Ингрия. Судьба ингерманландки Раисы Плотниковой

Еще фрагмент из  сборника  Ингрия – наша родина. Воспоминания, эссе, стихи, рассказы, СПБ, ГЙОЛЬ , 2020». Как составитель представляю на своей странице творчество    одного из его  авторов.               


Раиса Плотникова 08.08.1932  - 22.05.2016
 Закончила факультет журналистики МГУ, работать по специальности ей не удалось, трудилась в почтовом отделении, всю жизнь занималась общественной и благотворительной деятельностью.


О  СВОЕЙ СУДЬБЕ

    Финский залив Балтийского моря   для большинства  людей – география . Но для бывших коренных жителей  южного побережья – национальность , для  которых – ингерманландцы- это малая Родина , но историки окончательно не определились , где наша земля  и есть ли мы еще на бумаге . При советской власти  началось гонение на  ингерманландцев  уже с 1918 года . Жаль, что   забыли коренные петербуржцы , кто их снабжал  молочными продуктами , овощами . Куда до 1941 года  вывозили  на летние месяцы свои семьи , где снимали комнаты и как к ним относились. До приезда дачников ремонтировались их комнаты , хозяева договаривались с  соседями , кто  будет продавать молоко и молочные продукты, кто- яйца,  их встречали как дорогих гостей.
В 1941- 1945  исчезли деревни  вдоль шоссе Ленинград – Петергоф :Ижорка, Викколово , Коркули, Шуваловка, частично –Знаменка. Только автобусные остановки  и напоминают: деревня Шуваловка, деревня Викколово.  Коренным жителям не разрешили  вернуться в родные места. А ведь тем беженцам, которых  вывезли  в Финляндию,  по возвращению  власти обещали , что они  смогут вернуться в родные деревни .

 Я родилась    в Петергофе /Петродворце      в 1932 году . Отец Григорий Фёдоров – шофёр, мама Анна Фёдорова (урождённая Халтсонен)- домохозяйка, сестра Лиза  1925 года рождения .Мои предки по  материнской линии  были финны , прихожане лютеранской церкви  Тюро - ( Мартышкино)
    Мой дедушка Александр Халтсонен и бабушка Анна Халтсонен до 1917 года жили в деревне Шуваловка  ( Pohjoisi )- были  крестьяне, владели землёй, имели коров     и лошадей У них было два сына Иван и Александр и пять дочерей Мария, Анна, Елена, Екатерина..Во время революции землю, лошадей и коров  отняли . Дед Александр умер Жизнь его потомков сложилась трудно, многих ждала горе несчастья и испытания, а  некоторых и трагическая гибель .

Мое  детство кончилось в сентябре 1941 года
   В первых числах октября  1941 года  всё мирное население под конвоем  немецких солдат  погнали в концлагеря в Прибалтике. Начало осени 1941 года было теплое, слава Богу без дождей , но  несчастным, потерявшим всё было не до красот , увядающих садов , м слёзы заливали лица . Неся свой скарб шли и  женщины и дети.
Население обманули, старосты внушали, что всё это временно и ненадолго. Положение нашей семьи было еще ужаснее , чем у других,
правда я по малолетству этого не понимала. Дело в том, что в 1940 году  мой отец  Григорий Фёдоров , работая шофёром,  попал в аварию :сложный перелом ноги в двух местах.. Шёл на костылях, идти было трудно, а взрослые знали, что отстающих пристреливают . Не мудрено , что  когда мы очутились в концлагере Клоога в Эстонии, отец был совсем седой , и у  мамы появилась седина , а ей было 39 лет. В концлагере проводились псевдо- медицинские опыты (стерилизовали девочек, девушек , молодых женщин, не хирургически, а уколами и таблетками.
 В это время тихая и застенчивая Анна  стала просить немецкую охрану  чтобы разрешили крестить детей. Разрешили не сразу: выделили немецких солдат и несколько семей с детьми отвели в кирху , где детей и крестили . 

