Что в ваших именах

    
      Говорят, есть такая наука – ономастика, которая изучает собственные имена.  Одним из разделов этой науки является каронимика, изучающая названия судов и всё, что с ними связано. Не будем уподобляться антисемитам, утверждающим, что все науки выдумали евреи, чтобы не работать, но история с названиями кораблей вряд ли тянет на статус отдельной науки. Скорее, это развлекательное исследование, и с таких позиций написан данный рассказ.
     По названиям пароходов и теплоходов действительно можно, если не изучать, то, по крайней мере, следить за течением общественных процессов. Суда долговечны, их жизненный срок исчисляется порой пятью-шестью десятками лет, а есть и долгожители; так, на Северной Двине пароход «Гоголь» проработал более ста лет. Ясно, что за это время в мире происходит чёрт знает что. Достаточно вспомнить сколько глобальных и локальных революций, войн, реформ произошло, например, в одном ХХ-м веке. Остановимся только на России и только на речных судах позапрошлого и прошлого веков.
       Когда судно строится, хозяин даёт ему название, чтобы выделить из ему подобных. Принципы подбора названия корабля, как и имени для новорожденного ребёнка, различны. В далёком прошлом солидные пароходные фирмы для создания весомости называли суда титулами царствующего двора. Так, в Обществе «По Волге», кроме «Императора» и «Императрицы», были: «Царь» и «Царица», «Государь» и «Государыня», «Царевич» и «Царевна», «Князь» и «Княгиня». Правда, упоминались персонажи и более низкого сословия: «Боярин», «Боярыня», «Граф», «Графиня», «Дворянка» и даже «Крестьянка».
      Иногда, с разрешения царского двора, пароходам присваивались имена царствующих особ и их родственников. В Обществе «Кавказ и Меркурий» успешно трудились: «Александр 11», «Николай 1», «Великая княгиня Ксения», «Великий князь Александр Михайлович», «Цесаревна Мария» и «Цесаревич Николай». Эта когорта разбавлялась князьями и императорами ранних времён; были пароходы с названиями «Олег Вещий», «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Пётр Великий», «Императрица Екатерина».
      В пароходном Обществе «Самолёт» в серии судов, построенных на бельгийской верфи Коккериль, использовали имена мифологических существ, которых так много в греческой и славянской истории. По Волге  перевозили грузы и пассажиров пароходы с названиями "Нимфа", "Русалка", "Сирена","Наяда", "Нереида", Сильфида", "Дриада". В этом же Обществе увлекались русскими князьями, была построена серия судов с названиями «Князь Иван Калита», «Князь Ярослав Мудрый», «Князь Мстислав Удалой», «Князь Владимир Святой», «Князь Дмитрий Ростовский» и другие. В 80-е годы Х1Х века в ПО "Самолёт" открыли новый источник названий – фамилии русских писателей и поэтов. Появились пароходы «Пушкин», «Лермонтов», «Тургенев», «Некрасов», «Жуковский» и «Александр Грибоедов». Чтобы понежиться в славе великих литераторов, в строю этих судов появились «Геннадий Ратьков-Рожнов» и «Владимир Ратьков-Рожнов», бывшие руководителями коммерческого Общества и владевшие судами данного типа.
       В 70-х годах Х1Х века появились пароходы с необычными зарубежными названиями. Предприниматель Альфонс Зевеке побывал в Америке и привёз оттуда техническую документацию необычных судов с заднеколёсными движителями. Помните: «Америка Европе подарила пароход, колёса …в самом заднем месте.., и очень тихий ход». По привезённым чертежам были построены «Алабама», «Ориноко», «Аллегани», «Магдалена» и «Колумбия». Развивая бизнес, Зевеке построил первые двухпалубные грузопассажирские корабли с названиями «Миссисипи» и «Миссури».
      В частных семейных пароходствах названия судов были попроще. На бортах пароходов часто фигурировали фамилии владельцев: «Шубин», «Яков Тырышкин», «Злобин» и др. В ходу были простые домашние названия: «Дед», «Бабушка», «Сёстры», «Брат». Иногда пароходы называли именами домочадцев. Так, в Компании братьев Каменских суда имели имена не только братьев-основателей Фёдора и Григория, но и их многочисленных родичей; по Каме и Волге ходили пароходы «Александр», «Василий», «Марианна», «Наталья».
       В ряду судов властной пароходовладелицы Марии Капитоновны Кашиной были «Мария», «М.Кашин» (в честь рано умершего супруга), «Надежда», «Матвей», «Анна», «Матрёна», «Харитина» и «Вера». Кстати, Максим Горький в своей пьесе «Васса Железнова» в качестве прототипа использовал образ Марии Капитоновны. Замечу кратко, чтобы не отклоняться от темы, что женщины в речном пароходном деле были весьма заметны. Кроме М.К Кашиной владелицами больших пароходных компаний были -  Евдокия Ивановна Мельникова на Оби и Анна Ивановна Громова на Лене.
      Братья Нобель решили отойти от традиций и, учитывая многонациональный состав Руси, дали следующие названия своим судам нефтеналивной флотилии: «Калмык», «Татарин», «Печенег», «Литвин», «Хазар», «Лопарь» и «Бурят».
      Иногда названия пароходов имели зашифрованный смысл. Так, вятский пароходчик Т.Ф.Булычев свой официальный общественный статус выразил в названиях трёх пароходов: «Потомственный», «Почётный» и «Гражданин». Он действительно имел звание потомственного почётного гражданина города Вятки.
      При смене владельцев судов чаще всего получали новые названия. Так, у того же Т.Ф Булычева  пароход с названием «Сотрудник» в связи с рождением сына был переименован во «Владимира», затем после продажи стал «Тружеником», после  очередной продажи назван «Бурлаком», а уже в советское время назывался «Судорабочим». Енисейский пароход «Капитан Дальман» тоже переименовывался многократно, он был: «Графом Игнатьевым», «Дедушкой», «Тружеником», «Петровским», «Чернышевским», а также №250.
      Чемпионом по числу переименований, видимо, является построенный в Англии в 1857 году вятским купцом Волонихиным пароход «Два Стефана», который переименовывался девять раз, поставив своеобразный рекорд. Среди его названий: «Углич», «Волонихин», «Верноподданный», «Румянцев», «Чердак», «Алексей Кольцов», «А. Ф. Письменный», «Советчик», «Перевал».
      Интересен процесс присвоения имён и переименования пароходов после Октябрьской революции, когда весь флот был национализирован и хозяином его стало государство.
