Арктическая рыбалка

   Во время арктической навигации у ледокольщиков "Капитана Мелехова" запросила помощи рыбацкая артель с побережья Таймыра. Ну, артель - может громко сказано, там всего то, двое добытчиков: муж с женой. Семейная парочка предожила обменять гольца и омуля на другие продукты, от красной рыбы уже тошнило, страсть как хотелось обыкновенной картошки, овощей,чёрного хлеба и мясных продуктов. Неплохо бы побаловаться и сметанкой! Как не помочь отшельникам, да и обмен получался обоюдновыгодный.
   Спустили большой парадный катер, старший на нём - "адмирал" тыловой службы Пацера.
   - Кирилл Саватеич, возвращайся с полной осадкой катера! - шутливо наставлял Пацеру капитан Фирсов. Рекомендация впрочем излишняя, опытный завпрод правил службу давно, понимал что к чему, наверняка не даст маху...
   Уставшие от многомесячного одиночества, люди на берегу несказанно обрадовались новым лицам. Ещё бы, на сотни километров вокруг лишь безлюдная тундра! Первым делом муж с женой приняли коньяку, а как расслабились, рассказали о своём житие-бытие. На сезонную работу они приезжали с Вятской губернии, ловили здесь красную рыбу и ставили капканы на песца. Интересно, что главной в артели, судя по всему, была женщина. Худощавый, небольшого роста муженёк быстренько захмелел, а крепкая и дородная супруга, Настасья Филипповна, бойко занялась бартером с завпродом. Парадный катер, как и обещал капитану Пацера, был загружен до предельной осадки.
   Доставленная на борт рыба: крупные тушки гольца и омуля были взята первым помощником капитана Варандеевым под строгий партийный контроль. Несколько бочонков ушли по спецраспределению, не забыли и про экипаж: по одной крупной рыбине выделили на каждую штатную единицу...

   Несколько иначе выглядела добыча рыбопродуктов на линейных ледоколах типа "Москва" в 60-70 годах. Оно и понятно: "большому кораблю - большое плавание". С разрешения Таймырских властей несколько человек из экипажа ледокола подключали к береговой артели, доставляя к берегу на бортовом вертолёте МИ-6. В то время могли позволить себе такую роскошь, на ледоколах - большие экипажи, они трудились всю навигацию на трассе Севморпути. В случае необходимоти, забрать людей вертолётом не составляло труда. Рыбу ловили в притоках Енисея, причём своими сетями. Администрация ледоколов предоставляла судовым специалистам время и возможность подготовиться к промысловому сезону, отремонтировав рыболовные сети.
   То были первые, несанкционированные ростки предпринимательства и не ради наживы, а для своего же, корабельного стола. Однако, капитаны шли на риск, могли иметь крупные неприятности, Но кто бы мог подумать в то время, что пройдёт каких-то 20-30 лет и даже атомные ледоколы будут вынуждены заняться коммерцией?! Доставляя интуристов на Северный полюс, ледокольщики станут зарабатывать валюту для себя и пароходства. Так менялись времена...
   Праздничное настроение царило в коллективе ледокольщиков, когда вертолёт в несколько заходов доставлял к борту улов: сотни килограмм енисейского омуля, муксуна, гольца и реже встречавшихся чира и нельмы. Наступала долгожданная передышка в монотонном плавнии по арктическим морям. Ледокол прочно врезался в паковый лёд и начиналась необычная рыбообработка, не в цехах фабрики или на палубе траулера, а на ледовом куполе Арктики.
   Трудившихся в поте лица моряков, несмотря на холод высоких широт, охраняла вахта с ракетницами. Ибо запах свежей рыбки разносился по просторам ледяной пустыни, привлекая вечных странников Арктики, белых медведей. Впрочем и этим бродягам оставались приличные рыбные отходы. Когда проходили обратным курсом, льдина была тщательно вылизана - "праздник живота" удался косолапым на славу...
   Рыбу подавали к столу моряков в разном виде: малосолёную, варёную, жареную, а позднее и вяленую. Муксун был хорош варёный с картошкой, из омуля получалась прекрасная уха. Вечно голодные курсанты-практиканты, а на ледоколе их было сорок человек, первое время так объедались рыбой, что заболели животамии и не выходили на работу. Администрация ледокола великодушно прощала будущим офицерам флота их непомернй аппетит, впрочем объяснимый, учитывая их казённый паёк на протяжении пяти лет учёбы в мореходке.
   ...Небольшой компенсацией ледокольщикам за их тяжкий труд, по большей части, вызванный морально-психологической усталостью, были не только морепродукты, но и деликатесы из свежей оленины. Подстреленного на Таймырском побережье дикого оленя из того же бортового вертолёта. предпочтительно молодого, доставляли закреплённым к шасси винтокрылой машины. А уж повара на борту ледокола были экстра класса! Они подбирались капитанами такие, что не в каждом ресторане сыщутся. Молодую оленину могли приготовить и жареную в пикантном соусе, и варёную в белом маринаде. А то и сделать заливное, фаршированное паштетом и от всей этой вкуснятины  - пальчики оближешь!..






 






 


Рецензии
Очень интересный рассказ. Даже захотелось отведать рыбки и молодой оленины.

Леонард Ремпель   14.02.2021 01:07     Заявить о нарушении