Каботажный виртуоз

      Случаются дела, о которых за давностью лет поведать
можно. Ныне они годны, разве что посмеяться или
«ну и ну» произнести...
    Буксир с судьбоносным названием «Мгла» стоял у почёт-
ного причала. Чёрным бортом против белокаменной столовки
«Кузницы». Кое-какие работы провели, теперь команду доби-
рали. И было то самым трудным. Подготовленных людей не
хватало из-за обвальной приёмки теплоходов.
    Прошедшей средой, говоря фигурально, кадры послали
солдата. Как есть в пехотной форме, только что дембельнув-
шегося. В направлении значился матросом второго класса с
обучением на судне. Отвели его в каюту по соседству с якор-
ными клюзами. Показали для начала, где столовая команды и
гальюн. Назавтра курсант мореходки в качестве практиканта
явился. По несмененным ещё лычкам – второй курс.
    Старпом коротенько обрисовал:
– Вахты уже морские. Твоя и солдата с ноля со вторым по-
мощником.
    На законный вопрос «Куда рейс?» ответил: «Авось, до Об-
ской губы прогуляемся».
    При явной строгости всё же разрешил сходить в училище
за бушлатом. Однако, как мусингами на канате, обозначил:
«В пределах разумного времени». В толковании курсача – то
вечер поздний.
    Вскоре вахта подошла. Однокаютники появляются стран-
ной по одеянию парой. Достаивающие последние минуты ви-
дят, что те на корме у буксирной арки топчутся. Ясная хрень:
деловой беспорядок привлёк. Новый стальной трос толщиной
в руку на барабан буксирной лебёдки намотан, а последний десяток
метров змеится на палубе. Самый кончик на пряди распущен, на
каждой из проволоки наложена марка. Рядом о кнехт опер-
лась кувалдочка, лежат свайки.
– Ну, бывай, ребята, – рекли гордые профи, – скучно ста-
нет – продолжите.
    И хохотнув над потешными салагами, пошли спать.
    Вахтенный штурман неупустительно выполнил уставное –
проверил своих:
– У сходни постойте, займите себя разговорами.
    Светла, тиха северная летняя ночь. Стало парням без занятия
тоскливо.
– Чего те щеперились? Поплаваю, всякому разному на-
учусь.
    Курсант посмотрел на уязвлённого с пониманием.
– Захотели бы – утёрли хмырей.
– Ты что, можешь?! – авансом восхитился дембель.
– А то-о.
    Какой длины делать гашу, мореходчик прикинул со старого
троса на причале. Серьёзная такелажная операция началась.
Шесть пробивок на прядь сделали, как этакое в оригинале. Заросты
обколотили. Пехотинец довольно щёки надул.
– Здорово вас учат. В армии, Петь, не так.
    Сдали вахту поражённым старпомовским:
– Бывайте, орлы. Скучно станет – заклетнюете.
    Без четверти восемь второй помощник, позавтракавший,
выходит и, несколько смутясь, глядит на содеянное. Старший
офицер котярой на «Мглу» проскочил, сделав вид, что пару
кругов для здоровья нарезал.
    Штурман возьми и доложи ему про новенькое на борту.
– Ё-ё-ё, – пытался вытолкнуть тот ответное слово.
Когда справился, грозно взревел:
– Стервеца курсанта ко мне в каюту!
    Cпящего растолкали. Даже на отдых во флоте воля не своя.
Лишь постучался он в распахнутую дверь – сразу заполучил:
– Забирай манатки, в кадры канай! Пусть нормального
пришлют.
    Сбитый со всякого толка, набычился:
– За что?
    Тут три звонка – явление капитана. Не до разборки стало.
Пришедший не в настроении, про подвижки с тросом спро-
сил. Услышав желаемое, вдохновился:
– Ну вот. А c заводскими мудилами годить собирались.
Поднимайте пары, берём объект – и в море.
    Финский «рысак» в то время на жидком топливе уже ходил.
Так что первое исполнили быстро. Гудок эффектно выбросил
белый султан пара. Телеграфом позвякали, концы отдали. За-
ложив манёвр «лево на борт», тронулись вверх по Двине.
    У третьекурсника по факту на душе полегчало. На палубе
возле шлюпки, как зритель, любовался набережной – главным
украшением приморских городов.