      Вначале новые властители решили, что негоже пароходам иметь какие-то названия, тем более называться именами царей и императоров, поэтому вместо названий стали присваивать им номера. Неясно, чем не понравились новым хозяевам простые названия «Добрыня», «Отец», «Ангара», но и они  стали ходить  как №202, №247 и №248. Особенно «оцифровкой» увлекались госчиновники сибирских пароходств.
      Потом власти решили в названиях судов отмечать память погибших героев революции, Гражданской войны и политических деятелей. Появились пароходы: «Память Азина», «Память Маркина», «Память Покровского», «Е.Дрокин» «Хохряков», «Урицкий», «Володарский».
      В начале тридцатых годов прошлого века резко увеличилось число пароходов, получивших названия в честь живущих вождей и их ближайших соратников, каждому из них было лестно увидеть своё имя на борту парохода. В любом пароходстве можно было встретить суда «Сталин», «Ежов», «Ягода», «Микоян», «Молотов», «Смидович».  Новые суда также получали названия в честь героев-летчиков, папанинцев и челюскинцев: «Леваневский», «Ляпидевский», «Громов», «Каманин», «Кренкель», «Отто Шмидт».
      Если в дореволюционное рыночное время переименование судов происходило чаще всего из-за смены владельцев, когда новым хозяевам не нравилось прежнее название, и они давали своё, то в советское время всё было связано с какими-то реформами и катаклизмами при строительстве нового общества. В качестве примера можно проследить за пароходом «Ростислав», первоначальное имя которому ещё до революции дал купец Фуксман. В 1921 году, минуя стадию «оцифровки», он стал «Омском», в 1926 году пароходу присвоили имя «Косиор». После расстрела Станислава Косиора, судно было названо именем палача - «Николай Ежов», а после расстрела Ежова  в 1938 году руководители пароходства решили не испытывать судьбу и пароходу дали относительно нейтральное, но всё же политизированное имя «Ф.Энгельс». Похожая ситуация сложилась с ленским пароходом «Барон Гораций Гинцбург»: сначала это название заменили на несчастливый номер 13, затем судно назвали «Львом Троцким», а после изгнания главного теоретика терроризма и мировой революции на другой континент, пароход получил очередное неудачное название «Блюхер». Когда и этот военачальник стал «врагом народа», судно не стали переименовывать, а просто списали на металлолом, а главную паровую машину, ещё способную работать, переставили на пароход  «Маршал Будённый»; этот бравый военный был в то время «на коне» в прямом и переносном смыслах.
       Интересна ситуация с буксирами проекта 2054, которые были построены в середине 30-х годов прошлого века. Их решили назвать в честь людей труда: шахтёра Стаханова, трактористки Ангелины, ткачих Марии и Дуси Виноградовых, машиниста Огнева и других Но наступал 1937 год, и, видимо, власть имущие посчитали, что негоже их политические персоны равнять с людьми из народных масс, а потому, на всякий случай, произвели переименования: пароход «Паша Ангелина» стал «Нерлью», «Мария Виноградова» получил название «Колпино», «Машинист Огнев» назван «Ржевском».
      Большие изменения в названиях судов произошли во времена  «борьбы с врагами народа». Так, колымский пароход, имевший название «Генрих Ягода» стал называться «Стахановцем», «Э.Берзин» стал «Колымским водником», енисейский «Усиевич» - получил новое название «Россия», а «Алексея Рыкова» - переименовали в «Ивана Папанина». Подобные изменения были практически в каждом пароходстве, и служащим, которые занимались паспортизацией судов, приходилось в эти годы ударно трудиться.
      Понимая, что вывеска на борту есть не только средство информации, но   реклама и пропаганда, в социалистической трудовой стране появились огромные буксиры с названиями «Индустриализация», «Коллективизация», а также более мелкие: «Фрезеровщик», «Литейщик», «Гидролог», «Сварщик», «Калибровщик», «Радист», «Синоптик». Это должно было подтверждать основные идеи и главных людей нового общества. Профессиональные специальности в дальнейшем использовались неоднократно.
      Сейчас вызывают улыбку такие вот названия пароходов : «ЯЦИК» (Якутский центральный исполнительный комитет), «БашЦИК» (Башкирский центральный исполнительный комитет), «Якутобком ВКПб» (Якутский обком Всесоюзной Коммунистической партии большевиков), «Профинплан», «Всегда готов»,  «Террорист».
      Такие названия, как «8 февраля», «5 октября», «Память 20 августа» мало  о чём говорят современному человеку. Автору известна первопричина только третьего названия – 20 августа 1933 года при перегоне речных плоскодонных судов с Лены на Колыму в Восточно-Сибирском море погиб пароход «Революционный» с многочисленными жертвами. В следующем году был построен новый пароход, который был удостоен этого названия.
      В царской России суда строили небольшими сериями – обычно не более десятка по одному проекту. Когда заработала государственная социалистическая машина, выпускающая много, порой сотни однотипных пароходов, с их названиями была просто беда. Достаточно сказать, что за десятилетие с 1948 по 1958 год было построено четыреста рейдовых буксиров типа РБТ, несколько сот линейных буксиров 732 проекта, около сотни пассажирских пароходов 737 проекта.
      Самым простым был выход - давать пароходам названия городов. В огромной стране городов было множество – и областных центров, и более мелких. Поэтому на всех реках можно было встретить буксиры и пассажирские пароходы, на бортах которых было написано: «Одесса»,  « Новороссийск», «Омск», «Калуга», «Иркутск»…  В послевоенные годы, когда потребовались миллионы высокопрофессиональных специалистов для восстановления страны, и повсюду открывались ВУЗы и техникумы, вспомнили про знаменитых академиков. Тогда целую серию крупных буксиров 212 проекта назвали их именами: «Академик Вильямс», «Академик Сеченов», «Академик Обручев» и др. Использовались фамилии учёных и в названиях других серийных пароходов.
      В эти годы часто суда называли именами военачальников и героев Великой Отечественной войны. Были задействованы фамилии всех маршалов, героев-красногвардейцев, многих боевых лётчиков. Среди фамилий самой востребованной стала фамилия Громовых (не считая вождей). В дореволюционное время название «Громов» имел пароход Анны Ивановны Громовой – умной и интеллигентной женщины. Потом пароходы называли в честь отважных людей - лётчика Громова и Ульяны Громовой из «Молодой Гвардии».

