Беларусь. события и люди xii-xvi веков

Беларусь. События и люди XII-XVI веков.

Изначально я хотел рассказать о наиболее ярких белорусских просветителях и писателях XII-XVI веков. Но без знания истории многое в их жизни и творчестве будет непонятно современным читателям. А в белорусской истории масса спорных вопросов.  Историки и публицисты часто вглядываются в прошлое со своих национальных колоколен. Белорусы, литовцы, поляки, русские и украинцы одни и те же события оценивают по-разному, да и между белорусами часто нет согласия, как и между русскими. (Для этого имеется объективная причина: достоверных письменных источников сохранилось очень мало...) Знакомиться с разными мнениями иногда интересно, иногда смешно, а иногда и противно. (Противно в тех случаях, когда историю превращают в орудие политической пропаганды.) Я надеюсь, что мой рассказ был интересен читателям, независимо от их национальности и политических убеждений...
Пять веков – срок немалый, а моя статья – небольшая по объёму... При выборе событий и людей я руководствовался, в первую очередь, мнением современных белорусов.
В рассказе о Великом княжестве Литовском (общепринятые сокращения – ВКЛ, Литва) мною используются слова "русские", "белорусы" и "литовцы". Имена  современных народов в повествовании о Средних веках могут вызвать достаточно аргументированные возражения у знающих людей. Но я пишу и для тех читателей, кто не знает ничего, или почти ничего, и я очень не хочу, чтобы эти читатели обзывали автора "занудой".
Современные литовцы – это народ, говорящий на языке балтской группы языков. Балтские языки довольно сильно отличаются от славянских. (Хотя в далеком прошлом, возможно, существовал и общий язык.) Современная Литва находится на землях, входивших в состав Великого княжества Литовского и здесь существует очевидная историческая преемственность. Вполне логично называть балтоязычных жителей ВКЛ именно "литовцами". (Хотя исторически точнее говорить о балтоязычных аукшайтах, жемайтах, литовцах и ятвягах.) Также вполне допустимо называть  "белорусами" восточных славян, живших в Средневековье на землях современной Беларуси;  "русскими" – восточных славян, живших в это же время на землях современной России...
 *****
Двенадцатый век – период феодальной раздробленности в Древнерусском государстве (Киевской Руси). Пока неизвестно, какие тенденции окажутся сильнее: центробежные или центростремительные. Важным объединяющим фактором является Православная Церковь. Ещё в 988 году была "крещена Русь" и создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата, в юрисдикции которой находились все православные христиане Древней Руси. Митрополия делилась на епархии. На землях современной Беларуси в 992 году была учреждена Полоцкая епархия, а в 1005 году – Туровская епархия. Полоцк и Туров в XII веке являлись центрами самостоятельных княжеств, но епархии подчинялись митрополии и во многом были независимы от княжеской власти. Для священнослужителей церковное единство было важнее, чем амбиции князей и иные причины разделения. В Полоцке жила и трудилась преподобная Евфросиния, а в Турове проповедовал святитель Кирилл.
*****
Евфросиния Полоцкая (в миру княжна Предслава) была внучкой знаменитого полоцкого князя Всеслава Чародея (ум. 1101), известного по "Повести временных лет" и "Слову о полку Игореве". Предслава "была научена книжной грамоте" в раннем возрасте "и настолько любила она ученье, что дивился её отец столь сильной любви её к ученью". Помимо принадлежности к славному роду Рюриковичей и образования, "хороша она была лицом" и, естественно, считалась завидной невестой. Замуж тогда выходили очень рано и в двенадцать лет для Предславы уже нашёлся достойный жених. Родители отроковицы были согласны на брак, но сама она признавала над собой лишь Божью волю. Предслава решила посвятить свою жизнь служению Богу и, вопреки воле земного отца, стала инокиней. Недолгое время Евфросиния жила в монастыре, а потом поселилась в келье Софийского собора в Полоцке. Здесь инокиня переписывала книги, а полученные деньги раздавала бедным людям.
