немного о Юрии Визборе 17
Каждый год Юрий Визбор ездил в горы, где совершал восхождения с командой альпинистов в сезон, а зимой занимался скоростным спуском вместе с горнолыжниками. А жизнь и творчество Визбора теснейшим образом взаимосвязаны.
Вот ещё одна песня Юрия, которая, думаю, будет хорошей иллюстрацией к нижеследующему тексту.
Горнолыжник*
О, как стартует горнолыжник,
Он весь в стремительном броске,
И дни непрожитые жизни
Висят, висят на волоске,
И снега жесткая фанера
Среди мелькающих опор,
Он разбивает атмосферу,
непостижимый метеор,
Лети, но помни, крепко помни,
Что все дается только раз -
И снега пламенные комья,
И эта страшная гора.
Но мир не виден и не слышен.
Минуя тысячи смертей,
Ты жизнь свою несешь на лыжах,
На черных пиках скоростей.
Зачем ты эту взял орбиту?
К чему отчаянный твой бег?
Ты сам себя ведешь на битву -
И оттого ты человек.
Несчастий белые кинжалы,
Как плащ, трепещут за спиной,
Ведь жизнь - такой же спуск, пожалуй,
И, к сожаленью, скоростной.
1966
***
Леонид Велехов, программа «Культ личности»
Визбор – легендарное имя. А точнее – фамилия. Для нескольких поколений советских людей она была символом, синонимом свободного, неподцензурного изъявления чувств и мыслей в поэтическом песенном слове. Хотя в своих песнях Визбор не высказывался на острые социальные темы, не бросал вызов власти, и даже не прибегал к языку аллюзий. Он просто свободно пел о силе человеческого духа, о хрупкой красоте человеческих отношений, о способности человека не сдаваться на милость обстоятельств и сопротивляться напору во много раз превосходящей его по возможностям стихии. Но в этом гитарно-поэтическом гимне свободе и был вызов несвободе, протест против неё.
***
Вот небольшие фрагменты из беседы Леонида Велехова и Татьяны Визбор.
Велехов:
– Считал ли Визбор кого-то своим главным соперником?
Татьяна:
– Нет!
Велехов:
– Творческим?..
Татьяна:
– Нет, нет. Совершенно нет! Он до такой степени любил творчество своих друзей, до такой степени всегда был первым пропагандистом-исполнителем их. У него несколько концертов есть, посвященных своим друзьям.
Он приходил на свои концерты и люди приходили слушать его песни, но все слушали то, что он говорил о Юлии Киме, которому тогда не давали возможности выступать, о Городницком, о Кукине, о Клячкине, рассказывая о том, какие они гениальные, какие у него, Юрия, есть друзья. Он на этих концертах, по словам Татьяны, перепел все их песни. Ему никогда не была присуща творческая ревность.
***
Какие отношения связывали Визбора с Высоцким, спросил Л. Велехов, который считал, что Владимир Высоцкий в чём-то очень близкая Юрию Визбору фигура, хотя они разные по стилю.
Татьяна же утверждала, отвечая на вопрос Л. Велехова о Владимире Высоцком, что с Визбор с Высоцким были полярны.
Велехов не соглашался, подчеркивая, что и у того, и у другого присутствовал культ мужского начала, противоборства, противодействия обстоятельствам, и поинтересовался, было ли что-нибудь, что их связывало или, наоборот, разъединяло.
И тогда Татьяна рассказала, что как-то, когда на концерте Визбора спросили о его отношении к Высоцкому, Визбор вспомнил Энштейна, «которого тоже когда-то спросили о том, как он относился /и тут Татьяна замялась, вспоминая/ то ли к Шуберту, то ли к Шопену, или к Бетховену, что-ли, в общем к кому-то из классических… А он, Энштейн, говорил, что к нему никак не надо относиться, надо как бы воспринять, отойти и помолчать».
И от себя пояснила: «Надо, как бы созерцать. То есть ничего не надо ни туда, ни сюда. Ни плюс, ни минус». Она посетовала, что забыла точную формулировку фразы, сказанную Юрием, но уточнила: «была фраза очень ёмкая, более значительная и замечательная, но смысл такой».
Визбор никогда не считал написание песен профессиональным своим делом. И никакие комплексы, связанные с членством в союзе писателей, или не с членством в этом союзе его не волновали.
***
У Визбора была масса дел, которыми он занимался профессионально.
Велехов:
– А вот, Тань, я теперь хочу вот так повернуть наш разговор: ведь как бы – чистый лирик, вот какой-то гражданской, политической темы, при том что работал журналистом «в поле», жизнь, её проблемы знал лучше Высоцкого, Галича – я называю сейчас тех поэтов, которые эту вот такую социальную реальность отражали в её какой-то конфликтной сущности – биография такая, отец был арестован, расстрелян… …Почему это всё не отразилось в песнях? Осторожничал?
И тут в своём ответе Татьяна ссылается на слова Самария Маркович Зеликина, которого она характеризует словами: кинодокументалист замечательный, который, как и Визбор, работал в творческом объединении «Экран», и именно Зеликин ей сказал:
«Существует два вида людей: одного человека интересует борьба человека с человеком. /Это, как говорил Самарий Маркович, это про меня. Меня всегда интересует социальный аспект, почему там рыбу не докладывают, … почему там улов не тот, урожай не такой…/. А есть люди, которых интересует борьба человека со стихией».
Татьяна:
– Вот это был отец. Он был искренне предан этой своей борьбе, потому что его это искренне интересовало. Наверное, у всех есть свои прививки по поводу… Может быть, от части, он уходил от этого.
Велехов:
– Мне тоже кажется он уходил. Он уходил в эти горы, и вместе с тем в образе этих гор и противодействия человека стихии, есть и образ противодействия человека власти, обстоятельствам. Это тоже есть…
*Песня «Горнолыжник» посвящена Василию Степановичу Мельникову, советскому горнолыжнику, который с 1961 по 1971 год участвовал в чемпионатах Европы и мира, был абсолютным чемпионом СССР. В 1964 году принимал участие в зимних Олимпийских играх в Инсбруке, в 1968 году в Олимпийских играх в Гренобле.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №220111600192
Мне представляется, что Визбор понимал обстановку не хуже тех бардов, которые высказывали к ней своё отрицательное отношение. Он не поддерживал власти предержащие, но при этом очень хорошо сознавал собственную уязвимость, учитывая его биографию, а потому был крайне осторожен.
Не всем суждено быть борцами. Кто вправе его за это осудить? Никто!
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 16.11.2020 19:17 Заявить о нарушении
Тут очень тонкая материя, поэтому я, можно сказать, стенографировала. Никаких моих домыслов. От меня только порядок подачи материала и отбор информации по теме.
Если сравнивать с врачами, то есть прекрасные диагносты, а есть те, кто прекрасно лечит, зная диагноз, но сам - диагност никакой. И не всякий хороший диагност - хороший лекарь. И массажисты нужны, и хирурги.
Кира Викторова 16.11.2020 19:30 Заявить о нарушении