Уважение как одна из немецких добродетелей

Когда переезжаешь из родной страны за границу, то видишь жизнь здесь через призму родины – как-то же надо познавать новую действительность. По просшествии времени начинаешь и родную страну и всё происходящее в ней видеть через призму новой страны проживания. Так же было и у меня: я познавала Германию через опыт жизни в России, а теперь вижу Россию во многом по-другому – сравнивая её с Германией.

Жители России не очень много задумываются об особенностях своего менталитета. Если их спросить об этом, многие вспомнят о «загадочной русской душе» как стереотипе восприятия россиян европейцами (кстати, это только англосаксы не понимают Россию, другие культуры проблем с пониманием нас не испытывают).

Немцы о себе задумываются больше: у них есть целый список чисто немецких добродетелей, которыми они гордятся.

Скажем сразу: у немцев много добродетелей. Несколько лет назад воскресный выпуск Bild вышел с большой статьёй о немецких добродетелях, и насчитано их было больше ста. Упомянуты были и трудолюбие, и законопослушность, и выдержка, и мужество. И всё это правда.

Но есть у немцев одна добродетель, которая упоминается мало, но которая импонирует мне особо. Это – уважительное отношение.

Прежде всего это – уважительное отношение к верховной власти. Это не значит, что все немцы поголовно любят своё государство – как раз наоборот: половина немцев очень критически относится к тому, что происходит в Германии в последние годы. Что касается миграционной политики, то немцев подчас бывает просто жалко: они буквально разрываются между внушённым им гуманизмом и инстинктом самосохранения. Но немцы никогда не будут публично хаять своё государство и его политику. Они могут обсудить это в семье или в узком кругу друзей, но вещать где ни попадя о том, что всё в стране плохо, что всё пропало, что ведущие политики государства – мерзавцы (мягко сказано), воры и т.д и т.п. – до этого немец не опустится, даже если примерно так и думает.  Что это – трусость? Нет, это – чистоплотность. Немец не только внешне аккуратен и прибран, но и морально склонен к чистоплотности. В его представлении, нельзя жить в доме и гадить в нём. Немцы не делят страну и государство, для них страна и государство – синонимы. Для них Германия – дом, в котором они живут, и в каком бы отчаянии от происходящего в их доме они ни находились, неуважительное отношение к своему дому для них недопустимо. Меня это подкупает.

Два народа – немцы и русские – совсем по-разному воспринимают такое понятие, как уважение. Априори по-разному. Если русскому сказать, что нужно что-то или кого-то уважать, то тот возразит: «А за что»? То есть, среднестатистический русский ставит себя арбитром над ситуацией, берёт на себя право судить других людей. И ведь не скажешь, что это происходит по причине недостаточной религиозности («не судите – и не судимы будете»), как раз многие воцерковленные люди отличаются безапеляционностью суждений, непреклонностью. И взывать к рассудку бывает бесполезно. Вообще, это чисто русский момент: человека практически невозможно склонить к изменению своей точки зрения. Это не хорошо и не плохо – это так. Поэтому, мне кажется, и не получится объяснить, что у человека нет морального права судить других, а значит, людей нужно уважать. Не потому, что они этого, с твоей точки зрения, заслуживают, а просто так. Уважаешь ты, и тебя тоже уважают.

Этому я училась у немцев. По немецким представлениям, уважение заслуживать не надо – человек имеет на него безусловное право. Поэтому сначала немцы, знакомясь, начинают уважать друг друга без всяких условий, а потом, если есть этому основания, они корректируют своё отношение друг к другу. Это, безусловно, основа мирного существования людей в социуме.

И в таком социуме человек чувствует себя гораздо спокойнее, увереннее в себе, чем в обществе, где тебя встречают вежливо, но настороженно, где к тебе сначала приглядываются и нужно как-то себя проявить и поставить, чтобы тебя в итоге «приняли» в свои.

