Под открытым небом

Б.Б. Родоман

ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Описание книги
(два издания: 2004 и 2006)

        Обложка, заглавия, аннотация, предисловие, оглавление, колонтитулы, предметный указатель, типографские выходные данные, фрагменты текста.

        На обложке, в общем синего цвета, изображена скульптурного вида голова девочки, к которой робко приближается такого же вида голова мальчика (возможно, для поцелуя). Снизу к этой паре спешат сперматозоиды (13 штук). На заднем плане небо с облаком (тучей). Художник Александр Лобков (Смоленск).
        Изображение обложки есть в Интернете.

РОССИЙСКОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ»

БОРИС РОДОМАН

ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

О ГУМАНИСТИЧНОМ
ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

МОСКВА – 2004

        УДК 37.01:502/504
        ББК 74 00 + 20.1
        Р 61
        РОДОМАН Борис Борисович. ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ: О гуманистичном экологическом воспитании / Библиотека журнала «Здравый смысл». – М.: Российское гуманистическое общество. – 2004. – 184 с. [500 экз.].

        Под открытым небом, в окружении естественного ландшафта, в туристских походах, на прогулках и экскурсиях, в самоорганизованных коллективах, занятых осмысленной деятельностью на лоне природы,  решаются задачи гуманистичного экологического воспитания и формируются прекрасные человеческие качества гораздо лучше, чем при целеустремлённых занятиях в учебных помещениях по программам, расчленённым на уроки и предметы.
        Эта книжка, написанная профессиональным географом на основе личного опыта туризма и экспедиций, предназначена для педагогов и родителей, для преподавателей и студентов, для философов, психологов, экологов, для руководителей и активистов различных детских и молодёжных организаций, движений, лагерей, кружков, школ.

        ISBN 5-87387-005-5
        Редактор – В.А. Кувакин
        Компьютерный набор – С.С. Неугодова
        Изготовление оригинал-макета – Александр Лобков

        © Б.Б. Родоман – 2004
        © Оформление – А. Лобков – 2004

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ.
Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов
Журнал зарегистрирован в Госкомпечати РФ 19 декабря 1997 г. Рег. № 016921

        Главный редактор: Валерий Кувакин.
        Зам. главного редактора: Александр Круглов.
        Редакционная коллегия: Гарри Абелев, Милий Грецкий, Гиви Гивишвили.
        Редакционный совет: Сергей Капица, физик, вице-президент РАЕН; Владимир Миронов, философ, МГУ; Виталий Гинзбург, физик, академик РАН; Пол Куртц, президент Международной академии гуманизма (США); Х. Джеймс Бёркс, антрополог (Канисиус колледж, США); Эдуард Кругляков, физик, академик РАН; Давид Заридзе, д. м. н., РОНЦ РАМН.
        • E-mail: v.kuvakin@mtu-net.ru  v.kuvakin@humanism.ru
        • Страницы РГО в ИНТЕРНЕТЕ: www.humanism.ru  www.humanism.al.ru

Подписной индекс в каталоге Роспечати – 47583.

 Формат 60х90/16. Гарнитура Таймс. Объем 11,5 п.л., 9 изд. л. Тираж 500 экз.
Заказ 720.
          Отпечатано с готового оригинал-макета в ГУП «Коломенская типография». 140400 г. Коломна, МО, ул. 3 Интернационала, 2А. Тел. (8-261) 2-21-16, факс (8-261) 2-82-87
 
В т о р о е     и з д а н и е

Товарищество научных изданий КМК
Москва ; 2006

УДК 37.01:502/504
ББК 74 00 + 20.1
Р 61

Б.Б. РОДОМАН. ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ: О гуманистичном экологическом воспитании. Изд. 2-е. М.: Т-во научных изданий КМК. 2006. 182 с.; илл. [1000 экз.].

[Аннотация та же]

        Редактор В.А. Кувакин
        Компьютерный набор С.С. Неугодова
        Изготовление оригинал-макета: Александр Лобков

ISBN 5-87317-330-3

© Б.Б. Родоман, 1-е изд., 2004
© Б.Б. Родоман, 2-е изд., 2006
© А. Лобков, оформление, 2004