    Вот уж между опор строящегося моста прошли. Ход сба-
вили, направляясь к стоянке судёнышек для сибирских рек.
Подле большого колёсника-плотовода дали стоп и мастер-
ски притёрлись. Удивило, что первым на его широкую палубу
прыгнул пронявший до обиды псих.
– Эй, есть тут живые?!
    Чертыхаясь, на бак забежал. Будто что-то прикинуть хотел.
То же самое, и даже лучше, видел курсант. Перегонная полу-
брага заведена на кнехты. Вблизи борта лежала здоровенная
скоба. Старпом задом к ней встал и по-старинному прощаль-
но ногою шаркнул. Тотчас с места юлой снялся. Подобранной
на бегу железякой принялся колотить во всё без разбора, пока
из одного люка не вылезла пара мужиков. Не давая опомнить-
ся, сразу взял в оборот. Спите-де, канальи, а мы мокрые от на-
пряжения за вами пришли. Сейчас буксирный трос подадим,
соединяйте, олухи.
    Почувствовав железную волю, те метнулись на бак. Хвать, а
нужнейшего предмета – регистровой скобы – нет. Ё-моё!!!
– Та-ак, – тянет гроза морей, – додрыхли. Знамо, какой-ни-
будь соломбалец спёр и в сарайку свою отволок.
    Провели на «Мгле» совещание. У боцмана поинтересова-
лись:
– Нет ли у нас примерно такой скобы?
– Вообще-то имеется, только без клейма.
    Опасный выход из положения пресёк старпом:
– Во-во – тюрьмой биографии украсим.
Незадачливым колёсным объявили:
– Никуда мы вас не потащим, докладывайте о своём горе
начальству.
    Те «тузик» спустили и к берегу погребли. Один в контору
отбыл, другой ждать его остался. К вечеру решение узнали.
На складе СУРПа оказалась неиспытанная близняшка. В по-
недельник её в «Кузницу» доставят, вызовут регистра. Утром
во вторник закинут катером.
    Отвалили от объекта. Глы-глы-глы – повыговаривала
якорная цепь у «люксовой» каюты. Солнце спускалось за ле-
вый берег. Все палубы на рейде опустели. В той приятной ти-
хости главные лица доверили власть вечному второму. Сами
же отправились к личной жизни. Не в пример капитану, от
старпома разило «Шипром», а воротничок новой рубашки
жениховски сиял.
    Парни опять в ноль заступили. Всякая самодеятельность
была им уже отвратна...
    Обещанное к означенному дню доставили. Раззявы жалост-
ливо попросились дозволить перебраться на «Мглу».
    Тайный их огорчитель милостиво кивнул:
– Плохо же вы о нас подумали. Даже отчаянных принуди-
тельно селим в гостиницу. Пустой кочегарский кубрик в кор-
ме – блеск!
    Едва Мудьюг прошли, плоскодонный колёсник норов и по-
казал. Точнее, полную непригодность к морям. Низкий его нос
излишне кланялся даже зыби, резко брал то влево, то вправо.
Стали подлаживаться, подбирая длину буксирного троса и
скорость «рысака».
    Курсант Пётр стоял вахты на мостике. Другого, с кличкой
Солдат-матрос, как предписано, гонял дракон.
    Пожилому секонду с хорошими манерами честного служа-
ки понравился мореходчик. Особенно тем, что уже матросил,
брал пеленги, разбирался почти во всём. Не с Алага* – отзы-
вались про таких на прежнем российском флоте. Чтя морскую
старину, второй выражался похоже.  Бранных выражений из-
бегал. В своей щепетильности ни в чём до упрощений не опус-
кался. Гонор превосходства был ему неведом. Поэтому парня
приобщил к самостоятельности:
– В порядке закрепления навыков ты тоже определяйся, за-
писывай на листочек и мне на проверку отдавай.
    Капитан, послевоенный курсовик, слегка стеснялся без ав-
торитета диплома. Впрочем, скидок в его характере ни к себе и
вообще ни к кому не замечалось. Раз посетил, чтоб подтянуть
для порядка. Местом на карте поинтересовался. Штурман точ-
ку показал. Всё же был послан на крыло мостика снять пеленг
открывшегося маяка с правого борта. Несколько минут назад
то же самое по своей воле проделал практикант. Бумажка с
определением пряталась ещё в его ладони. Второй, проходя,
незаметно клочок изъял и вышел к пеленгатору. Точка оказа-
лась истинной.
