Парадокс человека

                Искусство не про жизнь, потому что жизнь не про жизнь. Бродский
Человек, "чело века", вершина эволюционной цепочки. Существо, призванное стать эволюционно иным существом.
На предыдущих ступенях новые сущности порождались...кем\чем?  -Его величеством случаем, Богом, природой,  естественным отбором...А какой естественный отбор был при сотворении жизни, если нечего было выбирать в безжизненном мире?  Но что-то или Кто-то совершал  таки Творение.
Но самое-то интересное:  кем и что творится ныне?
А ныне  похоже, человек  играет не последнюю и не пассивную роль в этом деле. Человек ведь богоподобен (Бытие 1:26). С этим даже атеисты согласны. "Мы наш мы новый мир построим".
Вот в этом-то и парадокс  человека. Он- продукт эволюции и он же не заметно для себя становится частью Силы эволюции. Сам творит своё Следующее. Об этом в Библии во 2-м послании апостола Петра  (1:3,4) сказано примерно так:  от Божественной силы дарована нам великая благодать, дабы мы через неё соделались причастниками БОЖЕСКОГО ЕСТЕСТВА.
Мы- типа боги, потенциальные. С этим, повторюсь, и атеисты согласятся.
Но стоп. Взгляните на себя... ну хоть из иллюминатора самолёта. Что Вы видите? -Да ничего. Ни один человечек не виден.
Об этом тоже есть в Библии. "Аз есмь червь"  Псалом 21:7. Это атеисты тоже не могут отрицать, ибо они любят сравнивать человека ну хоть с обезьяной.
Но ведь следующая ступень-то это не крылатая обезьяна и не кибер-мозг.  Не ради же этого бесконечные борцы идут на бесконечные   баррикады с песнями "Отречёмся от старого мира" и "Мы новый мир построим".
Что это за новый мир? Это ведь сверх-..., сверхъестественный мир.
Нынешняя вершина эволюции столь немощна материально именно потому, что она призвана перешагнуть в иной не материальный, а духовный мир.
ЗАГРОБНЫЙ МИР.
Даже у атеистов есть какое-то смутное осознание этого мира. Казалось бы, зомби-апокалипсис это насмешка над  дурацкой  верой верунов в воскрешение мертвых.
Это жестоко, смеяться над чужой глупостью. Тупоголовых  верунов надо бы пожалеть.
Но вот что удивительно. Почему-то  хочется пожалеть голливудских создателей зомби, а не  Данте и Гёте. Потому что каким-то внутренним чутьём чувствуешь, что высшая  мудрость заложена в "Божественной комедии", а не в "Интервью с вампиром". Вот в чём парадокс.
Хочется пожалеть и создателей "Чарли Эбдо". Хотя казалось бы они преуспевают- тираж 7 млн. Но когда ничего святого нет, это пустота. А "свято место пусто не бывает". Его занимают зомби и вампиры.
Французская либерте -это прекрасно. Но вглядимся в олицетворение французского Духа Свободы Делакруа. На этом необычайно динамичном художественном шедевре народ выходит ниоткуда, возникает из дыма и идёт в никуда. Ведь конца революциям нет. Освободились от института аристократии. Теперь вот в Америке негры требуют к себе уважения. Но кто будет уважать мародёров? А ведь американская Статуя Свободы- это подарок французов, вдохновлённых Свободой Делакруа. Конец 19 века. Мир освободился от аристократических оков. Либерте! Либерализм.
Но истинная свобода- это рабство Богу. В этом и есть парадокс человека. Потому что ступень-то мы высшая. Но высшие, если движемся выше. А это возможно только в соавторстве с Всевышним, со Творцом.
Примерно в тоже время что и Свобода Делакруа в той же стране появились Три Мушкетёра. Зададимся вопросом: почему их три? Ведь они всегда вчетвером. А ведь эта формула 3=4 иллюстрирует идею христианства: Церковь 4-я ипостась Троицы. Ведь девиз Трёх Мушкетёров чем-то связан с сутью ипостасного слияния. "Один за всех, и все за одного". Ипостась- это "один=все".
Да, картина Делакруа- про свержение аристократии, а роман Дюма- про утверждение аристократии. Вспомним, что мушкетёры спасают короля, которому англичане во время первой в истории революции отрубают голову. А ведь теперь Англия- самая что ни на есть консервативная монархия. Только благодаря Дюма человечество помнит, что именно в Англии начались бесконечная череда революций.
Но и картина "Свобода" и роман "Три мушкетёра", как и любой шедевр, не про это. Понять их можно только сквозь призму Высшего. Не революции а эволюции.


Рецензии