Семейная шеренга... 2020 гл. 15. Сапожников и Пышк

Семейная шеренга Бессмертного полка, 2020

Глава 15. Сапожников и Пышкин, 5.5.тв

Здесь речь пойдет о судьбе Петра Николаевича САПОЖНИКОВА (1915-1941 гг.), родного брата моей тещи Ольги Николаевны ГРИШИНОЙ (САПОЖНИКОВОЙ).

В конце тридцатых годов Петр окончил Костромской текстильный институт и был направлен на работу инженером на текстильную фабрику в город Нерехта. Но долго он проработать не успел, и в 1039 году был призван на службу в Красную Армию. В процессе поисков у Ольги Николаевны было найдено несколько его фотографий. По надписи на одной из них было определено место службы: город Рига. На второй фотографии он и его товарищ ПЫШКИН Сергей Иванович записаны как курсанты школы. Но о какой школе идет речь, сначала было непонятно: то ли о сержантской, то ли младшего офицерского состава.

На фотографии он справа, со значками ГТО и «Ворошиловский стрелок». Ни воинскую специальность, ни род войск не удается определить, поскольку отсутствуют какие-либо значки на петлицах. И как расшифровать записи на обратной стороне фотографии неизвестно. Какие светлые и красивые лица!

А еще в первых беседах удалось узнать, что перед началом войны он, якобы, находился в госпитале и об этом писал родным. Это впоследствии было подтверждено сохранившимся письмом. Дальнейшая его судьба после начала войны неизвестна. Просто перестали приходить письма. По рассказу Ольги Николаевны, уже после войны в Кострому к родителям приезжал человек и рассказал его маме, Александре Николаевне, что он был с Петром в плену. Они там подружились и старались держаться вместе. Гость был родом не из Костромы, а приезжал специально к его родным, чтобы узнать судьбу Петра или, может быть, надеялся встретиться, поскольку ему самому удалось выжить. Но пришлось ему быть вестником горькой судьбы. По его рассказу, когда начались боевые действия, то Петр попал в плен. Поскольку немцы отбирали из военнопленных квалифицированных работников и специалистов для работы на заводах и фабриках, а он не хотел им помогать, то решил выдать себя за неграмотного колхозника. Для этого начал отпускать бороду и усы. Но однажды, когда их построили в шеренгу и стали вызывать тех, кто имел высшее образование, он остался стоять на месте – не вышел из строя. Однако нашелся кто-то из пленных и указал на него немцам:
 - Какой же он колхозник, он же инженер.
После этого его прикладами вытолкали из строя, увели и больше в этом лагере его не видели.

В данных о потерях в Великой Отечественной войне он фигурирует только в документах послевоенного периода. В 2008 году в Объединенной базе данных о погибших (ОБД «Мемориал») я нашёл три записи, касающиеся его судьбы:
- по записям неучтенных потерь, в которых представлена анкета, составленная в Костромском горвоенкомате в 1946 году по запросу его мамы Александры Николаевны САПОЖНИКОВОЙ. По данным анкеты установлено, что был он призван 7 сентября 1939 года и служил в г.Двинске п/я 62. Последнее письмо им отправлено 16 июня 1941 года. Находился он в это время на лечении в госпитале г.Двинск в п/я 49. Из последних писем родные узнали, что после окончания школы он будет младшим лейтенантом. На этой анкете есть пометка о том, что и после проверки списков офицерского состава он не обнаружен. Было принято решение считать его пропавшим без вести с 06.1941 г.
- по Книге Памяти г. Кострома; с-т (солдат?сержант?) пропал без вести 00.07.41г.
- по Книге Памяти г. Нерехта; пропал без вести 1941г.

Поиск по погибшим в плену результатов не дал. Ну а проверить просто САПОЖНИКОВА не представляется возможным, так как записей по этой фамилии больше тысячи.
Что касается его товарища Пышкина Сергея Ивановича, то в списке погибших по данным Интернета есть несколько человек рядового состава, причем двое из Московской области и один из Коми ССР. А по данным сайта «Подвиг народа» в списках награжденных есть Пышкин С.И., призванный из Ржевского района Калининской (ныне Тверской) области. Прошел он всю войну, хотя был четыре раза ранен, награжден медалями и орденами, в том числе Отечественной войны и Красной Звезды. Награды получал сначала капитаном и майором, а в картотеке уже подполковник. Но о том ли Пышкине С.И. идет речь, теперь, видимо, не установить.

От автора: специально внес в название статьи фамилии бойцов: вдруг откликнется кто-то из потомков С.И.ПЫШКИНА. Надеюсь на удачу.

Семья в военные и послевоенные годы неоднократно посылала запросы о его судьбе в Народный комиссариат обороны и позднее в Министерство обороны, но никаких данных о его судьбе там не сохранилось.


Рецензии