Через некоторое время Евфросиния переселилась "в так называемое Сельцо" (ныне в черте города Полоцка). Здесь она заложила каменную церковь Святого Спаса, построенную всего за тридцать недель, и основала женский монастырь. (Спасо-Преображенская церковь сохранилась до нашего времени. Женский Спасо-Евфросиньевский монастырь таже ныне действующий.)
Позднее преподобная Евфросиния основала и мужской монастырь. Оба монастыря являлись центрами просвещения в Полоцкой земле.
 Под влиянием матушки Евфросинии инокинями стали её родная сестра Гордислава (Евдокия), двоюродная сестра Звенислава (Евпраксия), родные племянницы Кириоанна (Агафья) и Ольга (Евфимия).
В конце земной жизни преподобная Евфросиния решила совершить паломничество в Царьград и Иерусалим. "Не бывшая прежде никогда ни в какой стране, ни в селе, ни в городе, теперь прошла она с мужскою твёрдостию все государства, принимая от всех великие княжеские почести".
Скончалась преподобная Евфросиния в Иерусалиме в 1167 либо в 1173 году и была похоронена в Святой земле. Позднее мощи святой Евфросинии были перенесены в Киево-Печерскую лавру, а в 1910 году - в родной Полоцк, в основанный ею женский монастырь.
"Житие преподобной Евфросинии Полоцкой" было написано ещё в конце двенадцатого века. Автором первоначального текста является, возможно, матушка Евпраксия, сопровождавшая Евфросинию во время паломничества в Иерусалим.
В Житии сказано, что в годы земной жизни "была она помощницей обиженных, утешительницей скорбящих, одеянием для нагих, посетительницей больных и, сказать просто, - была для всех всем".
Ныне Евфросиния Полоцкая считается Небесной покровительницей Беларуси.
*****
О жизни святителя Кирилла Туровского известно очень мало. Он родился и всю жизнь прожил в родном городе. Сын состоятельных родителей, Кирилл получил прекрасное домашнее образование, знал греческий язык, много читал. Он говорил: "Сладки медвяные соты, и сахар – доброе дело, но добрее обоих книжный разум, ибо это сокровище вечной жизни". Кирилл любил природу и "духовную красоту, праздники святые, веселящие верные сердца и души освещающие". Он рано ушел в монастырь, а позднее по предложению местного князя и при поддержке народа был поставлен епископом в Турове.
Святитель Кирилл прославился церковными проповедями. Его "Притчи" и "Слова" в своё время были более популярны, чем "Слово о полку Игореве". Современники называли Кирилла "Златоустом, паче всех воссиявшим нам на Руси"...
После смерти святого Кирилла Туровского (ок. 1182  г.) Белорусская земля более чем на три века "замолкает"...
*****
Тринадцатый век был более трагичным для православных христиан, чем несколько предыдущих веков.
Хотя формальной датой Раскола между православными и католиками считается 1054 год, но дружественные контакты продолжались и после этой даты. В 1099 году католики-крестоносцы завоевали Иерусалим, а в начале двенадцатого века паломничество в Иерусалим совершил православный игумен Даниил, настоятель одного из черниговских монастырей. Он был с почетом принят иерусалимским королём крестоносцев Бодуэном (Балдуином)  Первым. Я уже рассказывал о паломничестве в Иерусалим матушки Евфросинии. И не было никаких препятствий православным паломникам со стороны братьев-католиков...
Но в 1204 году Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами, объявившими о создании "Латинской империи". (Лишь в 1261 году православным христианам удалось освободить Константинополь от власти католиков.) Естественно, эта катастрофа ослабила и Константинопольский патриархат, и его Киевскую митрополию.