      В завершение к основной теме сухого повествования добавим чуть-чуть мистики. Наблюдается какая-то фатальная трагедийность в судьбах некоторых судов,  имеющих  вполне обычные названия. Не везло, например, пароходам с названиями «Царь» и «Царица». Суда с такими именами работали во многих пароходствах – на Волге, Днепре, Ладожском озере и Аральском море.
      В 1869 году самолётовский пароход «Наследник Цесаревич» около волжского города Сенгилея протаранил одного из «Царей», проломив ему борт в районе машинного отделения. Всех пассажиров сумели спасти, но сам пароход утонул.
      В российских газетах 1873 года упоминается, что на Ладожском озере произошли аварии с пароходами Петербургско-Петрозаводского пароходства, имеющими те же названия. В начале года пароход «Царица» получил пробоину на реке Свирь и утонул на мелководье недалеко от берега. Судно подняли, отремонтировали, и оно ушло в злополучный рейс на Ладожское озеро. Там обновленная «Царица» на полном ходу пробила борт пароходу, который случайно или не случайно имел название «Царь», в результате чего последний оказался на дне водоёма, прихватив с собой более 30 пассажиров. Виновница аварии осталась на плаву, но для её восстановления потребовалось много средств. Утонувшего «Царя» так и не могли найти, его подводными течениями уволокло куда-то к финским берегам.
      Через полтора десятка лет злополучный пароход «Царица» вновь  получил пробоину на камнях и, после восстановления, чтобы не испытывать далее судьбу , ему изменили название на «Кивач».
      На этом злоключения «царственных» пароходов не прекратились. В 1914 году у Мариинского посада ещё один пароход «Царица» Общества «По Волге», перевозя 500 пассажиров и 225 т  груза, загорелся и сгорел полностью. Часть людей погибла. В 1920 году пароход был восстановлен и получил название «Богатырь». Через сорок лет он столкнулся с ульяновским мостом и затонул.
      Вот такие судьбы у судов с названиями «Царь» и «Царица».

На снимке - Пассажирский пароход "Царь" Общества "По Волге"


Рецензии
Ведь именуют пароходы совсем не так как поезда

Евгений Ширяев   25.11.2020 05:58     Заявить о нарушении
Это точно!

Борис Колпаков   25.11.2020 12:57   Заявить о нарушении