За кулисами Мастера и Маргариты часть 1

С самых первых строк романа «Мастер и Маргарита» Булгаков начал описывать Путь восхождения из человеческого мира в мир Богов.

Не случайно первые персонажи, появившееся перед читателем, оказываются не просто на улице Москвы, а в параллельном пространстве:

(«Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.»)

  Такое указание на пустотность и страх соответствует состоянию Бреда.

   Дело в том, что человеческое сознание, захватившее тело, как сосуд для существования, способно перемещаться в 5 состояниях, переходя из одного в другое.
 Этому есть и причина и логическое объяснение, которое, пока, останется без подробного пояснения.

Эти состояния: бред, бодрственное, сосредоточенное, сновидческое, и состояние глубокого сна. Каждое из них занимает в нашей жизни своё место и свою индивидуальную наполненность. Из всех пяти, состояние бреда является самым загадочным и (часто) выпадающим из поля зрения осознания,  состоянием. Оно и парализующий страх, и болезненные галлюцинации, и неконролируемые действия под влиянием внутренних восприятий, основанных на опыте прошлых накоплений. Реакции бреда рвут время и пространство на клочки,  и могут быть,  как полностью забыты, так и надолго запоминающимися,  по выходу из состояния. Ум, как правило,  в редких случаях способен к осознанному отделению бреда от состояния бодрствования, но Булгаков был не из тех, хотя намеренно и стёр из поля зрения читателя границу этого перехода.

 Если одно из пяти состояний начинает занимать в сознании доминирующее положение, за счёт угнетения другого в суточном режиме, то психиатры  говорят о патологии. Бред отличается от бодрственного состояния возникновением:  возбуждения, спора, перебранки, склонности к драке, борьбе, чувством собственной правоты, которое хочется доказать, опьянения, СТРАХА! Страх является ключевым во всех проявлениях БРЕДА….и признаком его является внезапная ЖАЖДА и опустошённость!

(Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».)

(– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.) – эта фраза обещает усугубление состояния бреда к вечеру.

 Итак, мы( или автор) попадаем в бредовое состояние, при котором сознание чувствует себя в состоянии отрицательной пустоты (…пуста была аллея.»)
 
  Оба первых персонажа – это сам Булгаков в двойственной природе. Начитанный Берлиоз и владеющий интуицией, поэт --  Иван Бездомный. Как только, оба персонажа начали сближаться во взглядах, где логика Берлиоза начала побеждать в раунде с интуицией Бездомного, появился третий – Воланд.

 Воланд – это «неродившийся ребёнок» -- однонаправленный ум( сел между ними). Если он родится , то оба первичных: Берлиоз и Бездомный должны исчезнуть( это условие!) Поэтому Воланда вызвали именно Берлиоз с Бездомным своей беседой на тему о Боге.

 Заметьте, тема стала уходить в Небеса и оттуда, сразу появился ОН – СУДЬЯ! По сути это цепочка действий, направленная на созерцание и выявление высшего состояния сознания – визуализация!
 
Почему-же умирает именно Берлиоз? – Потому, что путь для логики – закрыт, так как логика, в мире людей, искажена и испорчена материальностью. А интуиция Бездомного не принимается логикой общества,  и он попадает в психиатрическую лечебницу, так как его состояние бреда перекрыло собой все остальные состояния.

 Когда щиты для проникновения удалены, то проникновение из высшего Демонического  мира нерождённого Судьи  проявляется в СОЗНАНИИ!

Все действующие герои романа – это персонифицированные качества ума ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА!

В практике Тантры сознание отбрасывает смутное чувство «я» и обретает ролевую способность воплощения в проходящие сквозь него, ветра различных персонажей .

 Теперь мы ( или автор) приняли форму и ум Воланда, который несомненно привёл с собой свиту – запах, который персонифицируется в романе в новых героев.

 (Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской.)

Почему-же парикмахерской?

Тут есть отвлечённый —специфический запах парфюмов, но указание не на парфюм, а на действо стрижки, подобное отсеканию порочных качеств ума, то есть разросшихся,  как волосы, которые стали портить вид.

 Первое отсечение логики произошло через видЕние Коровьева в виде шута –ангела.