В начале тринадцатого века крестоносцы появлись в Прибалтике, где вели борьбу против местных язычников, а также периодически нападали на земли христиан. Владения крестоносцев в Прибалтике граничали с Полоцким княжеством и Новгородской республикой.
В 1237-1241 годах орды хана Батыя захватили и разорили большинство древнерусских княжеств, находившихся на территории современных России и Украины. Белорусские земли от нашествия ордынцев в принципе не пострадали...
Именно в тринадцатом веке надолго расходятся исторические судьбы русского и белорусского народов.
*****
В 1253 году в Европе появляется новое королевство – Литовское. Его основателем стал литовец Миндовг. Самое раннее сохранившееся упоминание о Миндовге относится к 1219 году. Уже тогда он был одним из влиятельных литовских вождей. Миндовгу удалось объединить литовские земли и часть земель, отнятых у Полоцкого и Туровского княжеств. Столицей Миндовга стал, предположительно, город Новогрудок на территории, ранее принадлежавшей Туровскому княжеству. (Есть версия, что Миндовга пригласили в Новогрудок местные бояре.) Миндовг был язычником, но из политических соображений принял в 1251 году католичество, а 6 июля 1253 года был коронован с согласия папы римского. (Дата "6 июля" является скорее символической, чем исторической. В современной Литве этот день объявлен национальным праздником – Днём государства.) Белорусы уверены, что коронация происходила в Новогрудке. Литовцы в этом сильно сомневаются...
В 1261 году Миндовг отрёкся от католичества и снова стал язычником, но корону сохранил.
Власть развратила Миндовга, приучила его к вседозволенности. После смерти первой жены он отнял жену у нальшанского князя Довмонта, женатого на младшей сестре покойной королевы. Довмонт поступил, как настоящий языческий мужчина: он стал одним из организов заговора против обидчика и в 1263 году Миндовг был убит...
Очень интересна дальнейшая судьба Довмонта. Опасаясь мести со стороны сына убитого короля, Довмонт перебрался в русский город Псков. Здесь Довмонт принял крещение по православному обряду под именем Тимофея. Тридцать три года Довмонт-Тимофей был выборным князем Пскова, защищавшим границы от нападений крестоновцев и литовцев.  "Муж доблести и чести безупречной", он участвовал во множестве сражений не потерпев ни одного поражения. Русский витязь Довмонт-Тимофей умер в 1299 году и был торжественно похоронен в Троицком соборе, главном храме Псковской земли, а позднее причислен к лику святых...
*****
Четырнадцатый век – период роста могущества Великого княжества Литовского и Русского.
В годы правления Гедимина (1316-1341) в состав ВКЛ входит бОльшая часть белорусских земель. Можно сказать, что национальным большинством в его державе были белорусы. Официальный язык княжества – "старобелорусский", он же "западнорусский". (Относится к группе восточнославянских языков...) Гедимин был веротерпимым язычником и в его княжестве мирно уживались православные и язычники. (В языческих верованиях балтов и восточных славян много общего. Возможно, это тоже играло положительную роль...)
Интересный факт: не позднее 1323 года Гедимин перенёс столицу княжества из Новогрудка в Вильню, на этнические литовские земли. ВКЛ расширялась в противоположном направлении, её основным противником были крестоносцы, а Вильня ближе к землям крестоносцев, чем Новогрудок... Можно предположить, что Гедимин опирался главным образом на литовских язычников и не очень доверял своим православным белорусским подданным. Но это не более, чем гипотеза...
Великий князь Ольгерд (1345-1377), сын Гедимина, значительно расширил отцовские владения. Если говорить о государствах в современных границах, то в состав ВКЛ вошли земли практически всей Беларуси, значительная часть Украины, часть России и Польши...
В 1362 (или 1363) году Ольгерд нанёс крупное поражение Золотой Орде в битве на Синих Водах. (Ныне на территории Кировоградской области Украины.)