И как в загадке: что было сначала – курица или яйцо? – следует разобраться, с чего начинается уважение: с уважения к себе или с уважения к другим людям? Чтобы уважать себя, надо научиться уважать других? Или уважение к другим начинается с уважения к себе?

И невольно вспоминаешь  страницы немецкой и русской истории. Когда в Германии, под влиянием Реформации Мартина Лютера, ход истории ускорился и рабство в виде крепостного права исчезло в начале шестнадцатого века. А в России этот вид рабства продержался до второй половины девятнадцатого века. Оно могло бы исчезнуть и раньше, но цари, возносимые на престол дворянством (Екатерина, Александр) платили дворянству за это продлением и укреплением его прав, в том числе права на владение людьми.

Рабство – одно из самых страшных преступлений, совершаемых людьми против людей. Рабство разрушает личность, низводит людей на уровень животных. Рабство, как бумеранг, разрушает и личность рабовладельцев, делает и их недолюдьми. В таком состоянии уважения нет ни с какой стороны, а также ни к какой стороне. Ни рабы не уважают ни себя, ни господ, ни господа не уважают ни рабов как людей, ни себя, в глубине души. Отсюда эта пронзительность русской литературы с её рефлексией, копанием в душе, страданиями, поиском и ненахождением выхода из сложившегося положения.

Итак, всё-таки уважение к другим начинается с уважения к себе. Сначала человек научается, с помощью родителей, уважать себя, потом переносит это уважение на других людей, а в конце цепочки уважает всё сообщество и своё государство как общий дом этого сообщества.

Если говорить о Германии, то одним из последствий безусловного уважения друг друга является – как бы парадоксально это ни звучало – отсутствие ругательств в языке. То, что в немецком языке нет мата – это известно, но в немецком языке нет и ругательных слов. Есть одно (Scheisse), но оно литературное – его не везде прилично произносить, но оно, как междометие: его можно произнести при удивлении, какой-то неожиданности – и это воспринимается нормально.

Какая девушка в России не испытывала ситуации, когда оказавшись в месте с незнакомыми мужчинами, она слышала и скабрёзности в свой адрес, и непристойности. Так вот: в Германии этого нет совсем! Ни один бомж (которых в Германии предостаточно) никогда не оскорбит никого, ничего никому не бросит вслед обидного.

В присутствии немцев я всегда чувствую себя уверенно. А если какой-то закомплексованный мужчина (а таких в Германии тоже много), пытается сказать мне что-то не очень приятное как женщине или как русской, я парирую решительно и резко – и тот сразу затыкается.

Уважение – несомненно, возвышающее человека чувство. Оно повышает чувство собственного достоинства как самого «носителя» уважения, так и объекта этого уважения. В России за короткий промежуток времени после перестройки люди стали относиться друг к другу значительно лучше – и на улице, и в учреждениях, и в транспорте люди стали гораздо спокойнее, дружелюбнее, вежливее. Это даже больше, чем в Германии: здесь вежливость скорее безличная, а в России даже при коротком стоянии в очереди вдруг завязываются такие интересные контакты, о которых потом вспоминаешь с удовольствием. Потому что русские не боятся раскрываться как личности, а немцы своё личное пространство не открывают – охраняют его.

Когда читаешь комментарии в русских и немецких электронных изданиях, разница видна особенно отчётливо, потому что немцы, в основном, даже анонимно не хамят. Но это не только культурная разница (хотя, конечно, прежде всего культурная), но и эмоциональная. Русские часто несдержанны в силу повышенной эмоциональности, а у немцев эта эмоциональность как факт отсутствует. И это уже менталитет.

Если сравнивать Россию сегодняшнюю с ней же двадцатилетней или тридцатилетней давности, то заметно, что культурный уровень при очном общении здорово вырос, и это радует. Незнакомые люди общаются в публичном пространстве с бОльшим уважением, чем раньше. Конечно, уважению нужно учиться, и у россиян это получается.


Рецензии
Спасибо, очень интересно!

Соня Ляцкая   13.02.2021 23:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.