Перевод без словаря. Загадки романа Булгакова

 С первых страниц романа выплывают три плана  повествования на которые он распадается. Автор описывает три восприятия мира - душевное состояние, духовное восприятие и реальное физическое - одним человеком. Но зачем это автору? Впервые подобную тройную линию сюжета я заметила в романах Достоевского. Особенно четко в его «Бесах». Ещё раньше (в детстве) в «Дон Кихоте». Японский писатель Мураками, например да и другие писатели тоже  использовали тройную линию сюжета, что бы описать действия одного и того же человека более точнее. Однажды я и сама попробовала (используя этот приём) написать  роман. Пробой пера стала  моя простенькая «Небесная воля»  - где есть  намёк на тройственность героини.

 Многие религии утверждают, что человек триедин в своей сути. Его Тело живет  в реальности - это всем знакомый мир физический. Пронизанное эмоциями и страстями  в Теле человека  томится  за странной оболочкой - Душа человека - которая создает чувственный мир, являя вторую - невидимую, трепетную ипостась человека, то есть второй план романа. Третья ипостась - чисто духовные  основы. Здесь царствуют идеи, мысли и прочь. Это разумное начало человека - мир его  фантазии, его Духа, разума. Его действия, речь и переживания (невидимые никому в жизни)автор как бы проявляет, делает зримыми. Реальный, чувственный и духовный мир - три мира загадочного романа Булгакова - вместе описывают состояние героев более полно.

 Три разных  ипостаси  одновременно существуя в реальности, собирают образ героя в единый живой организм. Порой оставаясь абсолютно спокойным  внешне человек горит злобой или гневом, его душа мечется в страхе. При этом за внешним спокойствием тела и смятением перепуганной на смерть души идет невидимая духовная работа, которой занят ещё один  невидимый человек  внутри них, холодно  и трезво обдумывающий ситуацию. То есть два невидимых человека одновременно живут и действуют за оболочкой  видимого  тела. А что если дать им имена и показать их действия более подробно, словно  действия разных людей? Вот такие мысли - ничего особенного в них нет как видите. Значит надо искать такие  тройки, создающие одного человека. И многие пытались это давно сделать. И оказалось, что сделать это не сложно. Булгаков явно подчеркивал  родство и единство определенных персонажей.
 
Ну начнем с Мастера. Кто он главный герой романа? Кто создаёт этого  единого человека? У меня сложилось тройное  соединение - Мастер, Берлиоз, Барон Майгель.  Дата смерти Берлиоза указывает на дату смерти Горького.  Именно она легла в основу сюжета романа. Берлиоз, композитор, создатель  музыки, под ритмы  которой жила вся страна Советов. Горький как создатель новых идей, новой музыки для советского народа очень точно вписывается в этот  ОБРАЗ КОМПОЗИТОРА-новатора для  страны Советов, то есть  образно говоря это реальное ТЕЛО ПИСАТЕЛЯ. Именно его раздавит ТРАМВАЙ - символ государственной машины  в романе - лишит его головы.

 Барон Майгель (смягчаюший майский гель) осведомитель иностранцев  о жизни в СССР - является символом ДУШИ ПИСАТЕЛЯ. Книги Горького знакомили мир  европейцев  с  внутренним миром советского народа, влияли на юные души советской молодежи (его романтические песни о буревестники, о Данке обрушивали в народ  патриотические, пафосные аккорды), звали молодежь на подвиги во имя Родины. Горький знал, что остановить фашизм сможет только советский народ. И он выполнил свой долг, ради которого и вернулся из-за границы, понимая что советской России нужно растить морально и духовно  сильных солдат, защитников Октября, ибо война с фашистами неизбежна. Он понимал ценой чьей крови будет добыта будущая  победа. И, приехав в Россию, начал бережно пестовать духовное начало  комсомольцев, укреплять  духовный стержень советской молодежи.

 Его произведения формировали будущих героев войны - Матросовых, Зой Космодемьянских, Дубиненых, Олегов Кошевых, партизан, летчиков   и прочих самоотверженных будущих воинов советской Армии. Во время войны советская молодежь, выросшая на его патриотических книгах, беззаветно бросалась на врага, гибла  свято веря в победу. Естественно партийные лидеры помогали ему. Помогал, конечно, и  генсек, ибо был первым, кто был в этом заинтересован.

Но ведь были и другие  - враги, недоброжелатели, просто завистники его славы и его комфортной жизни. Горький буквально ценой собственной крови, бьющейся из его затихающего сердца, наполняет кубок вечной жизни, который  поднимет всесильный и справедливый Разум (образ Воланда) в день трагической смерти писателя. Но слишком много фальши в  творчестве Горького, слишком много лжи витает вокруг его личности. Недаром поступки барона Майгеля вызывают шепотки. На  беду писателя, воспитанная им патриотическая молодёжь  - комсомольские честные души! - прекрасно понимают несоответствие душевных порывов писателя (его призывов!) и гнусной действительности. Понимают причины, которые хорошо видны Разуму. Появившись в Москве в день смерти Горького, именно Разум, осветив её софитами  истины, внезапно явил убогость и лживость  советских лозунгов на нелепой сцене  жизни.

 Страна неистово неслась навстречу своему бурному будущему. Смерть Горького потрясла удивленную страну. Открылась ГОЛАЯ ПРАВДА, которая хозяйничала теперь в  опустевших душах. Хотя умело подкрашенную ГОЛОВУ писателя выставили для прощания,  настоящее ТЕЛО наглухо спрятали под грудой кровавых тряпок. И народ замер. Так было надо. Но кому? И зачем? И тогда и сейчас нет однозначных ответов...

 Сам романтичный  Мастер  - конечно, это Дух Горького. Это его светлые мечтания о новом человеке. Именно Дух писателя сочинял невиданный роман о новой, милосердной Власти, мучительно надеясь на жизнеспособность такого правления. Но роман был обречен на гибель. И напрасно Душа Сталина - образ королевы Марго (то светлой, то темной) - однажды поверив оживляющей силе  таланта Горького и  полюбив её, звала его Дух  к победе, толкала к действию. Она верила что новому человеку быть! Душа Сталина страстно веря идеям писателя - так верит любящая женщина своему избраннику! - не смогла помочь, спасти его.  Что вернее любви  между Душой и Духом? Душой Сталина и Духом Горького?

 Сталин давно хотел, чтобы  Булгаков написал правдивый роман о его правлении, о его мечтах, планах. Он не трогал писателя долго. Ждал. Но написанный роман о МАСТЕРЕ не оправдал его надежд. Почему? Сложно ответить. Роман написан и очень правдиво передал суть того сложного времени. И всё же понять его глубины трудно оказалось даже самому заказчику. Что уж тут сказать о потомках? Время убрало свидетелей, смыло детали, намеки, факты. Как сейчас понять то, что скрывалось под шутками Булгакова? Какая аура, намеки витали над теперь забытыми всеми фактами? 

 И всё же  загадки Булгакова помогли и помогают людям задуматься над  Вечными вопросами жизни, над смыслом жизни. Они помогают найти свой путь многим и сегодня. Просто подумай в тишине ночи над каждым словом романа. Буквально - над каждым! Не спеши - читай и  думай. Но думай сам, что бы, выстроить свою версию. Мои мысли останутся только моими, если ты не поверишь в них так же самозабвенно, как верю им я. Надеюсь это нужно тебе, твоей Душе, твоему Духу далёкий человек. Пусть уже не советский, но Человек ведь?

13.11 2020 года.


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.