Ольгерд активно участвовал в противостоянии между Московским и Тверским княжествами на стороне Твери и организовал военные походы против Москвы в 1368, 1370 и 1372 годах. По словам московского летописца "такого зла и от татар не было", но, возможно, летописец преувеличивал...
К своим подданным Ольгерд относился хорошо, независимо от национальной и религиозной принадлежности, оберегал их от нападений врагов...
Сын и наследник Ольгерда князь Ягайло в 1385 году заключил Кревскую унию – соглашение о династическом союзе между ВКЛ и Польшей. Ягайло  крестился  по католическому обряду под именем Владислава, женился на польской королеве Ядвиге и стал польским королём. Началось достаточно мирное Крещение Литвы. Уния была заключена в Кревском замке. (Развалины замка находятся в Гродненской области Беларуси.) Кревская уния положила начало политическому и культурному сближению ВКЛ и Польши...
*****
Пятнадцатый век в истории Беларуси не богат яркими историческими событиями.
В это время жил выдающийся литовский князь Витовт Великий (1392-1430), но его деятельность разворачивалась в основном за пределами белорусских земель. Конечно, в боях и походах Витовта принимали участие и белорусы, но они не являлись самостоятельной силой.
Ещё в 1390 году белорусский город Брест получает право на самоуправление, так называемое "Магдебургское право". В пятнадцатом веке это право получают ещё несколько белорусских городов. (Города того времени были многонациональными и среди горожан собственно белорусы не были этническим большинством.)
В результате политики веротерпимости на земли ВКЛ, в том  числе и Беларуси, переселяются евреи, исповедующие иудаизм, и татары, исповедующие ислам.
В 1432-1439 Беларусь становится ареной междоусобной войны.  Все подобные войны похожи одна на другую. ("Жуть, мрак и ничего человеческого!")
В 1458 году Киевская митрополия разделилась на Киевскую (территория ВКЛ, резиденция в Вильне) и Московскую...
*****
Кревская уния 1385 года всё теснее сближала ВКЛ и Польское королевство. Часть литовцев-язычников после принятия католичества ополячилась. В 1506 году умер внук Ягайлы Александр Ягеллончик, великий князь литовский с 1492 года, а с 1501 года одновременно и польский король. По мнению литовских историков это был последний великий литовский князь, знавший литовский язык.
Преемники Александра Ягеллончика, – польские короли Сигизмунд I Старый (1506-1548) и Сигизмунд II Август (1548-1572), – являясь одновременно великими князьями литовскими, по самосознанию, безусловно, были поляками...
А теперь вернёмся к истории Беларуси...
*****
В XIV-XVI веках произошел ряд довольно однотипных войн между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским. Когда Литва была сильнее – Ольгерд, Ягайло и Витовт старались присоединить к своему княжеству как можно больше земель на Востоке. Когда усилилась Москва – наши князья стали проводить точно такую же внешнюю политику, но уже в западном направлении.
Для истории Беларуси в череде этих войн особое значение имеет битва под Оршей 1514 года. Две русские рати дошли до белорусского города Орши и здесь потерпели весьма серьёзное поражение.
Русский историк Н.М. Карамзин позднее писал: "Все говорят согласно, что литовцы никогда не одерживали такой знаменитой победы над россиянами..." Карамзин называет победителей в битве "литовцами", подразумевая под этим воинов Великого княжества Литовского. Но здесь наш историк ошибается: среди противников московской рати были и отряды из ВКЛ, и поляки, и зарубежные наёмники...
Ещё одно высказывание Н.М. Карамзина: "Сия блестящая победа не имела никаких важных последствий"...
Неужели "никаких"?
Не было важных международных последствий. Не было стратегических последствий для войны 1512-1522 годов в целом. (Эту войну выиграла Москва, отвоевав у ВКЛ Смоленск.) Но одно важное последствие для белорусов всё-таки было.
