Чистые, добрые, наивные. О стихах Фета
Опять незримые усилья,
Опять невидимые крылья
Приносят северу тепло;
Всё ярче, ярче дни за днями,
Уж солнце тёмными кругами
В лесу деревья обвело.
Заря сквозит оттенком алым,
Подёрнут блеском небывалым
Покрытый снегом косогор;
Ещё леса стоят в дремоте,
Но тем слышнее в каждой ноте
Пернатых радость и задор.
Ручьи, журча и извиваясь,
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под белокаменные своды
С весёлым грохотом летят.
А там по нивам на просторе
Река раскинулась, как море,
Стального зеркала светлей,
И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей.
В этом замечательном стихотворении картины ранней весны написаны действительно «чисто», продиктованы «сердцем», как будто увидены глазами ребёнка.
«Уж солнце тёмными кругами / В лесу деревья обвело», – снег подтаял вокруг основания стволов деревьев. «И разыгравшиеся воды / Под белокаменные своды / С весёлым грохотом летят» – ручьи, освободившись ото льда, несутся под лёд реки, сохраняющей свой ледяной панцирь.
А вот описание начала лета:
По ветви нижние леса
В зелёной потонули ржи.
Семьёю новой в небеса
Ныряют резвые стрижи.
Сильней и слаще с каждым днём
Несётся запах медовой
Вдоль нив, лоснящихся кругом
Светло-зелёною волной.
И негой истомлённых птиц
Смолкают песни по кустам,
И всеобъемлющих зарниц
Мелькают лики по ночам.
Рожь, пока ещё зелёная, но уже высокая настолько, что издалека кажется, что она достаёт до нижних веток деревьев леса, выходящего к полю, так что создаётся впечатление погружённости леса в зелень. Птенцы стрижей встали на крыло и резвятся, нивы лоснятся – у злаков блестящие стебли.
Рожь пожелтела, рассвет почти встречается с закатом:
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
«Робко месяц смотрит в очи» – у месяца, одушевляемого сентиментальным наблюдателем, чувствуется нерешительность, как у живого существа в непривычной обстановке. В другом стихотворении лунной ночью «месяц смеётся в окно».
В некоторых стихах поэт напрямую соотносит переживаемое человеком с изменениями, имеющими место в природе:
Прости — и всё забудь в безоблачный ты час,
Как месяц молодой на высоте лазури;
И в негу вешнюю врываются не раз
Стремленьем молодым пугающие бури.
Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,
Поведает заря, что минул день ненастья, —
Былинки не найдешь и не найдешь листа,
Чтобы не плакал он и не сиял от счастья.
Поэт убеждает себя (возможно кого-то другого, но, на мой взгляд, другим приводить сравнение с месяцем было бы чересчур вычурно) не держать обиды, проводя параллель с природой, в которой после бури всегда затишье, поэтому, мол, «жди»: не надо отчаиваться – обязательно грядут положительные изменения, не стоит «пилить опилки», и чем резче случится переход к «безоблачности», тем острее будет ощущение последовавшего счастья.
Аналогичную мотивировку Фет приводит и в других стихах:
Я знаю, иногда в апреле
Зима нежданно набежит,
И дуновение метели
Колючим снегом закружит.
Но – миг один, и солнцем вешним
Согреет юные поля,
И счастьем светлым и нездешним
Дохнёт воскресшая земля.
«Наивность» поэта чувствуется и в его стихах, не относящихся к пейзажной лирике. Но возможно, что это вовсе и не «наивность», а «интуитивное знание».
Говорили в древнем Риме,
Что в горах, в пещере тёмной,
Богоравная Сивилла
Вечно юная живёт,
Что ей всё открыли боги,
Что в груди чужой сокрыто,
Что таит небесный свод.
Только избранным доступно
Хоть не самую богиню,
А священное жилище
Чародейки созерцать.
В ясном зеркале ты можешь,
Взор в глаза свои вперяя,
Ту богиню увидать.
Неподвижна и безмолвна
Для тебя единой зрима
На пороге чёрной двери –
На неё тогда смотри!
Но когда заслышишь песню,
Вдохновленную тобою, –
Эту дверь мне отопри.
Наивно ли утверждение, что в зеркальном отражении девушка может увидеть нечто вещее, или его определить, как нечто мистическое, или религиозное? Это уж как глянется. Подобным образом Тургенев в простом мужике почувствовал Иисуса Христа («Христос»). Несколько странным может показаться «будничный» переход к практическому указанию открыть дверь; возможно, именно оно более обоснованно может считаться наивным. Вообще, подобные смелые в своей страстности строки характерны для творчества поэта, но они, скорее всего, не направлены, так сказать, в практическое русло: это его лирическая особенность.
