За кулисами Мастера и Маргариты часть 1

С самых первых строк романа «Мастер и Маргарита» Булгаков начал описывать Путь восхождения из человеческого мира в мир Богов.

Не случайно первые персонажи, появившееся перед читателем, оказываются не просто на улице Москвы, а в параллельном пространстве:

(«Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.»)

  Такое указание на пустотность и страх соответствует состоянию Бреда.

   Дело в том, что человеческое сознание, захватившее тело, как сосуд для существования, способно перемещаться в 5 состояниях, переходя из одного в другое.
 Этому есть и причина и логическое объяснение, которое, пока, останется без подробного пояснения.

Эти состояния: бред, бодрственное, сосредоточенное, сновидческое, и состояние глубокого сна. Каждое из них занимает в нашей жизни своё место и свою индивидуальную наполненность. Из всех пяти, состояние бреда является самым загадочным и (часто) выпадающим из поля зрения осознания,  состоянием. Оно и парализующий страх, и болезненные галлюцинации, и неконролируемые действия под влиянием внутренних восприятий, основанных на опыте прошлых накоплений. Реакции бреда рвут время и пространство на клочки,  и могут быть,  как полностью забыты, так и надолго запоминающимися,  по выходу из состояния. Ум, как правило,  в редких случаях способен к осознанному отделению бреда от состояния бодрствования, но Булгаков был не из тех, хотя намеренно и стёр из поля зрения читателя границу этого перехода.

 Если одно из пяти состояний начинает занимать в сознании доминирующее положение, за счёт угнетения другого в суточном режиме, то психиатры  говорят о патологии. Бред отличается от бодрственного состояния возникновением:  возбуждения, спора, перебранки, склонности к драке, борьбе, чувством собственной правоты, которое хочется доказать, опьянения, СТРАХА! Страх является ключевым во всех проявлениях БРЕДА….и признаком его является внезапная ЖАЖДА и опустошённость!

(Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».)

(– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.) – эта фраза обещает усугубление состояния бреда к вечеру.

 Итак, мы( или автор) попадаем в бредовое состояние, при котором сознание чувствует себя в состоянии отрицательной пустоты (…пуста была аллея.»)
 
  Оба первых персонажа – это сам Булгаков в двойственной природе. Начитанный Берлиоз и владеющий интуицией, поэт --  Иван Бездомный. Как только, оба персонажа начали сближаться во взглядах, где логика Берлиоза начала побеждать в раунде с интуицией Бездомного, появился третий – Воланд.

 Воланд – это «неродившийся ребёнок» -- однонаправленный ум( сел между ними). Если он родится , то оба первичных: Берлиоз и Бездомный должны исчезнуть( это условие!) Поэтому Воланда вызвали именно Берлиоз с Бездомным своей беседой на тему о Боге.

 Заметьте, тема стала уходить в Небеса и оттуда, сразу появился ОН – СУДЬЯ! По сути это цепочка действий, направленная на созерцание и выявление высшего состояния сознания – визуализация!
 
Почему-же умирает именно Берлиоз? – Потому, что путь для логики – закрыт, так как логика, в мире людей, искажена и испорчена материальностью. А интуиция Бездомного не принимается логикой общества,  и он попадает в психиатрическую лечебницу, так как его состояние бреда перекрыло собой все остальные состояния.

 Когда щиты для проникновения удалены, то проникновение из высшего Демонического  мира нерождённого Судьи  проявляется в СОЗНАНИИ!

Все действующие герои романа – это персонифицированные качества ума ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА!

В практике Тантры сознание отбрасывает смутное чувство «я» и обретает ролевую способность воплощения в проходящие сквозь него, ветра различных персонажей .

 Теперь мы ( или автор) приняли форму и ум Воланда, который несомненно привёл с собой свиту – запах, который персонифицируется в романе в новых героев.

 (Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской.)

Почему-же парикмахерской?

Тут есть отвлечённый —специфический запах парфюмов, но указание не на парфюм, а на действо стрижки, подобное отсеканию порочных качеств ума, то есть разросшихся,  как волосы, которые стали портить вид.

 Первое отсечение логики произошло через видЕние Коровьева в виде шута –ангела.