Нашествие вражеской армии в ходе любой феодальной войны – это всегда трагедия для мирных местных жителей. И действия московской рати под Оршей принципиально ничем не отличались от действий рати Ольгерда во время его походов на Москву. Победа под Оршей была безусловным благом для белорусских крестьян, живших в тех местах. Война продолжалась, но уже за пределами Беларуси. И для тех белорусских крестьян это последствие было очень даже важным...
А современная шумиха по поводу "великой победы над русскими" стОит очень дёшево. Можно подумать, что белорусам больше нечем гордиться...
А ведь гордиться есть чем! Именно к этому времени относятся наиболее значительные культурные достижения белорусов эпохи Великого княжества Литовского. Именно в это время жили и трудились Николай Гусовский и Франциск Скорина.
*****
В 1523 году в Кракове, столице Польского королевства, была напечатана на латинском языке поэма Николая Гусовского "Carmen de statura feritate ac venatione bisontis", в переводе «Песнь о мощи, дикости зубра и охоте на него" ("Песнь о зубре".)
Думающий читатель может в недоумении спросить: "Если поэма написана на латыни и издана в Польше, то причём здесь белорусы?"
Вопрос вполне логичный, тем более, что по утверждению польских историков Поэт родился на территории Подкарпатского воеводства современной Польши, а отдельные украинские историки добавляют, что это "украинская этническая территория"... Белорусские же историки полагают, что мнение польских историков основано на исторических документах, содержащих информацию о каком-то другом Николае Гусовском, который, хотя и жил в то время, но не является автором "Песни о зубре"...
Я в конкретном случае согласен с белорусскими историками...
Николай Гусовский пишет о себе:
"Сколько смертей перевидел я, лая собак переслышал
В детстве, пока меня, сына, учил полесовщик!
(...)
Реки лесные, Днепра полноводного стрежень
Переплывал я верхом, довЕрясь коню и преследуя зверя".
Детство Николая Гусовского прошло на Днепре, а от Днепра до современных польских границ по прямой многие сотни километров...
Протяженность Днепра – более двух тысяч километров. Днепр течет с севера на юг по землям трех современных государств: России, Беларуси и Украины. На территории какого из этих государств находится малая родина Николая Гусовского?
Точного ответа в поэме нет, но несколько раз упомянуто, что поэт жил в северных районах Великого княжества Литовского, "под яркой Полярной звездою". Вспоминая о зубриной охоте, Гусовский пишет:
"Вот и теперь я готовлюсь НА СЕВЕРЕ в дебри лесные,
Как в старину, углубиться, ведь это привычно".
В современных политических границах исток Днепра находится на территории России. Река течёт с севера на юг сначала в пределах Смоленской области (485 км.), затем в пределах восточной Беларуси (595 км., из них последние 115 км по границе с Украиной), и лишь потом по Украине, так что речь в поэме идёт явно не об "этнической украинской территории"...
Вероятее всего, Николай Гусовский родился и вырос на Смоленской земле. Но это никоим образом не говорит о том, что он – русский. Поэты исповедуются в своих стихах и Гусовский, – а он был настоящий Поэт, – многое рассказал о себе в "Песне о зубре". Россию, – точнее сказать, Великое княжество Московское, – Гусовский не любил. После присоединения Смоленщины к Московскому государству Гусовский предпочёл переселиться в Польское королевство, но Польша так и не стала ему "второй родиной"... Николай Гусовский был патриотом Великого княжества Литовского. Сейчас это государство считают "своим" белорусы и литовцы. Гусовский не литовец, он рассказывает о себе:
"Древний наш мир изучал я по книгам славянским –
Грамотам русским, написанным греческой буквой.
Вязь алфавита народом для собственной пользы
Взята у греков. Отеческих говоров звуки
К буквам чужим он подладил, оставшись собою".
Так что Гусовского с полным правом можно назвать белорусом...
