Изр. гл. 6 Крестный путь
- Ну, что, уже пошли? Кто первый, кто? Кто там, кто идет? – спрашивали мы друг у друга – И все как один поворачивали головы, вытягивая шеи в направлении претории.
Двигал, во-первых, простой интерес, и во-вторых, необходимость не пропустить своих, из России. Проходившие мимо группы были в основном из нескольких десятков человек. Все христиане мира проходили мимо. Мимо нас. Мимо меня. Мимо стен древнего города, под голубым-голубым небом.
Такое разнообразие стран, национальностей, цветов кожи, разрезов глаз!
Только одних официальных церквей православия насчитывается пятнадцать: Константинопольская православная церковь, Александрийская православная церковь Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Православная церковь Чешских земель и Словакии, Православная церковь в Америке.
А ещё многочисленные христианские общины из Анголы, Бурунди, Габона, Конго, Ка бо-Верде, Лесото, Намибии, Руанды, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельских Островов, Уганды, Эфиопии, ЮАР… и еще многие и многие церкви, которые продолжают в той или иной мере следовать христианским канонам.
На фоне всей этой пёстрой мозаики народонаселения планеты мне хотелось увидеть коптов. О них могла бы и не знать, если б не случайны разговор со священником незадолго до поездки.
КОПТЫ — не арабское коренное население Египта, прямые потомки древних египтян, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков.
Средне-шоколадной насыщенности цвет кожи, прямые черные смоляные волосы. Похожие и на арабов, и на евреев, но которых, тем не менее, невозможно спутать ни с теми, ни с другими. Всему причиной - глаза. У коптов потрясающей выразительности глаза. Они необыкновенные. Слегка навыкате, как у евреев, и с растянутыми наружными уголками, как на древнеегипетских фресках.
В тему про коптов добавлю, что проницательный турист, побывавший в Египте, заключит, что местное население Триполи, судя по тому, как оно выглядит и как живет, едва ли можно считать потомками древних египтян, строивших пирамиды. Невозможно представить современное местное население на строительстве величественных мегалитических сооружений. А вот копты – другое дело. Да и глаза у них такие же не маленькие, миндалевидные, как у египтян на древних египетских фресках.
МНЕ хотелось увидеть этих коптов. Но как узнать их? Как не перепутать с другими и наверняка знать, что это копты?
И вот дождалась. На фоне разнообразия рас и цветов кожи, мелькавших повсюду, моментально выделился искомый типах. Навстречу мимо меня шла фреска. Египетская фреска с миндалевидными глазами. Огромные как сливы глаза миндалевидной формы и кожа приятного светло-шоколадного оттенка. Их было несколько человек, делегация из Египта.
Чудо как хороши!
Но ничто не притупляло бдительность не пропустить наших.
По цепочке у стены, где я стояла, передавалось из уст в уста: "Вот католики иду. А вот то, кажется, наши. Нет, не наши. Наших еще нет".
Группы паломников со всего мира проходили с различными интервалами: пять, десять, пятнадцать минут. Случалось, несколько групп сразу, организовано, плотной стеной одна за другой.
Все люди культурные. Это люди культуры в высшем смысле. Объединенные одной большой идеей. Одним культом.
Религиозная идея вышла за рамки одной нации, пропитала все пространство и закрутила ритмом гармонии с единым мировым пространством. Общность и целостность всего и всех, каждый человеческий индивид - клетка здорового организма, прибывающая в согласии с собой, каждым ближним и каждым дальним.
Мыслящая оболочка, формирующая человеческое сознание, состояние биосферы, связанное с разумной деятельностью человека, о которой В. И. Вернадский, явило себя миру в этот день и на этой земле. Вот он, ключ к единству, НООСФЕРА, правящая развитием общества.
Оказывается, можно сплотиться вокруг одной идеи, идеи позитивной, идеи спасительной, единой идеи для разных народов. И не распинать более и не уничтожать друг друга по пустякам.
Глядя на этих людей, множество наций, движущиеся мимо стали восприниматься как целое, как некое единое целое. Я увидела все условия и предпосылки для того, чтоб сделать мир на земле и рай, о котором все мечтают. Мне казалось, я могу доверить им, этим людям, в руки свою жизнь. Когда люди в таком настрое, зла быть не может. Зло не пройдет. Мир вернулся в свою первозданность. Разбросанные и расчлененные осколки бога в виде человеческих душ вновь собраны воедино. Вот он, единый Адам, от которого все произошли. Вот оно, свидетельство существования духовной ноосферы, единый чистый поток мирового порядка, присоединиться и испить который дозволительно любому.
И вообще просто хотелось жить на этой планете, где такие замечательные люди. Никакого религиозного фанатизма. Все как один. После духовного преображения или обожения -
ч и с т ы е.
Религиозная идея показывала все свои лучшие качества. Все дети божии, здесь пребывающие, казались отнюдь не проклятые первородным грехом и даже более - не согрешавшие вовсе.
Через призму единства, объединенности виделась вся земля, бесконечно большая в бесконечно крохотном и хрупком моменте времени, представленная по воле случая сейчас и здесь на обозрение.
Хотелось расширить землю и раздвинуть границы её, и победоносно пафосно, без доли иронии, изменив несколько слов из молитвы «Отче наш», заключить как свершившееся: ''Да ПРИШЛО царствие Твое на земли яко на небеси".
Мне было так хорошо... несмотря на то, что я была вовсе не в отдаленном от мирской суеты спокойном уединении.
Мне было так хорошо, в этом городе, в этом переулке, как А.С.Пушкину, когда он находился на природе, в сельской местности, которой поэт посветил стихотворение: «Деревня»:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учусь в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной.
Всё гармонично и приятно. Всё просто блаженственно. Для глаза… Но… Но далее… Далее Александр Сергеевич переходит антитезой на ненавистное ему крепостное право, предваряя повествование словом «позор»:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
И мне мысль ужасная вдруг омрачила душу. Мысль ужасная, рожденная из моего текущего момента. Она могла появиться не иначе, как только здесь. И только в тот день. Мысль – визитная карточка Страстной пятницы. Мысль глубокая и краткая. Всего одной строкой:
Неужели, для понимания условия объединения во Христе, каждый день должен быть, ДОЛЖЕН СТАТЬ РАСПЯТЫМ?
Кто из так называемых здравомыслящих людей, людей земного шара, проживающих по миру в городах, сельской местности, способен, однажды проснувшись утром, понять, понять и принять, что он должен быть распят?
Видимо, природа человека такова...
Спуститься в ад, чтобы подняться в рай.
\
Свидетельство о публикации №220110900171