 Далее выстригут всех работников МАССОЛИТа…, аккуратно, ровненько. Надо сказать что каждому из них , достаточно проявить одно из порочных качеств ума, как они тут-же попадают под косу Судьи Воланда.
(продолжение следует…  http://proza.ru/2020/11/17/1615 )


Рецензии
Добро, Марина!
Однако, позвольте вас спросить из каких мыслей вывод сей -
//Воланд – это «неродившийся ребёнок» -- однонаправленный ум( сел между ними). Если он родится , то оба первичных: Берлиоз и Бездомный должны исчезнуть( это условие!) Поэтому Воланда вызвали именно Берлиоз с Бездомным своей беседой на тему о Боге.//
- Почему ребёнок не родившийся?.. ДА, понимаю - до явления на Свет бытия, ОН с БОГ?ОМ Пребывает и о Того всё в истине ему Знакомо, т.е. Известно!
ЕСЛИ от Сего Мышления, то, + !!!

ибо, Человек совершенен лишь во плоти. Хотя нынешняя искаженная философия Буддизма сие отрицает. Мол в некой НИРВАНЕ мы подобны, Ну, если только в Состоянии изменённого мышления, что и предполагает 5-е измерение в кое входит мироЗДАНИЕ в сей день бытия нашего.
=============
далее по Запаху Парфюма?..
- а не намёк ли Это на то, что без волос, т.е. постригшись или сделав причёску, человек, связь с Высшим на некоторое время потеряет?.. (Вспомним волосы БИБЛЕЙСКОГО МИФОЛОГИЧЕСКОГО Самсона?)
------------
по Коровьеву - почему ангел-шут?..
Из-за того, что знает всё как бы заранее и предстаёт перед АТЕИСТОМ с издевкой?!.. -
НО, он же и наказывает, а Это ведь не Ангельская ипостась.
==========================================
Марина, если в такой детализации рамана осмысливать все Образа ОСНОВНЫЕ, писание получится гораздо больше самого Произведения Булгакова.
В Осмыслении СУТИ Образов, ваши рассуждения, как подсказка, как подтверждающие мысли ОЗАРЕНИЯ!
ДА! есть те, коим без этого, ВЫВОД по СУТИ, как Огонь вытащенный из ведра с водой. А по симу → +!!!



Анатолий Ведов   08.02.2024 13:57     Заявить о нарушении
Добрый день,Анатолий.

"- Почему ребёнок не родившийся?.. ДА, понимаю - до явления на Свет бытия, ОН с БОГ?ОМ Пребывает и о Того всё в истине ему Знакомо, т.е. Известно!"
Вы несколько по своему всё понимаете, согласно своему мировоззрению. А я имела в виду нерождённый ум, то есть без плоти, имеющий лишь тонкое тело света.
Вы считаете философию Буддизма искажённой, а я считаю её Истинной. -- Это основное отличие в нашем с вами мировоззрении.

"ибо, Человек совершенен лишь во плоти. Хотя нынешняя искаженная философия Буддизма сие отрицает. Мол в некой НИРВАНЕ мы подобны, Ну, если только в Состоянии изменённого мышления, что и предполагает 5-е измерение в кое входит мироЗДАНИЕ в сей день бытия нашего."

"- а не намёк ли Это на то, что без волос, т.е. постригшись или сделав причёску, человек, связь с Высшим на некоторое время потеряет?.. (Вспомним волосы БИБЛЕЙСКОГО МИФОЛОГИЧЕСКОГО Самсона?)" Нет, это не тот намёк,у Самсона вместе с волосами отобрали силу, а тут совсем другая метафора, которую я объяснила в тексте -- на что именно указывали знаки:
Тут есть отвлечённый —специфический запах парфюмов, но указание не на парфюм, а на действо стрижки, подобное отсеканию порочных качеств ума, то есть разросшихся, как волосы, которые стали портить вид.

"НО, он же и наказывает, а Это ведь не Ангельская ипостась." Это как раз Ангельская ипостась, ведь Ангелы включают в себя и демонические качества и защитные и провоцирующие.Ангелы тоже разные, как и люди и боги. Демоны -- выходцы из Ангелов.

Кстати, сам Булгаков, когда знакомит с Коровьевым Мастера, представляет его именно Ангелом-шутом (в конце романа, когда они уже скачут на Небесных конях прочь от мира людей).



Марина Тигра   11.02.2024 20:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.