Да разве это так уж важно? Поэт, любой поэт, "принадлежит", в первую очередь, своим читателям, независимо от национальности, всем тем кто любит творчество поэта...
А теперь я расскажу свою версию о жизни Николая Гусовского, основываясь на тексте "Песни о зубре" и на достоверных исторических фактах.
После получения "домашнего образования" Николай в 1490-е годы продолжил учёбу в Ягеллонском университете в Кракове. Здесь он познакомился и на всю жизнь подружился со студентом-поляком Эразмом Чолеком, уроженцем Кракова. После университета Гусовский возвратился в родные края...  В 1514 году Гусовский принимал участие в обороне Смоленска от русского войска Василия III, великого князя Московского. Взяв город, Василий III поступил с вражескими воинами, взятыми в плен, очень гуманно: он разрешил бывшему коменданту Юрию Сологубу и всем солдатам, отказавшимся принимать новую присягу, покинуть Смоленскую землю, выдав каждому из солдат по рублю. (Деньги по тем временам немалые.) В Литве возвращению пленных не обрадовались, а Юрий Сологуб был казнён за сдачу города...
Польскому королевству и ВКЛ не удалось отвоевать Смоленскую землю, а Николай Гусовский остался без имущества и средств к существованию. Но в Польше жил его друг, Эразм Чолек, сделавший отличную карьеру и ещё в 1503 (по другим данным, в 1504) году ставший Плоцким епископом. (Плоцк – город в центральной Польше к западу от Варшавы.) Епископ Эразм собрал прекрасную библиотеку, он покровительствовал поэтам, он и сам был поэтом. Николай Гусовский решил переехать к другу...
Не ранее 1518 года Эразм Чолек прибыл в Рим во главе диплосатического посольства. Вместе с Эразмом в Рим приехал и Николай Гусовский. О дальнейшем он сообщает сам в предисловии к "Песне о зубре":
"Когда я был в Риме... папа Лев Х, упоминая как-то о северной охоте и величине зверей, убедил красноречивыми словами почтеннейшего господина плоцкого епископа Эразма... чтобы чучело бизона, которого мы называем зубром, его набитая сеном шкура была доставлена в Рим. Плоцкий епископ обещал эту просьбу исполнить... а меня, тогда своего близкого друга, обязал написать что-либо о природе и охоте на этого зверя, желая предоставить папе вместе с чучелом и описание зубра". (В те времена ареал зубров был ещё весьма велик, но жили эти благородные животные далеко от Италии.)
Николай Гусовский безукоризненно справился с заданием и даже "перевыполнил" его. Рассказ о зубре переплетается с картинами природы, личными воспоминаниями, размышлениями о прошлом, настоящем и будущем...
Ещё до завершения поэмы в Италии началась очередная эпидемия чумы. В 1521 году от "чёрной смерти" умер папа Лев Х, а в 1522 году эта же участь постигла и Эразма Чолека. Николаю Гусовскому удалось живым вернуться из Рима в Краков и добиться печатного издания своей поэмы и нескольких стихотворений. В 1524 и 1525 годах он написал ещё две поэмы, но они остались практически забытыми. Есть сведения, что в 1533 году Николай Гусовский жил в Кракове, страдая от болезней и нищеты, но, весьма возможно, эти сведения относятся к "другому" Гусовскому...
*****
Белорусский и восточнославянский первопечатник Франциск Лукич Скорина родился не позднее 1490 года в городе Полоцке, в купеческой семье. Не позднее 1504 года Скорина перебрался из Полоцка в Краков и поступил в Ягеллонский университет, где через два года получил степень бакалавра. В 1512 году Франциск прибыл в Падуанский университет (Италия), один из старейших университетов Европы. Здесь он прошел пробные испытания, а затем блестяще сдал экзамены на степень доктора медицины. В конце 1516 года доктор Скорина прибыл в Прагу, где основал свою типографию.
