Драма на охоте

В 20-х годах XIV-го века до н.э. в Египте был траур: рок унёс из жизни фараона с тронным именем Небхепрура, а личным – Тутанхамон, в 18 лет. В шествии, что двигалось к месту погребения 4 дня, быки цвета заката влекли роскошно убранный катафалк, а свита из главных вельмож за собой тянула сани с ритуальными сосудами – канопами. В знак нового рождения в ином мире дорогу перед этим кортёжем орошали молоком. У границы перед некрополем в сани с мумией под балдахином впряглись уже люди – «девять друзей» царя и оба визиря. А на пороге гробницы, споря с силами смерти в буйный пляс ударились мимы в высоких коронах из тростника.

За неимением наследника, главный обряд – "отверзание уст" отправил регент, визирь и верховный жрец Амона Эйе; он был, быть может, дедом юной вдовы фараона, в дни похорон с честью носившей образ другой, небесной вдовы – богини Исиды. А впрочем, царица была воплощением богини во все дни своей жизни. В склепе при свете тоненьких фитилей на подставках в форме крестов "анх", усыпанную драгоценностями мумию осторожно опустили в гроб из чистого золота и буквально утопили её в смолистом бальзаме, а затем захлопнули первую крышку. Всего гроба будет три, помещённых в саркофаг из кварцита и четыре кедровых позолоченных ковчега.

На второй и третий из них возлагали особые украшения из живых цветов – прообраз «венца Осириса». Но если в душераздирающую сцену прощания царицы, Анхесенпаамон, с возлюбленным супругом, охотно веришь, вывод о времени года похорон, сделанный по виду растений в венках, вызывает некоторые сомнения. В гробах и склепах оставляли не аранжировки из свежих растений, а искусно сделанные иммортели, которые, очень возможно, были у бальзамировщиков всегда «под рукой» в их кладовой. Так или иначе, дальнейший сценарий был один: гробницу опечатывали, и прямо рядом с нею начиналась тризна – пир в честь умершего.

Не так давно был слышан стоустый плач по фараону, а теперь вдруг люди ликуют: они услаждают себя вином и балуют себя тонкими яствами в пёстрых шатрах среди моря ароматных цветов в гирляндах и букетах, льют на себя духи, взирают на дерзкие танцы, слушают пение и музыку, а то и сами поют... И они верят – между ними незримо присутствует дух безвременно ушедшего владыки, уже удостоенный вечного посмертного бытия. В древности в египетских некрополях эти памятные тризны проходили ежегодно, но наш герой слишком скоро был вычеркнут из истории.

До открытия в 1922-м году н.э., не считая пары жалких попыток ограбления, в его гробницу никто не входил, и лихой ажиотаж вокруг его сокровищ и тьма версий об истинной причине его смерти и тайне рождения – результат того, что подобную находку до сих пор по масштабу не с чем сравнить. У этого забытого фараона был оригинальный вид: он чем-то похож на лорда Клейна из романа Альфреда Ван Вогта «Империя атома»: ангельское лицо и хилое, увечное тело. Но если гениального внука лорда-правителя так отметила радиация, то не слишком-то и опасные мутации у фараона – не более чем итог губительного обычая инцеста.

Г. Картер, осматривавший мумию фараона не один раз, когда та была ещё в сносном состоянии, видел в ней живого человека – утончённого, хрупкого, кроткого аристократического юношу. В наше время на потеху толпе охотно реконструируют кривого уродца с вечно разинутым ртом. Во многом острый интерес к жизни и судьбе «золотого фараона» разожгли те сокровища, что он забрал с собою в могилу. И хотя потом было установлено, что из них большая часть когда-то принадлежала его родным, у нас нет оснований его объявлять за это «вором». Он мог получить разные изысканные вещи по наследству, и, к тому же, он сам себя не хоронил.