6.11.2020


ПРЕДИСЛОВИЕ
к первому изданию

        В этом сочинении я хочу показать, каким ценным средством воспитания молодёжи может быть окружающий нас природный ландшафт, если его умело использовать при помощи туризма, загородных прогулок и экскурсий. Познакомив читателей с основными понятиями ландшафтной экологии, я рассматриваю различные традиционные направления воспитания (эстетическое, патриотическое, трудовое и т.д.), отмечая педагогические преимущества туризма и упоминая о ландшафтах, благоприятных для той ли иной деятельности. Экологическое воспитание в особый раздел не выделено, так как все виды воспитания освещаются под углом зрения экологии.
        Этот трактат автобиографичен, он целиком основан на личном опыте и переживаниях автора. За всеми обобщениями, иногда легковесными, стоят конкретные факты, события, лица. Мои взгляды формировались и оттачивались в течение многих десятилетий, поэтому непосредственно связать их с теми или иными литературными источниками и педагогическими авторитетами невозможно. Из книг по педагогике, эстетике, социологии, психологии, сексологии я не делал выписок, потому что читал их первоначально как любитель, параллельно с занятиями основной профессией – теоретической географией. Но моя география выросла из туризма, моё мировоззрение сформировал российский пейзаж. Отсюда и взялся интерес, теперь уже почти профессиональный, не только к ландшафту, но и к психологии человека, передвигающегося по земле. Не имея возможности равномерно и справедливо оснастить все разделы указаниями на использованную и рекомендуемую литературу, я решил вовсе обойтись без библиографических ссылок. Зато в моём труде имеется алфавитный предметный указатель; прошу читателя отнестись к нему благосклонно.
*   *   *
        В 1993 – 1994 г. я числился по совместительству профессором на кафедре экологического образования факультета экологии человека, рекреации и физкультуры в Институте повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. За эти два года я прочитал там восемь пар лекций (из намеченных девяти) «Культурный ландшафт» и написал данное сочинение под заглавием «Ландшафт, туризм, воспитание» для публикации в трудах института. В рукописи этой брошюры были использованы мои научные статьи, а также научно-популярные произведения, опубликованные к тому времени в календаре-ежегоднике «Земля и люди» (1958 – 1976), в журналах «Eesti loodus» («Природа Эстонии») и «Знание-сила» (1985 – 1993), в трудах Тартуского университета (1978 – 1985) и Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории туризма и экскурсий (ВНИЛТЭ) (1987 – 1989). Учтён и опыт моей работы на географическом факультете Московского университета имени М.В. Ломоносова (1965 – 1984) и во ВНИЛТЭ (1986 – 1990). Моя рукопись была с удовольствием прочитана представителями кафедры и положена в шкаф; дальнейшая её судьба в архивах вышеупомянутого института мне неизвестна.
        В последующие годы я возвращался к проблемам экологического воспитания время от времени. На тему некоторых разделов и абзацев моей рукописи были опубликованы статьи в еженедельнике «География» (приложение к газете «Первое сентября») (1994 – 2002), в одном очень малотиражном сборнике с громоздким заглавием на тему «Ландшафт и культура» (1995), в журналах «Природа и человек» («Свет») (1997) и «Отечественные записки» (2002), в альманахе «Светский союз» (2002, 2003), в персональном сборнике моих статей «Поляризованная биосфера» (2002).
        В 1991 – 2002 г. моей официальной крышей и хранилищем трудовой книжки был Московский институт развития образовательных систем (МИРОС), который возник в 1989 г. как Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа» Гособразования СССР, где под руководством замечательного энтузиаста и новатора Александра Михайловича Абрамова разрабатывались альтернативные концепции школьного образования и писались нетривиальные учебники. Мои сочинения тех лет тоже можно считать своеобразным памятником быстро закончившейся незабываемой эпохе либерально-демократических надежд, исканий, иллюзий. В конце 2002 г. МИРОС был преобразован в НИИ развития образования. Тем временем я открыл для себя новый островок свободомыслия и веры в здравый смысл – Российское гуманистическое общество (РГО). Под его эгидой выходит наконец эта книжка об экологическом воспитании.
        Я благодарю президента РГО Валерия Александровича Кувакина, который организовал это издание и всемерно помогал мне при подготовке текста. Особая, огромная благодарность – активисту РГО Светлане Сергеевне Неугодовой за бескорыстный, безвозмездный труд по компьютерному набору.
весна 2003 г.

Ко второму изданию

        Первое издание, вышедшее в 2004 г. тиражом 500 экз., разошлось среди знакомых автора и посетителей заседаний и конференций с участием вышеупомянутого Гуманистического общества. Настоящее, второе издание, осуществлённое практически без изменений текста, открывает моему сочинению дорогу в библиотеки и книжные магазины. За это я благодарен Кириллу Глебовичу Михайлову, совладельцу и редактору Товарищества научных изданий КМК.
весна 2006 г.

Б.Б. Родоман,
доктор географически наук, старший научный сотрудник
НИИ развития профессионального образования (Москва)

О Г Л А В Л Е Н И Е

Предисловие
Содержание книги. Источники материала. Публикации автора на эту тему и места его работы (службы).

1. Ландшафт и пейзаж
Значение термина «ландшафт». Природные и антропогенные ландшафты. Пейзаж.

2. Воспитание и экология
Воспитание субъективное и объективное. Экология и экологизм. Экологический алармизм. Псевдоэкологизм. Воспитание экологическое и ландшафтное.

3. Воспитывающие свойства ландшафта
Красота, чистота, разнообразие, географическая специфика, экзотика.
 
4. Эстетическое воспитание
Неотражательное искусство, ландшафтная архитектура и эстетика. Ландшафт повседневный и рекреационный. Замечать, ценить, беречь, искать, находить, творить прекрасный ландшафт. Архитектурные традиции. Возмущение безобразием.

5. Воспитание патриотизма
Позитивный патриотизм неотделим от прочих добродетелей, может быть невоинственным, негосударственным, относиться и к малой родине, опираться на географические знания; допускает критику отечества, несовместим с разрушением родного ландшафта и с шовинизмом.

6. Трудовое воспитание
Воспитание, оздоровление, лечение – не процедурное, а ситуационное. Улучшение жизни без программ и целей. Работа горожанина на даче, в саду, огороде. Бивуачно-походное хозяйство туристов. Благоустройство ландшафта. Правила экологического труда.

7. Воспитание ценных черт характера
Способность ориентироваться. Физическая выносливость и самооздоровление. Бережное отношение к окружающей среде. Бережливость. Способности к самоорганизации и к лидерству.

8. Половое воспитание
Устранение патологии и криминальности. Гармонизация и возвышение полового чувства. Поощрение гетеросексуальности. Отвлечение от сексуальной озабоченности. Эстетическое отношение к наготе.

9. Воспитание в самоорганизованных коллективах
Автономия молодёжи. Взрослый лидер в группе подростков. Семья нуклеарная и родовая. Ослабление антагонизма поколений. Рекреационно-досуговые компании. «Возрастные посредники». Смягчение последствий развода родителей.

Заключение
Для воспитания многих добродетелей надо сохранять и создавать соответствующий ландшафт.

Вместо приложения
Интерьер и ландшафт для самоорганизации людей
Вместилища для деятельности. Роль интерьера и мебели. Человек в общественном транспорте. Пространственная структуризация деятельности. Архитекторы и географы: разные подходы к ландшафту. Интимные занятия. Право на изоляцию. Социально-территориальная сегрегация. Морфология вместилищ. Счастливое детство среди трущоб и пустырей. Городской двор и свободная застройка. Пространство России как «птичий базар». Оптимизация территориальных ячеек. Структурирование туристского маршрута. Фабрика здоровья под открытым небом.
 
К О Л О Н Т И Т У Л Ы

Предисловие
Предисловие.

1. Ландшафт и пейзаж
Значение слова «пейзаж».

