Несколько слов о самадхи

«Маха паринирвана сутра» - один из основополагающих текстов палийского канона, повествующий о последних днях жизни Будды. В ней описывается как Первоучитель, перед вступлением в паринирвану, погрузился в состояние созерцания (дхьяна), достиг восьмого уровня, где сознание пребывает на уровне мира не-форм, однако вернулся на четвёртый уровень, с которого и вступил в окончательную нирвану. Видимо, Просветлённый счёл эти более «высокие» состояния тупиковыми и не ведущими к освобождению из сансары.

Здесь необходимо заметить, что медитативный курс, завершающийся постижением восьмого уровня созерцания, где нет «ни восприятия, ни невосприятия», будущий Будда проходил у своего второго учителя Удраки Рамапутры, который наставлял его в более продвинутых психотехниках. Однако став Пробуждённым, Будда поспешил поделиться достигнутым со своим первым учителем – Арада Каламой, обучившим его первым четырём дхьянам. Но к великому сожалению, гуру уже не было среди живых.

Невозможно не вспомнить об описанных Патанджали стадиях самадхи, удивительным образом схожих с буддийскими дхьянами. Это на наш взгляд совсем не удивительно, поскольку  Йога-сутра как «лоскутное одеяло», составлена из кусочков текстов, принадлежащих не только разным традициям, но временным эпохам. Тем не менее, важным будет отметить, что согласно Патанджали, поглощённый созерцанием некоего объекта ум (читта) достигает состояния, где происходит его «поглощение» (самапатти) созерцаемым объектом. По образному сравнению Патанджали читта уподобляется куску чистейшего горного хрусталя, который приобретает цвет своей подставки – объекта созерцания.

В результате йогин преодолевает дискурсивное мышление (витарка-вичара – «хождение мыслей»), достигая состояния освобождающего прозрения, мудрости (праджня), отражающего объект «таким, какой он есть». Такое состояние постижения созерцаемого объекта именуется сампраджнята-самадхи и схоже с первым уровнем дхьяны. В контексте продвижения йогина к окончательному освобождению (кайвалья), опыт переживания состояния сампраджнята-самадхи формирует в читте отпечаток (санскара), который подавляет все остальные отпечатки, порождённые различными  колебаниями ума (читта-вритти). Такое самадхи ещё именуют самадхи с семенем (сабиджа-самадхи).

Затем сознание йогина вступает в сферу влияния трёх первичных элементов природы (гуны), где проходит сначала стадию «совпадения с блаженством» (саананда-самапатти), ибо в ней преобладает гуна радости, «приятности», наслаждения, спокойствия ума (саттва), что аналогично второй и третьей дхьяне, где блаженство сменяется радостью. Далее следует состояние «совпадения с самостью» (саасмита-самапати), характеризующееся уже полным равновесием гун, свойственное первоначальной непроявленной природе. На этом уровне самадхи прекращается переживание блаженства, а следом исчезает и само страдание (дукха).

Важно отметить, что саасмита-самапатти по сути соответствует четвёртому уровню дхьяны буддийской медитации из которого возможен переход в состояние паринирваны.  В индуизме йогин, достигший этого уровня, именуется как «освобождённый при жизни» (дживанмукта), а в буддизме аналогичное состояние называют «нирвана с остатком», поскольку сила кармы уже настолько мала, что не сможет «обеспечить» новое рождение, но её всё ещё хватает на то, чтобы жизнь продолжалась.

Финалом йогического созерцания выступает состояние  окончательного обособления духа (пуруша) от природы (пракрити). В нём уже нет опоры на объект познавания, ибо познавать становится нечего. В итоге реализуется состояние самадхи «без постижения» (асампраджнята-самадхи) – её высшая «бессеменная» форма (нирбиджа-самадхи). В буддийской традиции подобная форма экстаза соответствует нирване «без остатка» (паринирвана), что понимается как окончательное исчезновение со всех планов существования.


Рецензии