Ужас и много вопросов вызывало не только скверное, на самом деле, состояние мумии юного фараона, словно бы едва спасённой из печи крематория, но и та поза, в которой та была уложена: руки у царей и цариц всегда скрещивались на груди, но у Тутанхамона они висят вдоль тела! Он как бы "уронил скипетр". В дальнейшем родились теории о коварном его убийстве за то, что он, как один из наследников коронованного «еретика» Эхнатона, не оправдал чьих-то ожиданий. И редко когда в роли убийцы не видят регента Эйе – того самого, который «толстый, лысый и злобный» в повести К. Моисеевой, но худощавый и изящный в Берлинском музее.

С другой стороны, образовалось и немало версий о естественной смерти фараона от болезни или несчастного случая. Не считая предположений о тяжёлых мутациях, поразивших не одного Тутанхамона, но и весь царский род по ясной причине, были ещё и мысли о том, что и без того слабого юношу со света сжили или малярия, или туберкулёз, или аневризма. До кровоизлияния в мозг в последнем случае опять-таки мог довести удар убийцы. В соблазн ранних исследователей вводил и очень своеобразный, на первом этапе даже и безобразный стиль в иконографии царственных особ мрачного конца эпохи XVIII-й династии.

Все ранние портреты сильно утрированы, даже до уродства, но не без смысла: в женоподобной фигуре царя отражена андрогинная природа изначального божества, а длинные, как дыни, черепа у лиц из царской семьи были аллюзией на «мировое яйцо», из которого возникло всё сущее. Конечно, инбридинг и закреплял, и «выпячивал»  фамильные черты у всех представителей царского клана, как это было, скажем, у принцев из династии Габсбургов. И всё же у Тутанхамона не было такого ужаса, как синдромы Марфана, Клайнфельтера или Антли-Бикслера. То, что его супруга родила мёртвых детей, можно списать как на законы генетики, так и на шок.

В своё время, когда в центре внимания учёных оказалось состояние грудной клетки мумии фараона, было решено, что тот погиб, упав с колесницы, которая его ещё и переехала, раздавив ему рёбра и сломав ногу. Те россыпи великолепных амулетов, которыми в несколько слоёв украсили потом мумию фараона, объясняли страхом за душу юного владыки – его сердце, оно же залог бессмертия, было утрачено! Но беда в том, что на самом деле мы не знаем, а не было ли нормой осыпать царскую мумию горой талисманов. Ни о чём, строго говоря, особо не говорит и огромное (свыше ста) количество тростей в гробнице.

Немецкий учёный М. Итон-Краусс указала, что из этих тростей лишь часть была для церемониальных шествий, а многие были нужны для охоты, фехтования и даже рискового боя со змеями. А ещё она заметила, что нет ничего необычного в том, что в ряде случаев при стрельбе из лука фараон изображён сидящим. Он сидит на складном табурете для рыбалки. То есть, он удит рыбу и одновременно, завидев птицу, стреляет в неё, не бросая речной добычи! В Абусире ещё при V-й династии был точно так же изображён фараон Сахура. Хотя, спору нет, редкие изображения отца нашего героя – царя Семнехкары, бывают подозрительны. Об этом упоминает и Ребрик.

В одной из сцен, где Семнехкара дарит букет царице, Меритатон, он то ли томно, то ли из немощи, стоит, подогнув ногу и «изломанно» навалившись на свою парадную трость, как на костыль. Если в этом случае показано увечье, то оно ведь могло быть и наследственным. Д. Гэмбл, хирург-ортопед из Стэнфордского университета опроверг уже ставшие сенсационными выводы о поражении левой ноги Тутанхамона некрозом. Он заявил, что стопа мумии искривлена из-за очень туго стягивающих её бинтов, а кости её целы кроме одной фаланги пальца, отломившейся при её изучении в 1925 г. По другим данным, ногу повредил ещё Картер, когда в буквальном смысле «выплавлял» царские останки из слоя смолы.

Свою лепту в сложный вопрос внёс и блестящий эксперт по древнеегипетской обуви А. Велдмейер. По подошвам сандалий фараона со следами носки он определил, что у Тутанхамона не было ни хромоты, ни косолапости. В 2010 г. Р. Джонсон из Восточного института Чикаго опубликовал особое мнение о страшной ране в груди фараона: изучая своего рода резной пазл о битве по каменным блокам из некогда перестроенного Луксора, он решил, что Тутанхамона поразила в самое сердце стрела. Но фараон этот был слишком уж юн и неопытен, чтобы вести в бой войска. У него, с другой стороны, могли быть тайные враги, знавшие, как разжечь гордыню и жажду ранних подвигов у отрока и предвидевшие его неминуемую смерть во время резни и гонок на ратном поле.