2. Воспитание и экология
Экология – наука, а не окружающая среда. Экологический алармизм и осторожный оптимизм. Ландшафт воспитывает людей.

3. Воспитывающие свойства ландшафта
Безукоризненная чистота удерживает от засорения. Разнообразие ландшафта обогащает нас. Местные особенности – драгоценное наследие. Экзотика: икра и водка под развесистой клюквой.

4. Эстетическое воспитание
Будем неравнодушны к красоте и безобразию! Нужны панорамные фотоснимки и кинофильмы. Ценить прекрасное, беречь красоту. Россияне лихо разрушают родной ландшафт. Девальвация достопримечательностей. Загородные архитектурные традиции. Сливаться с природой, ухаживать за ландшафтом. Недовольство безобразием – не каприз.

5. Воспитание патриотизма
Патриотизм и образ врага. Можно любить страну, но не государство. Нам не хватает местного патриотизма. Патриотизм без насилия и ксенофобии. Люблю и знаю. Своих настоящих патриотов Россия не ценит. Сельская местность – почва патриотизма. Наука против шовинизма.

6. Трудовое воспитание
Без упражнений и процедур – выжить сегодня. Можно обойтись без программ и целей. Лучше жить без цели, но по правилам. Природоохранное благоустройство ландшафта. Правила экологического воспитательного труда.

7. Воспитание ценных черт характера
Ориентирование, выносливость, самооздоровление. Жить, не болея, и не гадить, где попало. Бережливость возможна без скупости и жадности. Бережливость и расточительство от бедности. В России не было настоящей частной собственности. Бережливость для портативности. Бережливость от изобилия – для сохранения биосферы. Способности к самоорганизации и лидерству. Будь верен себе и не унывай.

8. Половое воспитание
Традиционная мораль и сексологическое невежество. Турпоходы без алкоголя и наркотиков. Ландшафт для любви. Стадии любви.  Стимулирующие препятствия и сублимация либидо. Поощрение гетеросексуальности. Бандиты и воры на страже половой морали. Половое просвещение у туристского костра. Отвлекаться от похоти оба пола могут вместе. Нудизму мешают комары.

9. Воспитание в самоорганизованных коллективах
Взрослого лидера подростков наверняка оклевещут. Нуклеарная семья – плохой коллектив. Медвежонок-пестун как возрастной посредник. Многосемейный туристский коллектив. Диагональная любовь в коллективе.

Заключение

Вместо приложения

Интерьер и ландшафт для самоорганизации людей
Круглый стол для свободы и равенства.  Трамвай – пенсионеровоз. Непрестижность рельсов. Ругань – высшая форма абстрактного мышления. Как сделать нечто престижным для молодёжи. Архитекторы и географы: разный подход к среде. Наука – самое интимное занятие. Любая деятельность нуждается в изоляции. Труднодоступная роскошь уединения. Пространственная автономия молодёжи. Пространственные вместилища и их центры. Огонь или вода в центре. Один нужник на три юрты. Бивуак и лежбище. Счастливое детство среди трущоб и пустырей. Вокруг – ничего нашего и всё – не моё. «Во дворе, где играет радиола…».  Пространство России как птичий базар. В микрорайоне бесполезно бить в набат. Анфилады под открытым небом. Верно-тупиковая организация пространства. Этапы и остановки на туристском маршруте. Здоровье нации не выгодно коммерсантам.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

        Перечислены основные термины, выделенные курсивом (обычно, при первом упоминании или там, где их определение дано или их значение легко выяснимо по контексту), а также ключевые слова напечатанных полужирным шрифтом и в разрядку заглавий разделов, подразделов, абзацев. Термины, состоящие более чем из одного слова, фигурируют в указателе неоднократно, например: Культурный ландшафт, Ландшафт культурный. За двоеточиями подразумеваются отсутствующие слова: в нём, для неё, его, её, ей, им, их, к ней, к нему, на неё, на нём, от него, от неё, от них.

Фрагмент указателя

Паломничество
Панэротизм детский
Параллельный образ жизни
Парки ленточные (линейные)
Пассеизм
Пассивное проникновение взрослого лидера в среду молодёжи
Патология половой жизни
Патриотизм
-: амбивалентность
- военный, воинственный
-: воспитание
- государственный
- иерархический
- индустриальный
- искусственно выделенный
- местный
- мирный
- многогранный
- многоступенчатый
- многоуровенный
- неполноадресный
- технократический
- урбанистический
Патриотическое неравнодушие
Пейзаж
Перспективно-панорамные фотоснимки
Пессимизм
Петтинг
Площадки
Поведение: программирующая ситуация
Повседневно-экстремальная ситуация
Повседневный образ жизни
Подростковая любовь к животным
Подход к экологическим проблемам
---- комплексный
---- отраслевой
Позитивное овладение неформальной группой
Поколения: антагонизм
Половая жизнь (секс) 
--: алкоголизация: предотвращение
-- без алкоголя и наркотиков
--: криминальность: устранение
--: наркотизация: предотвращение
--: отвлечение
--: патология: устранение
- любовь
-- озимая
--: стадии
-- яровая
- связь
- «энергия»: депонирование
--: сублимация
Половое влечение: депонирование
--: сублимация
- воспитание
Полузамкнутые пространственные ячейки
Помещения
Поощрение гетеросексуальности
Посредники возрастные
-- воспитывающие
Постоянство (лидера, спутника)
Потребности: возвышение
Походно-туристская этика
Походы туристские траверсные
Правила экологического воспитательного труда
Право на изоляцию
Предкриминальность подростков
Предотвращение алкоголизма и наркотизации половой жизни
Представление о территории
--- дискретно-сетевое
--- континуально-плановое
Прекрасное в ландшафте
Препятствия половому сближению
--- экзогенные
--- эндогенные
Природоохранное благоустройство ландшафта
Программирующая поведение ситуация
Проникновение взрослого лидера в среду молодёжи
---- активное
---- пассивное
Пространственная автономия молодёжи
- система самодифференцирующаяся
Пространственно-временная структура маршрута
Пространственные ячейки
-- боковые
-- замкнутые
-- полузамкнутые
-- транзитные
-- тупиковые
Процедурная рекреация
Процедурное воспитание
- лечение
- оздоровление
Псевдопатриотическое высокомерие и чванство
Псевдотуризм стационарный
Псевдоэкологизм
Публика воскресная

В этом указателе 594 термина

РОДОМАН Борис Борисович

ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ:
О гуманистичном экологическом воспитании.
Изд. 2-е.
М.: Т-во научных изданий КМК. 2006. 182 с., илл.
при участии ИП Михайлова К.Г.

