Загадочное лекарство

       Дорогой читатель, для моего рассказа потребуется совсем небольшой экскурс в прошлое. Сейчас даже молодые ростовчане не знают, что рядом с крепостью Дмитрия Ростовского, основанной в 1749г. и, послужившей началом строительства г. Ростов-на-Дону, в 1779г. армянскими переселенцами из Крыма был основан и построен г. Нахичевань. Это был город с шестью церквями, драматическим театром, школами, административными зданиями, парками и т.д. Постепенно Нахичевань становилась интернациональным городом, где при большинстве армянского населения, мирно сосуществовали русские, евреи, немцы, украинцы и др. В 1928году Нахичевань стала составной частью Ростова, получив «революционное» название – Пролетарский район.

       Итак, начало шестидесятых годов прошлого столетия. Летнее, теплое, солнечное утро. Будний день. На 25 линии бывшей Нахичевани, на веранде многоквартирного, но небольшого двухэтажного дома, уже разносился терпкий аромат вишневого варенья. Мы с подружкой Ларисой, вынесли по маленькому стульчику и сели друг напротив друга. Нам тогда было лет по 6. Наши бабули, вышли с табуретками и мисками с водой.  Они, деловито смочив гребешки, приступили к расчесыванию наших непослушных кудряшек. Мы не вертели головами и почти не капризничали, потому что строили друг дружке смешные рожицы. А бабушки между собой вели беседы, как обычно, на армянском языке. Вообще все армянские бабушки в нашем дворе с трудом говорили на русском, родители – свободно и на одном, и на другом, а мы, дети, понимая армянский, говорили на русском.

       Прошло лет пятнадцать. Наша семья давно получила квартиру и уехала, но меня тянуло в старый дом, ведь там - моя бабуля, там прошло мое детство, и еще там жили друзья Лариса и Миша.  Лариса осталась с бабушкой, когда ее родители справили новоселье на окраине города, а Миша, окончив радиотехнический техникум, женился на хрупкой, голубоглазой «пшеничноволосой» Наташе.

       Немного грубоватая тетя Роза, Мишина мама, вначале настороженно приняла невестку, но, когда узнала, что станет бабушкой, бросила курить, хотя папироса в ее руке казалась всем бессменным аксессуаром. Она даже стала нежно называть невестку «Хокис имис», что означает «Душа моя». А Наташа, вероятно, чтобы угодить свекрови, стала понемногу вникать в армянский.

       В очередной раз, придя погостить к бабуле, я зашла к Ларисе поболтать. У Миши к этому времени уже родился сын, которого по просьбе тети Розы назвали Макаром, в честь Мишиного отца, умершего вскоре после войны от полученных на фронте ранений. Мальчик был милым, чудесным ребенком, но, когда у него болел животик, он так жалобно плакал, что вся семья приходила в отчаяние!
В таких случаях Миша носил сынулю во дворе на большой подушке, нежно прижимая к груди, что-то приговаривая. Рассказывая о том, какой из Миши получился отец, Лариса вспомнила случай:
«Как-то после работы зашла в аптеку, ту, что рядом с нашим домом, и вижу Мишу, который ругается с аптекарем и отчаянно требует самит-воду. А та ему:

       - Нет у нас такой воды, и никогда не было! Первый раз слышу о таком лекарстве для ребенка!
       - Да моя жена у вас всегда покупает эту воду!
       - Уйдите, мужчина, из-за вас уже очередь образовалась! Пойдите в гастроном  может, там продается ваша саммит-вода!
       - Какой гастроном?! Вы издеваетесь?! Не понимаете? Самит-вода - детское лекарство! Ребенок разрывается, у него животик болит, а вы – гастроном, - Миша чуть сам не плакал, от беспомощности, жалости к своему ребенку и злости.

       Я подошла к нему, чтобы немного успокоить, а сама напряженно думала: «Самит, самит… Что-то уж больно знакомое…»  И тут меня осенило: самит – это же укроп! Радостно говорю девушке в окошко:

       - Дайте ему, пожалуйста, укропной воды!
Все с облегчением выдохнули. А Миша:
       - Представляете, что мама, что моя русская жена - хоть бы раз дома сказали: «укропная вода». Я же думал, что «самит-вода» - русское название микстуры! – Только что недружелюбная очередь, так и грохнула от смеха".

       Мы с Ларисой, конечно, тоже посмеялись. И вспомнили наше детство. Как заплетали нам бабушки косички, а потом бежали к нашему любимому тутовому дереву. Как же были сладки и ароматны полупрозрачные, нежно-розовые плоды шелковицы! Любили кататься на качелях, а когда выходил во двор Мишка, то раскачивал нас, как нам казалось, до самого неба! До нашего писка!
   











Фото из открытого источника интернета


Рецензии
Дорогая Людочка, золотые слова" Лав!! Как это всё было давно, но незабываемое!
С уважением.

Эмма Гусева   10.09.2023 20:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Эмма! Благодарю за добрый отклик. Вы пишите, что это было так давно, но не забываемо, а мне хочется добавить, как эти воспоминания греют душу.

Людмила Нор-Аревян   11.09.2023 20:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.