Не будем забывать и о том, что во все времена триумфы царей на памятниках не обязательно отражали реальные события. На сегодняшний день есть две главные версии ранней смерти Тутанхамона. Из них одна – заключение из Института тропической медицины им. Бернарда Нохта в Гамбурге, о серповидно-клеточной анемии, очень устроила З. Хавасса. Эта мутация крови не редкость в Африке сама по себе, и она верно может вызвать гангрену из-за тромбоза сосудов. К слову, она же и не даёт человеку погибнуть от малярии, обычно свирепствующей в тропиках, ещё в детстве. Гамбургский вердикт не решил вопроса о сломанных рёбрах в мумии и её позе, в которой, при том, что было много "школ мумификации", видно грубое нарушение регламента.

По второй версии рана в сердце всё же была, но она не связана с боями, охотой в степи и гонками – её нанёс самый лютый и сильный нильский зверь. Автор этой свежей теории – археолог Б. Харер из Сиэтла, и с ним во многом согласен Р. Конноли, анатом из Ливерпуля. До последнего дня резиденция Тутанхамона была не в Фивах, а в Мемфисе, откуда «рукой подать» до райского оазиса Файюма. Файюм – популярнейшее место для царской охоты в заводях уже с 1900 г. до н.э., а в начале XVIII-й династии там был основан и особый город для жён фараона – Ми-Ур (современный Гуроб). 

В 1920-х годах на плато Гиза близ Большого Сфинкса археолог Барайз нашёл остатки охотничьего домика двух неразлучных юных заложников короны – Тутанхамона и его супруги. И, кроме того, имя царицы Анхесенпаамон было найдено в текстах из Ми-Ур. То есть, влюблённые и азартные, молодые и счастливые, они охотились вдвоём, и, ясное дело, не только в районе Гизы. И фараон мог погибнуть на глазах у царицы, которая, что очень даже возможно, именно из-за этого потрясения и потеряла детей. Харер доказал, что рёбра мумии не могли быть убраны археологами ради стягивания бисерного ожерелья: из костей одни были ровно срезаны, но другие сломаны, а тугая льняная набивка в грудной клетке при этом не пострадала.

В наше время эта мумия так хрупка, что гладко срезать хоть одну её кость не выйдет – на спиле будут сколы. А это значит, что какие-то манипуляции с ребрами проходили, когда тело фараона ещё было свежим, то есть, в глубокой древности. У тела не тронута диафрагма, через которую бальзамировщики должны были вынуть лёгкие, а всё потому, что в груди и так зияла дыра, которую потом и прикрыли ожерельем, как эгидой. Рана не дала повивальщикам сложить руки на груди "по царски" и влить в череп всю дозу смол через нос, как это обычно и делали. Её залили из-за этого ещё раз, пробив отверстие в затылке.

В картине бальзамирования видится какая-то паника, спешка. И мумия потом тысячи лет «горела» в бальзаме, который стал для неё напалмом, вместо того, чтобы сохранить на вечность. Если бы фараон упал с колесницы, то он неминуемо переломал бы руки и ноги, его едва ли забодал дикий бык, если только юный царь не вздумал играть в матадора; если бы его схватил крокодил при падении с лодки, то ранение грудной клетки было бы видно с обеих сторон тела, а вот бегемот при атаке, из-за особо у него расположенных саблевидных зубов, буквально вгрызается в свою жертву спереди. Он сущий потрошитель! Не даром это, в общем-то, не хищное, но бешеное в гневе существо, у египтян было посвящено богу хаоса Сету.

Источники:

Марчант Джо. Фантом фараона: странная «посмертная жизнь» мумии царя Тута/Jo Marchant - The Shadow King: The Bizarre Afterlife of King Tut's Mummy, Boston (MA), Da Capo Press, 2013.