Редактор издательства К.Г. Михайлов

Для заявок:
123100 Москва а/я 16, изд-во КМК
или:
kmk2000@online.ru
См. также:
http://webcenter.ru/~kmk2000


Отпечатано в ГУП ППП «Типография «Наука» АИЦ РАН.
121099 Москва, Шубинский пер., 6. Формат 60х90/16.
Подписано в печать 02.10.2006. Гарнитура Таймс.
Бумага офсетная. Объем 11,5 печ. л. Тираж 1000 экз. Заказ № 4358

[На задней стороне обложки – то же библ. описание и та же аннотация].

Первая версия этого описания книги «Под открытым небом»  опубликована в «Academia.edu» и на «Проза.ру» 21 мая 2018 г., удалена  из «Проза.ру»  9 ноября 2020 г. Настоящая, вторая версия, дополненная «Предисловием», перечнем колонтитулов, преамбулой «Предметного указателя» и типографскими выходными данными, приготовлена и опубликована на «Проза.ру» 9 ноября 2020 г.


Глава 8

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

        Задачами полового воспитания мы будем считать: 1) обучение предохранению от беременности и заражения при половых контактах; 2) ознакомление с техникой половой жизни; 3) устранение патологических и криминальных явлений из половых отношений подростков; 4) гармонизацию сочетания физических и духовных компонентов взаимного влечения; 5) поощрение гетеросексуальной ориентации; 6) отвлечение от сексуальных интересов с тем, чтобы они не вредили прочей деятельности и не мешали здоровью и общему развитию; 7) воспитание здорового, спокойного и эстетического отношения к обнажённому человеческому телу. С ландшафтом можно связать большинство этих задач, поскольку они успешнее решаются не в городских квартирах, а на прогулках и в туристских походах.

Продолжение следует

Для "Проза.ру" Борис Родоман 29 декабря 2022 г.

Приложение

Тимур Василенко: рецензия


Помощь
Читайте нас:

Приложения ЖЖ

    ЖЖ для iOS
    ЖЖ для Android
    Приложение ЖЖ в Huawei AppGallery

КОМПАНИЯ

    О проекте
    Новости
    Помощь

ПРОДУКТЫ

    Чеклисты
    Кнопка «Поделиться»
    Программа для медиа

КОМЬЮНИТИ

    Афиша ЖЖ
    Фрэнк — талисман ЖЖ
    Стильный мерч

ВЫБРАТЬ ЯЗЫК

Русский
;

    Политика конфиденциальности
    Пользовательское соглашение
    Помощь

LiveJournal — v.666
LiveJournal

    Главная
    Топ
    ;;;;; 650 идей

    Войти
    СОЗДАТЬ
    (ru)

    timur0
    Подписаться

    12 сентября 2021, 17:45

3
230
Категории:

    Общество
    Путешествия
    Литература

Борис Родоман "Под открытым небом"
Книга шестьсот тридцатая

Борис Родоман "Под открытым небом: о гуманистическом экологическом воспитании"
М: Товарищество научных изданий КМК, 2006 г., 182 стр.
https://www.twirpx.org/file/1045035/

Борис Борисович Родоман, доктор географических наук, долгое время работал на географическом факультете МГУ. Узнал я о нем из статей В.Л. Каганского, он считает себя его учеником - достаточная рекомендация, чтобы купит эту книгу и тут же прочесть.

Признаюсь, первое впечатление в начале чтения было некоторое недоумение - столько тривиальностей, причем ни к экологии, ни к географии отношения не имеющих. А потом понял, что неверно определил жанр книги.

Эта книга - изложение мировоззрения автора, русского интеллигента и ученого-географа. Именно в такой последовательности - сначала интеллигент, гражданин своей страны, а потом уже ученый. Все стало на свои места: тривиальности, они общеинтеллигентске, ровно поэтому они мне тривальностями и кажутся; но у автора они фундированы его научным знанием, и вот это соединение весьма интересно. Книга, опирающаяся на науку, но не непосредственно научная, даже не научно-популярная - примерно как "Принцип сочувствия" Мейена. Поняв это, я продолжил чтение.

Книга несет в себе печать времени написания. Издана она в 2006 году, это второе издание; первое было в 2004 году, но на самом деле книга основана на публицистических статьях автора, выходивших в журналах в 1990-х. Вот эта печать 90-х очень заметна - за два истекших десятилетия все-таки многое изменилось: и города стали значительно чище и благоустроенней, и люди научились самоорганизации, причем прежде всего по экологическим поводам (см Шиес, протесты против свалок, Куштау и т.п.). Но главное - выросло и вступило во взрослую жизнь поколение, не заставшее СССР совсем или в совсем уж мелком детстве. А ведь общественный пафос 90-х был во многом постсоветским - он отталкивался от (и тем самым опирался на) советского идеалогического наследия. Вот это во многом ушло - современный ментальный СССР существует воображаемо, как и Российская Империя, он уже не основан на непосредственном жизненном опыте. А в книге это еще живая реальность и это печать времени написания.

Основная тема этой книги - походный туризм как способ воспитания. Вообще, походный туризм - когда группа идет вдали от цивилизации многие десятки километров - это прекрасное занятие, воспитывающее в участниках, особенно в молодых... да чего только не воспитывающее! Не панацея, конечно, но вполне годный стержень.