В этом плане показательно следующее:
Последний звук умолк в лесу глухом,
Последний луч погаснул за горою…
О, скоро ли в безмолвии ночном,
Прекрасный друг, увижусь я с тобою?
О, скоро ли младенческая речь
В испуг мое изменит ожидание?
О, скоро ли к груди моей прилечь
Ты поспешишь, вся трепет, вся желание?
Скользит туман прозрачный над рекой,
Как твой покров, свиваясь и белея…
Час фей настал! Увижусь ли с тобой
Я в царстве фей, мечтательная фея?
Иль заодно с тобой и ночь и мгла
Меня томят и нежат в заблужденьи?
Иль это страсть больная солгала
И жар ночной потухнет в песнопеньи?
«О, скоро ли младенческая речь / В испуг мое изменит ожидание?»: ты будешь в смущении лепетать как ребёнок, и мне будет страшно от того, как ты будешь переживать предстоящее. В последней строфе допускает тщетность своей фантазии.
В.Н. Семенкович, двоюродный племянник Фета, пишет: «Фет никогда не менялся… Что делал и говорил Фет двадцати лет, то он делал и говорил семидесяти». Толстой в шутку заметил, прочитав фетовское «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», – Всё это прекрасно, но зачем он хочет обнять Таню. Человек женатый, совсем лишнее.
Однако, тщетность старческих притязаний на взаимность молодой девушки была прекрасно понятна «наивному» Фету:
Роящимся мечтам лететь дав волю
К твоим стопам,
Тебя никак смущать я не дозволю
Любви словам.
Я знаю, мы из разных поколений
С тобой пришли,
Несходных слов и розных откровений
Мы принесли.
Перед тобой во храмине сердечной
Я затворюсь
И юности ласкающей и вечной
В ней помолюсь.
Ему также ясно, что несоответствие уровня партнёров, или даже возможность изменения его оценки со стороны возлюбленной, несмотря на наличие практической связи между любовниками может вести к разрыву отношений:
Ты вся в огнях. Твоих зарниц
И я сверканьями украшен;
Под сенью ласковых ресниц
Огонь небесный мне не страшен.
Но я боюсь таких высот,
Где устоять я не умею,
Как сохранить мне образ тот,
Что придан мне душой твоею?
Боюсь – на бледный облик мой
Падёт твой взор неблагосклонный,
И я очнусь перед тобой
Угасший вдруг и опалённый.
Это абсолютно философское произведение: я вижу, что ты прекрасна, а я не уверен в своих подразумеваемых тобой качествах, – планка высока, а я скромен в оценке своих достоинств, и, несмотря на то, что в данный момент она мною взята, я не чувствую себя комфортно, поскольку во мне всегда найдётся нечто заслуживающее на твоей взгляд порицания, которым я буду морально угнетён и смят, ты это увидишь, и тогда я никогда не смогу подняться в твоих глазах.
Афанасий Фет писал, что только «избранный» (то есть редкий, божий избранник) способен «шепнуть о том, пред чем язык немеет, / усилить бой бестрепетных сердец», а каким ярким должен быть поэтический язык говорится в стихотворении:
Как беден наш язык! – Хочу и не могу, –
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И тёмный бред души, и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орёл,
Сноп молнии неся мгновенно в верных лапах.
Какая ситуация сложилась 11 июня 1887 года, в день написания этого стихотворения, что «хотел и не мог» Афанасий Афанасьевич, кто этот мудрец с маститой головой в данном случае не суть важно. В рамках обозначенной темы интересна его точка зрения на то, каким надлежит быть стихам: надо «хватать на лету» мысли, эмоции и ощущения и фиксировать их. Такое можно было бы смело сравнивать с попытками художников-импрессионистов ловить и запечатлевать видимое в момент наблюдения за происходящим. Однако, если говорить о стихах самого Фета, то их трудно представить написанными поэтом с повадками хищной птицы, несмотря на то, что сам Фет сравнивает себя то с ястребом, то с орлом. На самом деле его лирика привлекательна и без огнеподобного глагола.
Свидетельство о публикации №220111000520
С уважением В.А.
Вячеслав Александров 2 08.01.2021 13:25 Заявить о нарушении