Кацнельсон И.С. Тутанхамон и сокровища его гробницы. Предисл. М. А. Коростовцева. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1976

Бут Шарлотта. «Мальчик за маской. Встреча с реальным Тутанхамоном»./ The boy behind the mask. Meeting the Real Tutankhamun. Published by Oneworld Publications 2007 Copyright   Charlotte Booth 2007

Бутовский А. Ю, Бутовская Ю. А. Наркомания: от мифов к реальности. Изд-во НексМедиа, 2015 г.

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)

Додсон А. Закат Амарны: Нефертити, Тутанхамон, Эйе, Хоремхеб и египетская контрреформация./Dodson, Aidan. Amarna Sunset: Nefertiti, Tutankhamun, Ay, Horemheb, and the Egyptian CounterReformation / Aidan Dodson.—Cairo: The American University in Cairo Press, 2009

Картер Говард «Гробница Тутанхамона» Переводчики: Мендельсон Ф.Л., Редер Д.Г. – М: Издательство Восточной литературы, 1959 г.

Бил Шэйла Энн. Аромат и использование парфюма в Древнем Египте. Работа представлена на соискание степени магистра гуманитарных наук по теме «Исследования древнего Ближнего Востока». Университет Южной Африки. Выполнено под руководством профессора П.С. Вермаака и миссис А. Феррейры. Февраль, 2012 г./The essence and use of perfume in Ancient Egypt by Sheila Ann Byl. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of arts in the subject Ancient near eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor P.S Vermaak, joint supervisor: MRS A. Ferreira. February 2012

Ребрик В.В. Древнеегипетская магия и медицина. - СПб.: Алетейя, 2016. - 320 с.

Всемирная организация здравоохранения. Пятьдесят девятая сессия A59/9 Всемирной ассамблеи здравоохранения. 24 апреля 2006 г. Пункт 11.4 предварительной повестки дня. Серповидноклеточная анемия Доклад Секретариата


Рецензии
Познавательные у Вас исторические экскурсы, Екатерина! Спасибо!
А я недавно прочитал книгу Джеральда О,Фаррелла "Великая мистификация. Загадки гробницы Тутанхамона" (издательство "Русич", Смоленск, 2010 г.), в которой описываются немалые мистификации Говарда Картера с гробницей Тутанхамона. Интересно было бы узнать Ваше мнение по этому поводу.
С уважением

Софрон Бурков   23.06.2021 21:00     Заявить о нарушении
Джеральд О'Фарелл - не египтолог. Джо Марчант (Мерчант) тоже, в общем-то, публицист, но он всё же бакалавр в области генетики Лестерского университета и имеет докторскую степень по микробиологии. Я считаю, что его рассуждениям и выводам на медицинскую (если уж не историческую) тему можно верить. Так же я всецело доверяю выводам Альфреда Лукаса, химика, автора блестящей монографии о материалах и ремесленных производствах Древнего Египта, в том числе и по поводу состояния мумии Тутанхамона. В любом случае, я предпочитаю в качестве источников официальные научные труды (монографии, диссертации, статьи и пр.), а не популярные издания. Если же я всё же использую научно-популярную литературу, то для меня очень важно, кто автор, какое он имеет отношение к египтологии или хотя бы наукам, которые бывают с нею связаны. К примеру, Патрик МакГоверн - не египтолог, но он антрополог и научный руководитель Лаборатории биомолекулярной археологии, и в этой области его авторитет я считаю бесспорным. Кто такой Дж. О'Фарелл в научном мире я просто не знаю и не уверена ни в его порядочности, ни в добросовестности. Так, он знает, что Кийа изображали на памятниках с ребёнком, но он даже не удосужился проштудировать источники и убедиться, что эту фаворитку всегда и везде изображали лишь с девочкой, с дочерью. Так о каком сомнении в том, что её ребёнок - не Тутанхамон, может тут идти речь? А его ссылка на Ахмеда Османа, который доблестно выводит слово "мессия" от слова "мессер" (якобы это "крокодил" по-древнеегипетски) и утверждает, что египетских фараонов помазывали на царство крокодильим жиром?!

Екатерина Боталова   24.06.2021 16:10   Заявить о нарушении