Зато уж рассмотрено это со всех сторон. Начинается все с ключевого понятия ландшафта:


    Новичку в путешествиях для привития вкуса к разнообразию среды надо показать различные, контрастные элементы (горы и море, тайгу и пустыни), но бывалый путешественник и особенно профессиональный географ способен видеть большое разнообразие и в домашних, обыденных ландшафтах (пейзажах), например, между разными физикогеографическими районами Подмосковья, которые подавляющее большинство москвичей не различает, поэтому даже от небольшого путешествия в выходной день он получает не меньше впечатлений, чем иной обыватель от поездок в дальние страны.

    Как же научиться смотреть и видеть, наблюдать и различать? Для этого надо больше ходить и ездить и при этом обсуждать увиденное с теми, кому есть что сказать.

    Дегустаторами и знатоками ландшафта мы хотели бы сделать наших учеников и спутников. От умения различать ландшафты, так же, как и от знания разных сортов вин, увеличивается радость жизни.


Автор вводит понятие ландшафтной эстетики:


    Ландшафтная эстетика как интеллектуальное занятие, как полуфилософская наука и публицистика может развиваться безо всякого финансирования, усилиями немногих мыслителей, способных не только перенести на окружающую среду традиционные понятия и нормы эстетики (выросшие главным образом и к сожалению на отражательном искусстве), но и творчески переваривать впечатления от путешествий — главного средства постижения ландшафта.

    Экологизированное эстетическое воспитание должно научить замечать, ценить, беречь, искать, находить и творить прекрасное в ландшафте; преодолевать и смягчать душераздирающий контраст между тягой к прекрасному в сфере потребления престижных продуктов искусства и техники и равнодушием к красоте и безобразию в окружающей среде.


Насчет "творчески переваривать впечатления от путешествий". Кто на это способен - выразить словами именно впечатления от ландшафта, по которому движется автор, - получается очень не у многих. Навскидку - англичанка Вернон Ли, а здесь в ЖЖ -
lucas_v_leyden, который замечательно описывает свои велосипедные и пешие путешествия. Кстати, он очень правильно делает, что фотографии из путешествия выкладывает отдельным постом - словами передается намного лучше, поскольку читатель находит что-то в своем опыте и перед его воображаемым взором встает объемная картинка, в которую он погружен не только зрением. Фотографии же очень часто вызывают разочарование - они не иллюстрируют, не инкрустируются в эту воображаемую картину. Фотографии пейзажей обманчивы.


    В большинстве случаев наслаждаться красотой пейзажа невозможно без эстетической сепарации — мысленного отделения реликтовой красоты от прогрессирующего безобразия; для этого нужна тренировка — её-то и дает познавательный, культурный туризм.


Фотография не передает красоты пейзажа прежде всего потому, что в пейзаж ты погружен, когда ты его созерцаешь у него нет рамок. Пейзаж на картине выглядит иначе, чем в реальности. Зная это, художник никогда не рисует то, что видит - он строит пейзаж из тех элементов, что видит. Он изначально ограничен размерами холста и потому решает задачу выразительности изображения в рамках.

В предыдущей цитате автор фактически говорит о том, что человек, созерцающий ландшафт, смотрит как художник - выделяя выразительные элементы и мысленно исключая ненужные и неуместные.

Выше говорится о "реликтовой красоте" - это требует расшифровки:


    Территория России по степени красоты и безобразия кажется состоящей из трёх зон, на местности весьма неопределённых и разорванных, но в идеальной, воображаемой, теоретической модели концентричных: 1) прекрасный, но реликтовый, отступающий культурный ландшафт старых частей (ядер) исторических городов, а также некоторых загородных усадеб и возрождённых монастырей, поддерживаемых в сравнительно хорошем состоянии и постоянно реставрируемых — ландшафт духовно-рекреационный; 2) эстетически нейтральный («серый») или негативный, т.е. безобразный, но преобладающий и агрессивный ландшафт новостроек и их смеси с Деградировавшей старой застройкой в большинстве городов и посёлков — ландшафт будничный, преимущественно бездуховный, утилитарно-повседневный; 3) прекрасный, но реликтовый, отступающий, исчезающий, беззащитный, преимущественно природный, глубинно-сельский, мало населённый людьми, иногда вовсе дикий ландшафт в тех немногих местах, где он не испорчен рубкой лесов, карьерами, псевдомелиорациями — ландшафт физиотерапевтической и духовной рекреации. (Рекреация — восстановление; во второй зоне силы затрачиваются, истощаются, а в остальных восстанавливаются).


Правильный взгляд на ландшафт - с высоты птичьего полета:


    В отличие от традиционной эстетики, обращающей взор на движимые вещи и малые элементы пейзажа (деревья, цветы, камни и т.п.), географ «с птичьего полета» любуется очертаниями и цветом гор, трепещет от форм холмов не меньше, чем художник от прекрасного женского тела; видит красоту меандров (речных излучин), россыпей островов и озёр и т.п.


Далее автор сетует, что практически невозможно/дорого найти вертолет, чтобы как следует рассмотреть ландшафт. И вот тут понимаешь, что за двадцать лет многое изменилось - не вертолеты, но квадракоптеры более чем доступны. (кстати, обратили внимание, что в фильмах последнего десятилетия резко возросло количество съемок сверху?)


    Познавательный туризм — это паломничество к святыням, а от паломников требуются терпение, жертвы, пост; выполняя ритуал приобщения к высокому и прекрасному, люди возвышаются и утверждаются в собственных глазах, повышают самооценку, объединяются в группы избранных, посвящённых, словно в какую-то секту. Собственно говоря, так оно и было в самодеятельном туризме и альпинизме: храмами были горы, реки, леса; неведомые погосты Каргополья, Прионежья, на берегах Мезени. Когда же к объектам туризма проводят хорошие дороги, строят отели и бары, завозят шумные и пьяные компании, то местность лишается сакралыюсти (священности); суммарная духовность туризма не увеличивается. На священную гору надо подниматься по узким тропинкам, останавливаясь и оглядываясь для благоговейного созерцания, а не въезжать на мерседесе. И эта гора, если хотите, образ всей культуры.

