудники и каменоломни, где чёрные рабы добывали для Балгура драгоценные металлы и камни. Когда Дзег и его проводник проходили мимо бескрайних полей, то видали сотни худых жнецов с серпами в руках, они убирали хлеб для Балгура.

Жнецы жали пшеницу и то плакали, а то смеялись.
- Пусть будет хорошим ваш день – сказали Дзег и его проводник жнецам
 – И ваш да будет хорош – отвечали они.

- Почему вы то плачете, то смеётесь? -  спросил их Дзег. Мы плачем потому, что из муки, которую мы перемелем нам надо испечь большой хлеб и туда запечь юношу. Потом прибежит кабан Балгура и съест этот хлеб. А смеёмся мы потому, что вспоминаем, что один юноша из солнечной страны убил сестру Балгура.

Проводник - старик показал на Дзега – Вот тот юноша, который убил страшного стража Балгура, но хоть он и убил клыкастую старуху, но выход в страну солнца нам всё равно закрыт и пока мы не убьём злого Балгура, нам отсюда не выйти. 

Как убить Балгура? - спросил Дзег у жнецов. Жнецы сказали ему –  Иди по берегу чёрной реки, там, у чёрных скал ты увидишь большой чёрный дворец, это будет дворец царя чертей Балгура. Балгур в своём дворце прячет дочь солнца, тебе надо попасть во дворец и там может быть у дочери солнца узнаешь тайну смерти злого Балгура.. 

Только к вечеру Дзег подошел к дворцу царя чертей  Балгура. Синий закат подземного солнца освещал этот страшный чёрный дворец, окна дворца были темны, как пасти чертей. Дворец окружала изгородь из черепов людей, которых загубил злой Балгур, и  черепа эти смотрели тысячами чёрных глаз.

                СМЕРТЬ ЦАРЯ ЧЕРТЕЙ БАЛГУРА

Словно окаменел Дзег, когда увидел страшную изгородь вокруг дворца царя чертей Балгура. От усталости Дзег упал на землю и тут же заснул тревожным сном. Рано утром Дзег проснулся и увидел рядом родник, он решил спрятаться около него за камнем и ждать, не пойдёт ли кто за водой из дворца. Вдруг он увидел, как из дворца выбежала девочка, которая спешила к роднику с кувшином, напевая песенку:

- Ни на солнечной земле, ни в подземной стране, нет прекраснее нашей Зарины!

Дзег понял, что это была служанка Зарины, он подошел к ней и попросил попить. Девочка подала Дзегу кувшин и когда он пил, то незаметно положил в кувшин золотое кольцо Зарины. Когда девочка прибежала во дворец и стала лить воду на руки Зарины, чтобы та умылась, из кувшина на руки Зарины выпало её золотое кольцо.

- Кто пил воду из твоего кувшина? - спросила Зарина служанку и та ей всё рассказала. Зарина от радости закричала – Беги скорее и приведи его сюда, только никому об этом не говори!
- Нет, я никому не скажу - обещала девочка и тут же побежала к роднику за Дзегом. Когда она его привела, не было никого на свете счастливее Дзега и Зарины!

- Как убить нам Балгура и выбраться из этой страны, наконец, спросил Дзег Зарину.
- Не легко убить злого насильника Балгура, об этом может быть только знает старый мудрец, дом которого у медной горы, он знает всё, что творится в этой стране ночи – сказала Зарина, а пока умойся и поешь хлеба – соли, а потом отправишься к мудрецу.

Старый мудрец обрадовался гостю из солнечной страны, а когда Дзег рассказал ему зачем он пришел, мудрец похвалил его за отвагу и сказал - Балгура нельзя убить ни стрелой ни мечёом, ни огнём. Его душа, сила и воля это три ворона, которые спрятаны в золотом сундуке. Сундук находится в утке, утка в ястребе, а ястреб в желудке у огромного чёрного кабана Балгура.

