Толстой и Софья

Отношения Льва и Софьи меня начали интересовать очень давно по той причине, что оба они люди пишущие, думающие, страстные, да еще и прожившие вместе всю жизнь обреченные терпеть друг друга, любить и ненавидеть несколько десятко в лет. Я читал и его и ее произведения, дневники и воспоминания потомков.

Но суть их отношений, суть непримиримости мужского и женского мировоззрения по своей сути выразила моя знакомая весьма далекая от психологии: "Он ожидал того же, что и любой другой мужчина: искренности, преданности, честности... А она была рассчетливая врушка-выдумщица, как и большинство нашей сестры".

Причины мне понятны, но меня пугает, что они тоже почти везде одинаковы, а отношения Толстых, их глубочайший разлад можно увидеть практически в каждом несчастном браке.

Нет. Не была она врушкой. Не более, чем любая другая. Не было бы ее, не было бы ни Анны Карениной, ни Крейцеровой сонаты. Толстой вместе с Войной и миром прожил и перерос свой семейный, бытовой уровень. Но вот потом? Последовать за мужем в жизнь духовную, отказаться от себя, можно ли требовать или ждать того от женщины? Надеяться? Тут мне известны примеры семей, но либо детей нет, либо выросли, либо еще что-то особенное, а главное редко это все ужасно. Это ведь надо, чтобы женщина отреклась от себя самое ради мужа, а тот от самого себя ради чего-то еще более важного. И в одиночку-то духовный подвиг совершить удается единицам, а тут вдвоем, да еще и одновременно...

Но так нестерпимо хочется.


Рецензии