– Ладно, учёные, другой раз мне повезёт. – И пошлёпал в
тапках на свой флагманский диван.
    Признание вырученному далось с трудом:
– Как наш солдат, в 45-м подался на флот, только простре-
ленным и малость контуженным. Всё потому, что без риска
уже не мог. Тянуло довоевать. Хотелось кого-то прикрыть,
от опасного дела избавить. Здоровье выправилось на харчах.
Заочно одолел мореходку. Это сейчас чем ни попадя занима-
емся, а раньше за границу лихтера таскали. Золотое времечко
минуло. Почти все подались на новые суда. Я остался – сдало
зрение. Хитростью комиссию дурачу. Завязать бы надо, но это
как любимую женщину заменить, извиняюсь, шмарой. Решил:
сколько «Мгла» проходит, столько и мне отпущено. Ты уж вы-
ручай. Особенно не даются теперь проблесковые огни. Вот та-
кая грустная планида...
    Пассажиры с «Волгаря» любознательничали до обидного
вывода. Мол, хоть техника сложнее, только колёсник по тяге
и не таким фору даст. Морские их коллеги – кэп с дедом – под
портретом Хрущёва ершились. Назревало пари. Дело остава-
лось за малым – дотащить силача до привычных ему вод.
    У Канина Носа ветер посвежел, погнал семибалльную
волну.
    Заступая на свою собачью, привычно на картушку компАса
глаза скосили. Обоим почудилось, что ещё спят: курс-то за-
падный! И по корме чисто!
– Да, так, – развёл руками третий, – трос полубраги, поди,
на рывке лопнул. Пока кэпа вызвонил, на одну подводную
лодку у страны больше стало.
    Всех такой оборот обескуражил, кроме волжан, просёк-
ших, что родились по второму разу. Припасённое на передачу
обским купеческого «битюга» отвлекло их изрядно. До Архан-
гельска с кормы не высунулись.
    Оказали «Мгле» искупительное доверие: чехословацкую
речную черпалку доставить в Новый порт. Путь её был дол-
гим. Сначала по частям железной дорогой. В Лименде собрали
и вот – «пожалте».
    Шли без особой веры на благополучный исход. Паче чая-
ния с погодой везло. Вахты неслись, как подносы вышколен-
ных официантов. Чего-чего, а школить раньше умели.
    Югорский Шар позади остался. Ямала горку обогнули и в
не давшуюся с первого раза губу вошли. Остальное для них
уподоблялось семечкам.
    Сдали объект честь по чести. Восвояси направились.
«Рысак» породистым гулякой, с удовольствием раскурившим
трубку, оживлял пустынность Карского моря. На мостике так
бы и итожили мили, если бы в артелке вдруг не кончилась
мука. И всё потому, что торопили с отходом. Кой-какой за-
пасец оставался, да выявилась на нём опасная плесень. Акт о
прискорбном старпом составил и капитана убедил встать на
якорь. Место впрямь идеальное. Остров Вайгач с материком,
насколько сумели, придвинулись друг к другу. А на траверзе
левого борта ненецкое стойбище цивилизацию представляло.
    За провиантское дело взялся понятно кто.
    Оказалось, нужного в чумах нет. Только огорчаться не
стоило и чиха. Опытный переговорщик подрядил за табак и
спиртное одного холостяка съездить к брату, обитающему на
пустячном расстоянии – эдак километров сто. У него-то точ-
но можно разжиться. В бинокль видели: ненец запряг в сан-
ки более десятка ездовых собак. Для начала побежал рядом с
ними, затем сел. На этой картинке двенадцатикратная оптика
замылилась.
    К началу третьего дня кэп стал заметно нервничать. Осер-
чав окончательно, повелел направить шлюпку к берегу. И что
бы в ней «шпандорились» замесивший эту опару и те, кто акт
подписал. Нескольких матросов обязал составить компанию
без всякой вины.