Убить кабана, ястреба и утку можно только стрелами Балгура, с которыми он никогда не расстаётся. А сундук открывается ключом, который Балгур постоянно держит в левом кармане бешмета. Надо сначала убить кабана, потом ястреба и утку и достать золотой сундук. В сундуке находятся три ворона, чёрный, серый и синий. Чёрный это душа Балгура, серый – его воля, синий – сила. Сначала надо убить силу, потом волю и только после этого надо убить душу Балгура.

Потом мудрец насыпал Дзегу в платок немного серого порошка и сказал - Пусть дочь солнца насыплет этот порошок в воду, когда будет давать пить Балгуру. Когда Дзег вернулся во дворец Балгура, он рассказал всё Зарине и отдал ей платок с порошком. – Хорошо – ответила она - Я сделаю всё, как ты сказал и  спрятала Дзега в подземную комнату.

Когда Балгур пришел во дворец, он сказал Зарине, что чувствует запах человека, но Зарина его успокоила, сказав что это ему почудилось. А Балгур завизжал на весь дворец – Я Знаю, что Дзег у меня в подземной стране, но хоть он и убил мою сестру, но выход из страны всё равно закрыт и никому не удастся уйти отсюда. Тех, кто задумал уйти я зажарю на костре, а Дзега я зажарю на медленном огне.

Когда Балгур успокоился, Зарина угостила его едой и напитками, при этом незаметно положила ему в чашу серый порошок. Балгур поел и лёг отдохнуть и  тут же заснул крепким сном. Зарина сразу забрала у него ключ от золотого сундука и лук со стрелами. Она открыла дверь подземной комнаты и выпустила Дзега, отдала ему ключ от золотой шкатулки, лук и стрелы Балгура и сказала ему, чтобы тот быстрее отправлялся к жнецам.

Жнецы уже смололи пшеницу и приготовили из неё тесто и решали кого из юношей запечь в хлеб для кабана Балгура. – Меня, запеките, меня - закричал Дзег и он рассказал жнецам что задумал. Когда жнецы испекли большой хлеб, то в его середину посадили Дзега. Вдруг задрожала земля, и из чёрного леса выбежал огромный чёрный кабан Балгура. Он подбежал к хлебу и откусил от него половину, Дзег тут же натянул титеву лука и пустил стрелу прямо в лоб страшного кабана. Кабан замертво повалился на землю, а Дзег подбежал к нему и острым ножом распорол ему живот.

Из живота кабана тут же вылетел ястреб и поднялся высоко в небо, но Дзег был метким стрелком, он второй стрелой застрелил ястреба и тот упал на землю, а из ястреба сразу же  вылетела утка. Утка бросилась в реку и нырнула на дно, но стрела Дзега достала её и и там. Утка всплыла и жнецы тут же её достали и отдали Дзегу, он разрезал её и вынул золотой сундук.

Подняв высоко над головой золотой сундук, Дзег воскликнул – В этом сундуке воля, сила и душа Балгура! Теперь нам надо всем идти на дворец царя чертей Балгура! И тысячи тысяч чёрных людей: жнецов, косарей, рудокопов со всей страны ночи пошли на своего врага, они кричали: Смерть царю чертей Балгуру! В это время сразу не спокойно стало на душе у Балгура и он решил проверить, что у него происходит в стране. Он осмотрел шахты, каменоломни, луга и поля, но нигде не увидел ни одного чёрного человека, везде Балгур видел только своих чертей, которые попрятались по щелям.

Когда Балгур вернулся к себе во дворец, стало ему страшно, он упал на звериные шкуры и заскрежетав зубами сказал Зарине - Не знаю, что случилось в моей стране я обошел все поля шахты и рудники и нигде не видел людей. Все мои черти попрятались по щелям. Но дочь солнца успокоила его - Ничего не случилось, ты просто устал, ляг и отдохни. Вдруг дворец царя чертей задрожал от криков - Смерть царю чертей Балгуру – кричал собравшийся у дворца народ. Балгур вскочил с тахты, он то краснел, то зеленел от злости.

