Семейная шеренга... 2020 гл. 22 Умерший от ран

Семейная шеренга Бессмертного полка, 2020

Глава 22. Умерший от ран

Муж Екатерины Филипповны, Григорий Сергеевич МАКСИМОВ (1914-1943 гг.), сын раскулаченного при коллективизации местного полтаво-звонаревского мельника Сергея МАКСИМОВА, в начале войны находился в г. Измаил. Точно его перемещения в годы войны установить не удалось, но погиб он в 1943 году при освобождении Украины. Он писал письма жене в Головатовку, но свою дочь Любу, родившуюся в сентябре 1941 года, так и не увидел. Письма от него перестали приходить в августе 1943 года, и очень долго семья не имело про него никаких сведений.

По первым найденным документам из ОБД «Мемориал» в бою он получил проникающее осколочное ранение грудной клетки и умер 11.08.1943 года в полевом госпитале 5191 (ППГ 5191). Похоронен сержант, помощник командира взвода, Г.С.МАКСИМОВ в братской могиле в селе Новокрасновка Бобровского сельсовета Антрацитовского района Луганской области. Там же читаем: призван Солдато-Александровским РВК – определяем, что это Ставропольский край, видимо солдатская судьба занесла его туда, но, как и почему не знаем. Ещё записано: родственники – отец МАКСИМОВ Сергей, и приведен адрес – Сталинградская область, Калининский район, Новониловский сельсовет (ошибка писаря – вместо Новокиевского), дер.Головатовского. Почему в личном деле Григорий Сергеевич вместо жены вписал отца, непонятно. И это, возможно, в дальнейшем затруднило многое в жизни Екатерины Филипповны МАКСИМОВОЙ. В числе последних обнаруженных документов есть похоронка именно с таким, неточным, адресом, и можно предположить, что до хутора Головатовский она не дошла. Тем более что вероятно адресат, Сергей МАКСИМОВ, там не проживал, находясь в ссылке. И, соответственно, к жене извещение о гибели мужа не попало.

Из именного списка умерших в госпитале также узнаем, что воевал Григорий Сергеевич МАКСИМОВ в 347 дивизии 2-й Гвардейской Армии.
То, что семья долго не знала о его судьбе, подтверждается запросом, отправленным Калининским РВК в Министерство обороны (Наркомат обороны) в 1951 году и основанном на личном обращении Максимовой Е.Ф. Там указано, что связь прекратилась в августе 1943 года из-под Ростова, и предложено считать Г.С.МАКСИМОВА пропавшим без вести с сентября 1943 года. По этому запросу предварительно военкомат связывался с Измаильским ОВК, но данных о призыве не получил.

Но, видимо, позже судьба воина была установлена, и семья узнала о его гибели. В 60-х или 70-х годах местные власти Антрацитовского района приглашали Екатерину Филипповну на открытие памятника на братской могиле, и даже предлагали перезахоронение праха мужа на родину. Но она тогда не стала это делать.

На фото та самая похоронка из Центрального архива МО, не дошедшая до семьи в годы войны.


Рецензии
И сколько всякого рода путаниц с документами было в то время, что и по сию пору установить истину не представляется возможным!
Спасибо вам!
С теплом.

Наталья Вялкина   17.11.2020 11:33     Заявить о нарушении
Наталья!
Согласен с Вами, неоднократно встречались ошибки
в документах. А из-за этого родные не могли узнать
судьбу близкого человека.
Спасибо.

Борис Лембик   21.12.2020 22:02   Заявить о нарушении