    У лишённых родных бортов, кроме старпома, лица сделались
кислыми. Он же, не теряя духа, неизвестно отчего ок-
рылялся. Просто идеальный характер для десятка корабле-
крушений.
    В тундре слышно не хуже, чем в концертном зале.
Сначала возник невнятный звук, потом вроде булькающего.
Показалась упряжка. Гонщик пел бы дольше, но подсказчица
слов – дорога – кончилась.
    Контракт соблюли. Старший взвалил мешок на спину и
донёс до шлюпки. Попадая на «Мглу», ловко перехватил ношу
левой рукой, словно перьевую подушку. Ни дать ни взять –
усат, удачен, завиден по мужским статьям.
    Свежая вводная – взять груз рыбы в Нарьян-Маре. При-
быв туда, долго протомились в ожидании. Должно быть, де-
ликатес для спецбуфетов ещё ловился. Наконец экспедитор на
борт вступил – заколоченное сдать. Не тут-то было! Старпом
«наклеил нос». Перечисляя тонкости приёмки, довёл рыбника
до полной растерянности. Обратно тот умотал на часок, за-
явившись с лишним ящиком.
– Примите для команды или как соблаговолите...
    Уместной воскресла поговорка в культурной обработке:
«Показался Моржовец – значит плаванью конец». «Глык-глык-
глык», – привычно выговаривала на ходу часть цепи в якор-
ной трубе. Парни на то внимание не обращали. Им нравилась
музыкальная каюта.
    По приходу сподобился курсант воссесть на дубовое кресло,
обитое коричневой кожей. (Как-никак, "рысак" репарационной:
51-го года постройки). Старший помощник смачно поставил
печати на отзыве о работе и в обходном.
– Давай чаю с партийными бутербродами попьём.
    За той приятностью раскрылся человек-загадка:
– Не обижайся, что на тебе злость тогда сорвал. Сам увидел,
чем буксировка обернулась. У меня на дохлые дела чутьё ос-
трое. Тянул до последнего. Даже из личного кармана «аванс»
такелажникам под это выдал. Вы своей простотой весь рас-
клад мой спутали. Ещё бы чуть потянуть – куда бы делся му-
зейный образчик? Кроме того, в ту пятницу жизнь моя разби-
тая решалась заново.
    А заращивать умеешь знатно. Молодец. Ещё, что второго
опекал, молодец дважды. Сам я тоже на мостик наведываюсь
выручательно. За продолжение его службы не беспокойся.
Ешь, ешь, не стесняйся. Редко доводится ентакой сёмужкой
забаловаться. Будет чем очередную годовщину Октябрьской
революции достойно встретить. Теперь со всеми обкомовскими
секретарями на дружеском пайке.
    Представление с мукой, знаю, раскусил. Почему, скажи, по-
больше баб песцовыми горжетками не порадовать? Ну и брат-
цы повидались. Всё едино, сколько груз прождали?
    На моих примерах не учись. Такое в обещанном коммуниз-
ме не пригодится. Лучше что-то перенять от нашего второго.
Прощай, моряк, удачи...
    С чувством свободы облачился Пётр в бушлат. Мицу сдви-
нул набекрень. Сразу вид лихой и парадный. Со всеми наско-
ро простился. При отсутствии деньжат такое извинительно.
    На причале, словно по просьбе памяти, оглянулся. Солдат-
матрос освежал белилами надпись на борту. Буквы казались
чёткими, а название «Мгла» точным...
    Остальную краску обналичил и прогулял старпом вкупе с
боцманом. Опять-таки ничьи интересы не пострадали. По-
читаемый сам-первый ресторан «Полярный» быстрёхонько
возвращал государству умыкнутое c лихвой. Но «грузиться»
ещё и этим – чересчур.
    По выпуску стал Пётр штурманом вдумчивым, отчётливым,
как тот второй помощник. Чего только повидать не при-
шлось! С какими людьми жизнь знакомила! Лишь подобных
пассажей не случилось.
    На одной «Мгле» имели место быть. Скончались оные чере-
дом, когда её списали. Да и всякий талант неповторим. Прове-
ренное на множестве поколений оспаривать глупо.


 * с Алага – молодой, неопытный моряк, окончивший морскую школу
на острове Алаг, основанную Петром I. В современном звучании – салага.


Рецензии