В этот миг в комнату Балгура вошел Дзег и с ним чёрный мудрец, Дзег держал в руках золотой сундук, он открыл сундук и достал синего ворона – силу Балгура. Дзег свернул ему шею и Балгур тут же упал без сил на тахту. Дзег достал из  сундука серого ворона – волю Балгура, свернул ему шею и волю свою потерял злой Балгур.

- Нет пощады царю чертей Балгуру – кричали тысячи людей, собравшиеся у стен дворца. В комнату, где на тахте без силы и воли лежал царь чертей. В комнату  вошло много чёрных людей, бывшие рабов Балгура. Злой насильник со страхом и злобой смотрел то на них, то на Дзега. - Вот тот, кто украл наше солнце, выпил нашу кровь и заставил нас работать на себя – кричали люди – Смерть царю чертей Балгуру!

И тогда Дзег достал из золотого сундука третьего, чёрного ворона - душу Балгура и свернул ему шею. Балгур стал извиваться как змея и тут же протянул ноги. В тот миг, когда умер злой насильник, засияло от радости лицо дочери солнца прекрасной Зарины. Седой мудрец вышел к собравшимся у сьтен дворца тысячам тысяч людей и сказал им - Теперь все сокровища, что вы собрали для Балгура и его чертей, все богатства земли отныне принадлежат вам и нашей солнечной стране. А все сокровища подземной страны, всё золото и серебро, медь и железо, алмазы и рубины, нефть и уголь всё теперь наше и им открыт выход в страну солнца, который стерегла клыкастая старуха.

 А Дзег сын Дзега достал из кармана шелковый платок, ударил по нему волшебной плетью и он превратился в небесный самокат, Дзег с Зариной сели на него и он  покатился в солнечную страну.

Когда небесный самокат вышел из чёрного колодца, Дзег увидел у шалаша Тоха и Атоха и трёх дочерей клыкастой старухи. Он сказал братьям – Вы захлопнули крышку чёрного колодца и оставили меня в стране ночи. Вы изменили нашей клятве, пусть позором покроются ваши головы.

А небесный самокат поехал дальше и привёз Дзега и Зарину во двор дома отца - старого Дзега и его матери - старенькой Азау. Родители Дзега были очень рады, возвращению сын и были очень счастливы, что Дзег вернулся домой не один, а с красавицей женой Зариной! Они устроили большой пир, на том пиру было много гостей из всей солнечной страны, было там и солнце с женой и двумя сёстрами Зарины и царь зверей Афсати и седой мудрец из подземной страны.

Вся солнечная страна праздновала своё избавление от ненавистного царя чертей Балгура. А золотое солнце с голубого неба своим огненным глазом весело смотрело на свою дочь Зарину и зятя своего Дзега и радовалось за всех людей труда освобождённых от злого насильника.       



       




      

 


Рецензии
Николай Петрович... Какой же Вы милыыыый...

"Дзег не возвращался с охоты, пока не удастся ему убить серну или косулю. А ИНОГДА(!) Дзег приходил и без добычи к своей голодной жене."

Сколько косуль и серн в год приносите Вы своей жене?))))))))
И она не голодает, почему-то...

А вообще-то, я люблю сказки и, благодаря Вам, ещё сильнее полюбила))))))))

Счастья Вам удачной охоты,

Дарья Михаиловна Майская   14.10.2023 15:52     Заявить о нарушении
Спасибо Дарья Михайловна! Как раз сегодня, 14 октября, согласно графика, нам с женой на двоих и принесли 46 "косых"! А в общем об нас заботся партия и правительство, а мы, кроме того имеем подножный корм и конечно не голодаем! Вам, Дарья Михайловна, счастья, удач и огромных успехов в Ваших трудах!

Николай Павлов Юрьевский   14.10.2023 16:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.