    В нашей стране частная собственность и законы не охраняют ландшафт. Его спасает главным образом недостаток дорог.

    Ошибочно будет думать, что, облегчая доступность тех или иных памятников культуры и природы, мы увеличиваем поток ценной информации, поступающей народу. Труднодоступность посещаемых объектов делает их более ценными, а лёгкая доступность обесценивает.

    Можно простить учёного, который, руководствуясь традиционной научной этикой, бескорыстно стремится опубликовать любые добытые им знания; однако, безнравствен учёный, продающий информацию тем, кто ею злоупотребит.


Но прекрасный ландшафт может не только существовать, его можно и создавать. Или, по крайней мере, не портить пейзаж своим неизбежным воздействием - неизбежным в том смысле, что человек все равно ведет деятельность в пейзаже, в частности, строит дома и дороги; так что важно, как он это будет делать, чтобы вписываться в пейзаж.


    В средней полосе России сложились по крайней мере четыре архитектурные традиции, оправдавшие себя на протяжении многих десятилетий, отчего и риск испортить ландшафт уменьшается: 1) традиционная сельская народная «архитектура без архитекторов», различающаяся по природно-культурным провинциям (расселение валдайское, мещёрское, южно-русское прибалочное и т.д. ) 2) деревянная архитектура Русского Севера (желательно без сказочно-васнецовской сусальности), приемлемая в лесотаёжных районах с избыточным увлажнением, но совершенно не уместная в лесостепи и даже в опольях (рукотворных лесостепях) лесной зоны, например, вокруг Суздаля; 3) архитектура русского классицизма, попытки продолжать которую (иногда небезуспешно) предпринимались и в советское (сталинское) время; 4) архитектура деревянных дач предреволюционного периода, соединявшая, с одной стороны, русские и финские бревенчатые стены, деревянную резьбу на окнах и карнизах, купола-луковки и т.п.; с другой стороны широкие окна, мансарды, эркеры, многокомнатность и лоджии западноевропейских вилл. Выбор богатый, но, избрав одно из архитектурных направлений, надо следовать ему неукоснительно.
    Соответственно можно рекомендовать окраску домов (под теми же номерами, что и стили): 1) как у большинства соседей, без “выпендривания”; 2) не окрашиваются; 3) обширные поверхности стен — бежевые, палевые, тёпло-белые; линейные элементы и полосы, выступающие детали (углы, карнизы, фризы, колонны, оконные переплёты, двери) — белые; 4) поверхности охристо-жёлтые, коричневые, тёмновишневокрасные, тёмнозеленые (цвет заборов правительственных дач); линии белые или того же примерно цвета, что и стены, но иного тона, темнее или светлее; на тёмнозеленом фоне коричневые или чёрные, чем достигается визуальное слияние постройки с хвойным лесом. Железные крыши должны быт; красными или зелёными, черепичные — красными; деревянные (гонтовые, из дранки) не окрашиваются. Малые сооружения (столбы, беседки, скамейки) можно окрашивать поярче, но не во все цвета радуги сразу.

    Чтобы уменьшить риск порчи, полезно следовать двум заповедям: 1) если не знаешь, что делать, ничего не делай; 2) если не знаешь, как делать, подражай предкам.

    Дома в сельской местности вообще не должны быть выше самых высоких деревьев, на это имеют право только храмы, колокольни, башни, вышки, шпили; это понимали наши предки. Высокие здания сужались кверху, их средняя часть возвышалась над боковыми частями, а главное здание над флигелями. Сегодня же многоэтажные дома-коробки, особенно грязно-белые и серые, выглядят с самолета как кладбищенские плиты на траве. Издали город похож на кладбище или двор при мастерской надгробий.


Вот насчет "дома не выше деревьев" - полностью поддерживаю! Я вырос в районе, застроенном двухэтажными шлакоблочными одноподъездными домами (все провинциальное Поволжье ими было застроено, строили пленные немцы после войны). Вот тогда я и вывел для себя формулу "деревья должны быть выше домов". Сейчас живу в другом районе города (впрочем, недалеко), в пятиэтажке 90-х годов постройки. Вокруг - хрушевки, исключительно уродливые дома - обшарпанные коробки. Одно спасает - разросшиеся деревья практически полностью их закрывают (а вот зимой - увы).

Это мое правило как-то получило неожиданное подтверждение. Попал я в наш закрытый город Заречный. Он застроен девятиэтажками, смотрю - а вроде неплохой район получился. Девятиэтажки, они ж высокие - удивился. А потом понял: город построен в сосновом лесу, между домами сосны, а они выше девятиэтажек. Правило работает!

Кстати, недавно мне рассказали, что в какой-то курортной тропической стране есть закон: дома должны быть не выше пальм. А пальмы растут до 50 метров высотой, во как.

Продолжим про то, каким должен быть ландшафт. Конкретно - каким должен быть обитаемый ландшафт:


    Одно из важных прав человека — объединяться в союзы и осуществлять личную жизнь без вмешательства посторонних, предполагает и обратную сторону — право на изоляцию. Быть среди своих — значит изолироваться от чужих.

    Пространственное вместилище для автономной деятельности людей должно быть достаточно 1) ёмким, чтобы вместить данную группу; 2) просторным, чтобы люди не мешали друг другу; 3) тесным, чтобы группа не разбредалась; 4) компактным, чтобы углы и ответвления пространства не способствовали расчленению группы; 5) центрированным.

    Если вблизи от вашего дома, микрорайона, деревни имеются элементы ландшафта, способствующие концентрации и изоляции групп людей, по-разному их притягивающие и отталкивающие, манящие и пугающие — площадки, пустыри, поляны, лужайки, кладбища, колодцы, руины, камни, кострища, отдельные лежащие бревна, одиночные деревья, кустарник, овраги, ямы, карьеры, руины, сараи, подвалы, пещеры, гроты, заливы, бухты, скалы, валуны, пруды, пляжи, родники, водопады, ущелья, навесы, будки, насыпи, речные излучины, ручьи и т.п., то считайте, что вашим детям повезло. Они растут в квазиестественном культурном ландшафте, в стихийной, исторически сложившейся, не надуманной, не запрограммированной материально-пространственной среде. У них есть ландшафтная основа, экологическая база для пространственно-социальной самоорганизации. Если же застройка одновременна и однообразна, дома стоят унылыми рядами, газоны прямоугольны, деревья посажены шпалерами и только стандартные детские игровые площадки оживляют, но не разнообразят среду, то детство экологически ущербно, даже если воздух и асфальт чисты, и никакие компьютерные программы, спецшколы, новые технологии обучения и художественное воспитание не заменят разнообразия ландшафта.