6 августа 1517 года Франциск Скорина издал в Праге кириллическим шрифтом "Псалтырь" – первую печатную белорусскую книгу.
Всего в 1517-1519 годах он издал около двадцати отдельных книг Ветхого Завета со своими переводами, предисловиями и комментариями под общим названием "Бивлия руска, выложена докторомъ Францискомъ Скориною из славнаго града Полоцька, Богу ко чти [чести] и людемъ посполитым [свободным] к доброму научению".
Позднее Скорина переехал в Вильню, где основал первую типографию на территории Великого княжества Литовского. Здесь в 1520-е годы он издал "Малую подорожную книжицу" (молитвенник для путешественников) и "Апостол"...
Можно конечно сказать, что по европейским меркам это не такие уж и важные события: в Германии первая книга, напечатанная подвижными литерами была издана Иоганном Гутенбергом ещё в 1455 году; в 1464 году появилось книгопечатание в Италии, в 1480 – во Франции, в 1474 – в Испании, в 1491 – в Кракове... Но первая книга на литовском языке, – "Катехизис" Мартинаса Мажвидаса, – напечатана в Кенигсберге лишь в 1547 году. В Москве русские первопечатники Иван Фёдоров и  Пётр Мстиславец издали знаменитый "Апостол" в 1564 году. Позднее Иван Фёдоров основал первую типографию на территории современной Украины, во Львове. Здесь в 1574 году вышло его второе издание "Апостола", ставшее первой украинской печатной книгой. Так что недооценивать заслуги Франциска Скорины – это "себя не уважать"...
Скорина был не только печатником и врачом, но и отличным гравером. Его книги снабжены многочисленными гравюрами, одна из гравюр является автопортретом Мастера...
В последние годы жизни Скорина отошёл от издательской деятельности. В 1535 году он окончательно переехал в Прагу, где трудился по одним источникам врачом, по другим – садовником. Умер Скорина, вероятно, в 1551 году...
*****
Даже в самом кратком рассказе о шестнадцатом веке нельзя не упомянуть об архитектурных памятниках Беларуси.
В первой половине века, во времена Франциска Скорины и Николая Гусовского, был построен знаменитый Мирский замок. Его можно назвать архитектурным символом Беларуси. В 1583 году начинается сооружение дворцово-паркового комплекса в Несвиже, резиденции Радзивиллов, самых богатых и влиятельных магнатов ВКЛ...
*****
В 1569 году на Люблинском сейме была заключена уния, объединившая Польское королевство и Великое княжество Литовское в единую державу – Речь Посполитую. При этом около половины земель ВКЛ были переданы в состав Польши...
После Люблинской унии 1569 года Беларусь более двух веков находилась в составе Речи Посполитой, а потом была присоединена к России. "Но это уже другая история...
________
Примечание: "Песнь о зубре" цитируется в переводе белорусов  Виктора Дарашкевича, Якова Парэцки и  Язэпа Семяжона.


Рецензии
Добрый день, уважаемый Андрей Иванович!

Понравилась Ваша интересная статья.

Действительно, мало кто из моих земляков, в том числе и я, хорошо знает историю Беларуси, долгое время не имевшей государственности.

И называли нас то литвинами, то белорусцами, то жителями Северо-Западного края Российской империи...

А об именовании поляками белорусов и говорить не приходится!

Спасибо за просветительскую публикацию.

С самыми добрыми пожеланиями здоровья и благополучия.

Нелли Фурс   05.07.2023 15:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Нелли Гавриловна!
Спасибо за добрые слова.
У белорусов интересная и своеобразная история. В ней много спорного, как и в истории других народов.
(Очень сложная проблема, к примеру: оценка Брестской унии 1596 года и её последствий. Здесь вообще не может быть единого мнения для православных и греко-католиков...)
Всего Вам доброго. Счастья, здоровья, мира.

Андрей Иванович Ляпчев   05.07.2023 22:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.