 Далее выстригут всех работников МАССОЛИТа…, аккуратно, ровненько. Надо сказать что каждому из них , достаточно проявить одно из порочных качеств ума, как они тут-же попадают под косу Судьи Воланда.
(продолжение следует…  http://proza.ru/2020/11/17/1615 )


Рецензии
Очень и очень интересный взгляд на Булгакова.
Спасибо, Марина!
Но, я рискну предположить, что ум, как таковой, не является проблемой - проблемой является покорность ума инстинктам и условным рефлексам (васанам). Однонаправленность ума возможна лишь тогда, когда остановлены разнонаправленные реакции психики. Сознание должно очиститься от психического, и тогда ум подчиняется Дхарме и Вдохновению (есть ли в буддизме аналог Вдохновения?).
Логика, как таковая, не опасна - опасна лишь логика, базирующаяся на инстинктах, выстраивающая свои выводы из неверных реакций, из реакций, которые есть причина неведения. Разорвав связь ума с психическими реакциями, душа получает доступ к Разуму Вселенной (Дао, Дух Святой, Дхарма).
Буддизм нелогичен, за исключением некоторых ответвлений. Но, нелогичность - это не признак истинности. Увы, это всего лишь - наличие противоречий и необоснованных допущений. Сама цель буддизма - Нирвана, представляется мне изкажением идей Будды, если понимать Нирвану, как прекращение действия сознания.
Если же представлять Нирвану, как прекращение действия психики - то всё становится на свои места, и сознание обретает реальную цель, причем совершенно логичную цель, даже совершенно рациональную цель.
Не страдать
Не изпытывать влечений и отвращений
Пребывать в идеальном состоянии сознания
Действовать по Дхарме, по непосредственному возприятию Гармонии Мира, которую невозможно отделить от Дхармы.
Это лучше Нирваны, как полного прекращения. Уверен, Будда не учил полному самоуничтожению души.

Юрий Павлович Лопатин   18.11.2025 04:49     Заявить о нарушении
Добрый день Юрий Павлович.Большое спасибо за прочтение и вопросы.

"Но, я рискну предположить, что ум, как таковой, не является проблемой - проблемой является покорность ума инстинктам и условным рефлексам (васанам)." -- совершенно верно. Я тоже того-же мнения.

"есть ли в буддизме аналог Вдохновения?). -- зачем столь прекрасному чувству какой-то аналог? Вдохновение неотъемлемая часть Дхармы.

"Логика, как таковая, не опасна - опасна лишь логика, базирующаяся на инстинктах, выстраивающая свои выводы из неверных реакций, из реакций, которые есть причина неведения. Разорвав связь ума с психическими реакциями, душа получает доступ к Разуму Вселенной (Дао, Дух Святой, Дхарма). -- это не противоречит буддизму.

"Буддизм нелогичен, за исключением некоторых ответвлений. Но, нелогичность - это не признак истинности. Увы, это всего лишь - наличие противоречий и необоснованных допущений. Сама цель буддизма - Нирвана, представляется мне изкажением идей Будды, если понимать Нирвану, как прекращение действия сознания."
-- Это неправильное понимание Нирваны( наверное вы вычитали это где-то в интернете, где пытались опорочить смысл Буддийского термина. Нирвана -- это прекращение (психического)страдания ума по какому либо поводу. В Нирване сохраняются такие чувства как Сострадание, Доброжелательность, удовлетворённость, спокойствие(бесстрастие) и Радость вдохновения Дхармой. Но это нельзя назвать "прекращением действия психики" -- это её благой остаток.

"Не страдать
Не изпытывать влечений и отвращений
Пребывать в идеальном состоянии сознания
Действовать по Дхарме, по непосредственному возприятию Гармонии Мира, которую невозможно отделить от Дхармы." -- это и есть сама Нирвана.

"Уверен, Будда не учил полному самоуничтожению души."
-- Будда не учил этому потому что он никогда не рассматривал наличие Души, как чему-то неподверженному изменениям.

Марина Тигра   18.11.2025 16:06   Заявить о нарушении
Очень конкретное ощущение Просвещения. Вы просветитель, Марина.
Надеюсь, чрезмерная гордость Вам уже не грозит...
Но, я Вас совсем не знаю ещё.
Очень яркое впечатление, как будто звезда зажглась. Даже слеза навернулась.
Но, я уже научен горьким опытом.

И, всё же, надеюсь, Ваш Свет настоящий.

Юрий Павлович Лопатин   18.11.2025 16:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.