Изр. гл. 6 Неизвестный геноцид

               

                Трагедия, которую я видела в лицах стоящих в нескольких метрах от меня людей, и наблюдения за которыми навело меня   на  разносторонние размышления, имеет глубокие исторические корни.
                Вооружённый Косовский конфликт, вспыхнувший в феврале 1998 года между албанскими повстанцами и Союзной Республикой Югославией, обнажил в сербском народе  генетическую  память.

                И сербы, и албанцы, живущие на одной территории, считают эту землю своей. Албанцы утверждают, что их предки появились в Косово за тысячу лет до прихода сюда сербов. Эта территория имеет огромное значение для сербской   истории, как Киев и Москва для русских. Албанцы пришли сюда вслед за турками, находясь в  вассальской зависимости от Османской империи. Для ослабления сербского присутствия и численности  регионе турки переселяли исламизированных албанцев сюда.
             Когда турки завоевывали эти земли, то на косовском поле погибли самые лучшие князья Сербии. Житница страны, самый плодородный край, самый богатый, самый лучший.  Лучше чем Косово, в Сербии ничего нет. И вдруг это народное достояние стало албанским. Третье поколение албанцев там живет. А Албания, между тем,  самая бедная страна в мире.
             Руководитель Югославии, Тито, был хорват. Он  разрешил компактное проживание албанцев.  Если бы  они были расселены, рассредоточены, такого  конфликта бы не было.
   
            Сербы, с одной стороны, оказались подперты албанцами, с другой стороны - католиками-хорватами.               
     В 1929 году  была основана хорватская фашистская ультраправая, националистическая, клерикальная  организация, основанная Анте Павеличем в 1929 году в Италии.
             Следуя примеру нацистской Германии, режим усташей («восставшие», «повстанцы») издал расовые законы по образу и подобию Нюрнбернских законов, направленные против евреев и цыган. Врагам хорватского народа  были объявлены и все сербы.
               Тем самым режим усташей с проявлением крайней степени национализма, применяя на практике нацистскую расовую теорию, совершая преступления против человечности и геноцид, являлся хорватским вариантом германского нацизма.
               Размах геноцида в Хорватии заставил даже Муссолини предоставить в Италии убежище сербам и евреям, спасавшимся от режима усташей.
               Во время Второй Мировой войны, согласно различным оценкам, на территории Югославии было убито от 500000 до 1200000 сербов.  Профашистский режим усташей в Хорватии был основным организатором геноцида.

              Югославия была идеей среди южных славян, она подразумевала создание единого государства, объединив все славянские народы Балкан.  Усташи видели себя борцами за независимость от сербской гегемонии внутри Югославии, ставя своей задачей создание этнически чистой независимой Хорватии.
               После нападения фашистских  войск было создано самостоятельное независимое государство Хорватия. Власть в стране принадлежала ультранационалистическому движению усташей. Целью было превращение Хорватии в стопроцентно католическую страну. А проживавших в ней сербов, цыган и евреев предполагалось уничтожить. Хорватия была единственной страной-союзницей Германии, создавшей свои собственные концлагеря.
             Документальные материалы о массовом убийстве сербов, которое началось в первые дни возникновения Независимого государства Хорватия,  представлены в фильме  Галины Царевой  "Геноцид по благословению Ватикана". Муки, которые претерпели сербы, не сравнятся ни с холокостом, ни с нацистскими лагерями. Невинных сербов насаживали на колья, на груди разжигали огонь, заживо жарили, облив кипятком снимали с них кожу и посыпали раны солью, выкалывали глаза, резали уши, нос, язык, сбрасывали живыми в шахты, собирали выколотые глаза жертв в мешки, для отчётности. Детей бросали в гашеную известь, раздирали их за ноги, разбивали им головы о стены, камнями перебивали им позвоночник, применяли другие пытки, которые нормальному человеку трудно и  вообразить.
               Во всех этих диких, нечеловеческих преступлениях участвовало большое количество католических священников, клириков, монахов и организованной католической молодежи.
               Долгие годы удавалось замалчивать об этих страшных событиях 41-45 годов, и  не удивительно, ведь на это были пущены все средства римо-католической церкви.


                И сейчас происходит новый геноцид, геноцид над сербами, только за то, что они православные.
                Голос  кого-то из наших, среди которых я находилась, нарушил тишину:  "Да-а-а, видать сильно им там досталось..."  Повернулась. Стоявший  позади меня батюшка не удержался от многоговорящего комментария.  Несколько слов, и все ясно. Мужчины, обычно эмоционально вообще сдержаны. Священнику как лицу с достаточно  специфической сферой приложения знаний  тем более свойственно молвить  афористично-назидательно.
                Немного помолчав, добавил:  «За то, что отступили от веры...»
                Покрутив в голове услышанную фразу, кое-что вспомнив, кое-что сопоставив,  взглянув ещё раз на сербов напротив, затем на лазурно-голубое небо над головами нашими, затем погрузившись в неопределенность, помолчав сама с собой,  подумалось: «Или, наоборот, - за то, что на них возложен крест  мученичества. Иным в назидание».
                Мы долго находились напротив друг друга.  Но три часа прошли как одна минута.

                Между тем пробивались мысли и о личном. Собственно я здесь именно ради  этого дня. Не как турист.  Те только смотрят, ничего до конца не понимая. А как паломник. С пониманием духовным.  Мне нужен именно этот день, день  искупления. 
                И пришло  время моему  Крестному пути.


Рецензии