Признаюсь, меня восхищает это перечисление - "пустыри, поляны, лужайки, кладбища, колодцы, руины...". И да, я полностью согласен с "вашим детям повезло". Я уже сказал выше, в каком доме прошло мое детство, тут надо еще добавить, что город Пенза имеет ярко выраженную звездчатую структуру и я жил (и живу сейчас) у места соединения двух лучей звезды. В детстве через три дома (примерно через сто метров) начиналось "поле" - пустырь. Там была железнодорожная ветка - подъездные пути к заводу, дальше опять пустырь и "пятый бэ" - огороженный колючкой цех военного завода. Левее пустыря вдоль домов были гаражи - в основном железный самострой, чуть дальше линии кирпичных кооперативных гаражей. Ах, как здоровско было играть в гаражах в индейцев! На рельсы можно было положить монету и подождать, когда маневровый тепловоз, везущий два-три вагона, расплющит ее в блин. Летом можно было взять дома несколько картофелин, пойти в поле, развести костер (для этого полезно стащить два пустых деревянных ящика из пункта приема стеклотары) и испечь эту картошку. Зимой можно было сходить на лыжах на Бессоновскую гору - пройти километра три вдоль колючки "пятого бэ" (афигенно большая территория у него была) и выйти на большущую пологую гору, с которой можно кататься (сейчас это место полностью застроено, северный луч города разросся и поглотил это место). Кстати, летом можно было сходить туда же на пруд. Или на другой пруд - "на дачи", идти примерно сорок минут (кстати, сейчас у меня там дача, пешком от квартиры час, на велосипеде вдвое быстрее).

Но и в самом городе в нашем районе было где развернуться, не обязательно уходить в поле. Наш район: вообразите прямоугольник 3х5 двухэтажных одноподъездных домов, но трех домов в середине нет, а на их месте стоят сараи. Когда был в младшей школе, там еще была какая-то столярка - пилили доски. Зимой с крыши этой столярки - с высоты второго этажа - особым мальчишеским шиком было прыгнуть в сугроб, в который проваливался по самые подмышки. И да, среди сараев тоже было классно играть в индейцев.

Сначала сгорели сараи во дворе через дорогу - большой был пожар, он был ночью, утром видел огромное пепелище. А через некоторое время сгорел пункт приема стеклотары, что в конце нашей улицы на краю поля - этот пожар я видел, он был вечером. После этих пожаров городские власти постановили снести все сараи во дворах - мы потом долго жгли костры из их обломков. Вообще, все детство костер во дворе - обычное дело. Если бросить лист шифера в костер, то он нагреется и взорвется. Нас за это взрослые ругали.

В общем, как вы поняли, у меня было нормальное такое деревенское детство в городе. И я понимаю Родомана, который отмечает необходимость пространственных вместилищ для нормального детства. Но не только - он из структуры ландшафта выводи едва ли не национальных характер:


    За плечами у западноевропейской демократии лежит вековой опыт коммунно-муниципальной, цеховой, церковноприходской, гильдейской организации. Не последнюю роль сыграл и природный ландшафт. Европа с её изрезанными морскими берегами, с преимущественно низко- и среднегорным рельефом, который расчленял пространство, но не наглухо изолировал, содержала множество уютных пространственных ячеек, впоследствии оформившихся административно и политически. Не случайно швейцарские кантоны с их безграничной демократией и даже прямым народоправством (народными собраниями вместо парламентов) возникли не гденибудь, а в альпийских долинах.
    На безграничных и равнинных просторах Северной Евразии все пространственные ячейки слишком транзитны, напоминают проходные дворы; это даже не ячейки, а неогороженные площадки, случайно занятые группами людей. Пространство России — это не соты, в каждой ячейке которых трудится пчела, а скорее птичьи базары и котиковые лежбища. Базар и лежбище пространственно структурированы только благодаря взаимному расположению самих животных. Их можно в любую минуту спугнуть и разогнать, и тогда на земле останутся только их следы. Такое сообщество напоминает лагерь остановившихся в пути кочевников.

    Такая неопределённая безгранично-беспредельная пространственная организация по-видимому способствовала безудержному расширению территории России и неустойчивости её внешних границ, неоднократным распадам военной империи на уделы при ослаблении центральной власти, так что все прежние исторические задачи (собирание земель, выход к морям) приходилось всякий раз решать заново.


Воля ваша, но это смахивает на географический детерминизм.

Завершу я этот пост на самой абстрактной ноте этой книги - на смысложизненной:


    Надо не стремиться к цели, а ежечасно, ежеминутно реагировать на внешний мир согласно принятой этике; жить по закону, по гуманистическим правилам. Государство, конечно, может и имеет право ставить перед собой какие-то ограниченные социально-экономические программы, градостроители — сочинять генеральные планы городов, но у рыночной экономики в целом, как и у живой природы, у биоценоза, нет цели. Просто каждый участник играет и реагирует по правилам, стремясь для себя что-то максимизировать или минимизировать (животное — инстинктивно, человек — по принятому обычаю). Так называемые законы общества (и экономики) весьма относительны, это большей частью далеко не общеобязательные обычаи.


Немного напоминает противопоставление процедурного и процессного подходов: процедура ориентирована на достижение четко поставленной и видимой цели (основной инструмент процедурного подхода - "дорожная карта", список последовательных шагов к достижению цели), зато процесс оперирует гораздо большими временными горизонтами. Автор явно на стороне процессного подхода.