. В концлагере умирало много детей, а  меня  Господь меня хранил .Мне было 9 лет , моя мама погибла  на принудительных работах ,когда на немецкой  фосфоритной фабрике  произошёл взрыв.
Весной 1943 года, я ,сестра и   отец  были вывезены в Финляндию.
 Слава  Всевышнему – мы, больной отец  и моя сестра Лиза  года рождения  весну 1943 года встретили  в Финляндии. Находясь в карантинном лагере  мы не могли привыкнуть к тому , что нет колючей проволоки, что  еду дают всем ( в  концлагере  кормили  только работающих ).
 Летом нас взяли  на хутор Эвра Ёки, Лапа Ёки Пириля ,  хозяин -  Густав Хейнела .
Отец  и сестра  выполняли работы по сельскому хозяйству, а я  нянчила  сына Густава -Тойво. Относились к нам хорошо , ели мы за общим столом. Финский язык я знала еще слабо, но осенью уже  пошла в школу . Господь меня  и здесь не оставил, сельская учительница была добра ко мне , терпеливо занималась  со мной , это   она научила меня  вязать  на спицах. У меня не было ниток, не хватало терпения, а шерстяные нитки  мне подарила хозяйка  приговаривая: тебе это умение  пригодится в жизни.. Эти мудрые женщины были правы ; всю свою жизнь я вязала , и последние 10 лет вяжу  носки для  детей  детских домов.
    В Финляндии , когда жили у Густава , меня или мою сестру  возили в церковь  Вспоминаю: сытая лошадка  по проселочной дороге везет в Храм. Ловлю каждое слово пастора , мне кажется , что и  он , а   через него и  сам Всевышний  знают все мои   горести и беды , помогают мне. Это детское восприятие слово божьего  вспоминаю  всегда ,  когда слушаю теперь  проповеди гостей из Финляндии на финском языке. Говорить  я уже не могу , но большинство слов  понимаю.
…………………………………………………………………………………….
   Нашего отца Григория Фёдорова мы похоронили  весной 1944 года  В это время  мы уже жили в Кюльмя Коски. Сестра Елизавета Фёдорова  работала  на фабрике. Трудно многим сейчас  здесь  поверить , но это правда, мне как круглой сироте  платили пособие. В чужой стране помогали ребенку, а на Родине  я стала врагом народа . С первыми эшелонами  вернулись , но  не в  родной край, в  Ингрию  : нас привезли в Тверскую область.  Советское  государство  о нашем питании и трудоустройстве не думало, а область пережившая  фашистскую оккупацию , что могла дать ?
  На границе  у нас забрали  все адреса, все книги  на финском языке, теперь я даже не знала, где кладбище  отца . Слава богу, что сестра помнила адрес дальнего родственника, жившего в Москве - Петра Степановича Шниткова . Но  не известно смог ли бы он взять меня к себе , а впрочем, ясное дело, меня бы как  «врага народа» не прописали бы (а без прописки не давали карточки  на продовольствие). Председатель  колхоза  деревни Киселёнка Тверской области дал справку, что я – беженка ( не указывая подробности),   благодаря  этому  и бесконечной доброте прикованного   к постели  Петра Степановича, инвалида первой группы, я стала москвичкой, но беды мои не кончились.
Пётр Степанович привил мне любовь к журналистике, помог подготовиться к поступлению на журфак МГУ. На третьем курсе всплыло мое «лагерное прошлое» и декан потребовал  забрать документы и уйти с факультета . Тогда  пошла на решительный шаг , написала лично Хрущёву. Ответ пришёл на удивление быстро . Вопреки решению деканата оставили в вузе, однако , позднее   и с дипломом  в штат никуда не брали  даже в в районные газеты , всё  спотыкались о детали биографии .Пришлось идти работать на почту.
В 1960- ом году вышла замуж за Василия  Плотникова , инженера электронной промышленности настоящего фаната радио.
  У нас есть дочь.
Я не ропщу, знаю, что бог дает испытании по силам . Все годы молюсь. 10 лет являюсь прихожанкой  Евангелическо – лютеранской церкви «Святая Троица.»  Учитывая  свой возраст, состояние  здоровья  взяла  на себя   посильную  волонтерскую работу, вяжу для детских домов носки. Первые годы отдавала в церковь, теперь нахожу и передаю детским домам сама . Пенсия у меня небольшая ,  но бывшие сослуживцы, знакомые, соседи, дарят мне пряжу.
      Как хорошо   для меня, что    первыми  финскими гостями нашего прихода  были гости из города Лахти. Я редко плачу, но когда меня обняла сестра по вере  Улла Кулю, не  выдержала , мигом все всплыло  в памяти : поездка  в храм , первое рождество  в Финляндии. Хозяйка подарила   мне почти новый шерстяной  свитер, ее первенец умер  ребенком . Вы  понимаете, как  ей было тяжело  расстаться с   этой одежкой , вещью- живой  памятью о малыше  , но видя в каком  я виде и что на мне  она отдала  этот свитер  мне.
Надо спешить   делать добро. С 1995 года – я председатель  Общества   бывших  несовершеннолетних узников  фашизма  по району  Тёплый Стан г. Москвы. Делаю,  для своих братьев и сестёр .что  могу …


Рецензии
Сколько пришлось вынести Раисе в детстве...
Но ее спасала вера и труд. Всю жизнь она вяжет, а последние годы носки для детей -сирот. Это так по-доброму...
Здоровья Вам, дорогая Элеонора!
С большим уважением.

Татьяна Шмидт   18.12.2020 18:02     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна !
Спасибо за отклик и сочувствие к судьбе Раисы Плотниковой.
Правда , она уже умерла … в 2016 году( там ,вначале, есть даты жизни ).
Вам и Ксюше желаю здоровья, благополучия и творческих успехов (в широком смысле этого слова …)
Элеонора

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   18.12.2020 09:59   Заявить о нарушении
Извините, Элеонора. Я не посмотрела даты ее жизни в книге.

Татьяна Шмидт   18.12.2020 18:02   Заявить о нарушении
Спасибо большое за добрые пожелания.

Татьяна Шмидт   18.12.2020 18:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.