За пределами рассмотрения остались многие темы, в частности "самодеятельный туризм как модель общества". Но и так эта рецензия разрослась - желающие подробностей могут прочесть книгу, благо она невелика.
3
230
Ещё записи по тегу
...пусть меня научат!
Об одной фантастической интерпретации происходящего
"Зловещие мертвецы"
23 комментария
Добавить комментарий

    mitrichu
    17 сентября 2021, 18:10:52 UTC

Угу. Мне было 29 лет, когда СССР помер. У меня было 2 брака, и два ребёнка от последнего брака.
Видимо это не тот жизненный опыт?

    timur0
    17 сентября 2021, 21:03:55 UTC

Тот опыт, тот. Моё утверждение касалось тех, кто пишет об СССР в интернете, а это в основном молодые люди, не заставшие СССР в сколько-нибудь сознательно возрасте.

    livejournal
    17 сентября 2021, 18:08:58 UTC

Пользователь mitrichu сослался на вашу запись в своей записи «Читая Иванова-Петрова» в контексте: [...] он уже не основан на непосредственном жизненном опыте https://timur0.livejournal.com/445966.html [...]

    inga_ilm
    16 сентября 2021, 21:14:47 UTC

очень интересно!

    baby_lyaliko
    12 сентября 2021, 22:26:11 UTC

Я не очень давно сформулировала для себя вот это, что дома должны быть ниже деревьев. На подступах к Москве, при виде растущих с каждым годом человейников, аж настроение портится. А еще и современная архитектура в стиле лего - все ровно-прямоугольное и разноцветное. Как будто архитектура это цвет, а не форма.

    aufsicht
    17 сентября 2021, 10:17:27 UTC

Просто, цвет (покраска-раскраска) на порядки дешевле формы (обьёмные элементы и украшения).

    reader59
    12 сентября 2021, 16:14:37 UTC

"...и духовно-нравстевенного воспитания молодежи". чуть не блеванул, пардон май френч. потом вспомнил, что это начало 2000-х, значение этих слов тогда было мягко говоря иным. но все рано выглядит, опять же пардон, ворчанием старого пердуна.

    timur0
    12 сентября 2021, 16:21:52 UTC

Да, есть такое. Только это "ворчание" иногда приобретает весьма неожиданные формы:


    Любовь, как и пшеница, бывает яровая и озимая. Яровая любовь зарождается в конце зимы, например, на лыжных прогулках, достигает эротической стадии в мае, а в начале лета отдельная квартира, освободившаяся после отъезда родителей на дачу или в отпуск, способствует долгожданному сближению. У такого календаря любви имеется древний биологический смысл. Ребёнок, зачатый в конце лета, рождается весной, а лето — наилучший сезон для выхаживания грудного младенца. Не случайно млекопитающие в умеренных широтах рожают ранней весной, чтобы детёныш подрос и окреп за лето.
    Озимая любовь возникает осенью, например, в сентябре — октябре, когда школьники или студенты оказались в новом классе, группе, познакомились на осенних сельскохозяйственных работах или в походах в начале учебного года. Если партнёры еще не разобрались в своих отношениях до наступления зимы, то встреча Нового года ставит окончательную точку. Тогда и выясняется, кто кого любит и с кем хочет остаться. Озимая любовь начинается без радостей пляжа и леса, за душными шторами квартир, в желтизне электрического освещения. Дитя предзимья появляется на свет осенью и в первые месяцы своей послеутробной жизни не получает под открытым небом достаточно солнечного света и тепла. Итак, мы видим, что имеется много способов организовать деятельность молодёжи в пространстве и времени так, чтобы стадиальная структура начинающейся любви оказалась оптимальной.

    По воздействию на человека в сфере любви и секса различаются два полюса ландшафта: сексуально-эротический — морской пляж и романтико-героический — альпийское высокогорье. Берега и пляжи, водный спорт, собирая молодых и обнажённых людей, становятся биржами знакомств и дают преимущества красивым и богатым. В пляжно-курортной обстановке личность состоит из тела, одежды, номера в гостинице, марки автомобиля, счёта в банке и т.п. Выигрывает тот, кто умеет себя рекламировать. Не обладающие телесными преимуществами могут отправиться в горы и заняться альпинизмом и горным туризмом, где моральная красота важнее физической, а духовность довлеет над телом, которого почти не видно в одежде (штормовках, пуховках). Поскольку фигура плохо видна, да ещё и скрючена под рюкзаком, то возрастает роль лица — средоточия и выражения личности, суть которой раскрывается не светской болтовней, а поведением в экстремальной обстановке. На горнолыжном склоне ситуация смешанная: здесь можно различать (хотя есть и промежуточные виды) тех, кто поглощён спортом ради спорта и тех, кто соучаствует ритуально, чтобы выставиться на ярмарке знакомств. Аналогичная тусовка наблюдается и вокруг виндсерфинга, на яхтах и т.д. Промежуточны по своему рекреационному значению лесистые среднегорья, приречные ландшафты и т.д. Обычно рекреант почти инстинктивно выбирает выигрышную для себя среду; его выигрыш — привлечение желанного партнёра.

Читать все комментарии
Приложения ЖЖ

    ЖЖ для iOS
    ЖЖ для Android
    Приложение ЖЖ в Huawei AppGallery
    Приложение ЖЖ в Rustore

Читайте нас:

LiveJournal
КОМПАНИЯ

    О проекте
    Новости
    Помощь
    Рекламодателям

ПРОДУКТЫ

    Чеклисты
    Кнопка «Поделиться»
    Программа для медиа

КОМЬЮНИТИ

    Афиша ЖЖ
    Фрэнк — талисман ЖЖ
    Стильный мерч

ВЫБРАТЬ ЯЗЫК

Русский
;

v.666

    Политика конфиденциальности
    Пользовательское соглашение
    Помощь

    lemandays

    «5 приложений, без которых мой Mac был бы скучнее»

Мы что-то пропустили?
[]
lj-counter

Борис Родоман для "Проза.ру" 7 июня 2023 г.


Рецензии