Этимология эпонима Дебора

Введение

Дево;ра, Дебо;ра, Дево;рра (ивр. ;;;;;;;;; [Дво;ра] букв. «пчела»), жена Лапидофова (Лапидота), — героиня библейской книги Судей. Жена Лапидота – gena lapidota > genaj lampada dat – жженные лампады дать (слав.)
«Д. в агадической литературе. — Д. была одной из семи пророчиц, подвизавшихся в Израиле: Сарра, Мириам, Д., Ханна, Абигаил, Хульда и Эсфирь (Мег., 14а). Она удостоилась пророческого дара благодаря тому, что муж ее, которого агадисты отождествляют с Бараком (см.), снабдил лампами Силоамское святилище, на что указывает название Д. "жена Лаппидота" (по-евр. "пылающие факелы")» [ЭБЕ]
Образ Деборы напоминает Жанну д’Арк, которая возглавила освободительную борьбу французского народа от вторжения англичан во время столетней войны.
Эпоха Судей отражает период разложения первобытно-общинного строя у кочевых племён Аравии, который характеризуется властью вождей и жрецов и отсутствием какого-либо письменного языка. Поэтому «Песня Деборы» это исторический вымысел, либо позднее вложение в текст Библии. Срав., например, убийство полководца финикийцев Сисера (Цезаря – слав.) в шатре.
«Сам Сисера погиб во время бегства с поля брани от руки Иаили (Яэль) — женщины из кенитского племени, которое издавна было дружно с израильтянами. Она укрыла его в своем шатре, напоила его молоком, а после того как он уснул, взяла кол от шатра и молот, подошла к спящему Сисере и вогнала кол ему в висок.» [ВП]
Кочевники из Аравии жили в шатрах, как и их союзники, кенитские племена. Письмо могло возникнуть только в городе, а не в кочевых стоянках, подобно письму Девангари у древних индийцев. Письменность израильские племена могли заимствовать от филистимлян.
«В IV тыс. до н. э. на основе метисации кочевых семитских и местных прото-хурритских племен формируется гасульский период раннего Ханаана (IV тыс. до н. э.). Ханаанский период продолжается 2 тыс. лет до вторжения протоеврейских племён. Некоторое время Палестина принадлежала Древнему Египту, важным форпостом которого являлся город Лахиш. В XVIII веке до н. э. Палестина испытала нашествие гиксосов. В XII веке до н. э. в Ханаане поселяются филистимляне, давшие название приморской части страны (регион Сектор Газа вплоть до Ашдода, Гата и Экрона) в еврейских источниках (самоназвание неизвестно) (Палестина: страна филистимлян)» [ВП]
«Согласно Библии, древнееврейские племена под предводительством Иисуса Навина вторгаются на территорию Ханаана с востока, через территорию Моава, и первой их жертвой становится Иерихон. Захватив большую часть территории Ханаана, древнееврейские племена наталкиваются на серьёзное сопротивление в лице филистимлян, осилить которых удается лишь в царствование царей Давида и Соломона.» [ВП]
О сроках вторжения древнееврейских племён под предводительством Иисуса Навина в Ханаан существует ряд гипотез, но, очевидно, что филистимляне южноевропейского происхождения поселились в Палестине с острова Крит (Кафтор) раньше древних евреев.
«Завоевание Палестины древнееврейскими племенами
Племена хабири (предки древнееврейских племён) появляются в Палестине и в соседних странах начиная с середины второго тысячелетия до н. э. Библейские легенды сохранили поздние воспоминания о завоевании Палестины древнееврейскими племенами. Местные хананейские племена оказывали израильтянам и иудеям упорное сопротивление. Особенно длительной и упорной была борьба древнееврейских племён с филистимлянами, которые занимали южную часть палестинского побережья, прилегающую к областям, где жили иудеи. Многочисленные раскопки, произведённые в разных пунктах Палестины, дают возможность изучить так называемую «филистимскую культуру». Филистимляне появились в Сирии и Палестине, очевидно, в XII в. до н. э. Они захватили плодородную прибрежную равнину к югу от горы Кармил. О прочности колонизации ими довольно крупных районов говорит то, что они дали название самой стране.
филистимляне принадлежали к группе эгейских племён, которые в египетских надписях называются «морскими народами». Как и другие эгейские племена, филистимляне широко пользовались железом. Возможно, что именно филистимляне содействовали распространению железной металлургии в Палестине. При раскопках филистимских погребений были найдены разнообразные железные предметы, в том числе оружие. В библии подробно описывается железное вооружение сказочного великана Голиафа, который наводил ужас на древних евреев.
В древних сказаниях о завоевании Палестины сохранились остатки героического эпоса, в котором ярко изображены легендарные фигуры героев, как, например, Самсона, имя которого (Шимшон — «Солнечный муж») указывает на существование древнего культа солнца (Шемеш) в Палестине. Возникали мифические сказания о древних героях, которые живо напоминают образ вавилонского героя Гильгамеша. Весьма возможно, что эти легенды восходят к некоторым историческим фактам, связанным с борьбой древних евреев за овладение Палестиной. Однако все эти библейские сказания облечены в легендарную, романтическую форму, явившуюся результатом сравнительно поздней литературной обработки. Только в некоторых частях библии, как, например, в «Песне Деборы», сохранилось далёкое воспоминание о том времени, когда древнееврейские племена вели упорную борьбу с хананейскими племенами за объединение Палестины и за образование единого государства.»
[История Древнего Востока, http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st141.shtml]
Вероятно, историки путают хабиров с халибами, картвельскими племенами, которые населяли южный берег Чёрного моря или пеласгами (PR.W) > plg/prv > pelasgi/perjevij – пеласги/перьевые (слав.)(редукция l/r, g/w; редукция v/w)
«О происхождении филистимлян нет единого мнения. Библейская версия о происхождении с Крита оценивается многими историками, как соответствующая истине» [ВП]
«Филисти;мляне (ивр. ;;;;;;; плишти;м, греч. ;;;;;;;;;; араб. ;;;;;;; или ;;;;;;;) — древний народ, населявший приморскую часть Ханаана (от современного Телль-Авива до Газы) начиная с XII века до н. э.. Неоднократно упомянут в Ветхом Завете (начиная с Быт. 10:14), а также в ассирийских и египетских источниках. На Ближнем Востоке только филистимляне и хетты владели технологией выплавки стали, ознаменовав начало Железного века. Предполагается, что царство Палестин, существовавшее в XII—IX вв. до н. э. в Сирии (долина Амук), также могло быть связано с филистимлянами» [ВП]
плишти;м (ивр.) > plishtim > Palestina/Pelasgina – Палестина/Пеласгина (слав.), иначе Пеласгия
«Часть современных учёных отождествляет филистимлян с пеласгами, согласно одной из версий являвшимися индоевропейским народом. Прибыв в Ханаан, филистимляне испытали сильное воздействие местного населения, главным образом за счёт метисации с ханаанейскими женщинами» [ВП]
«В середине 2019 года были проведены первые генетические исследования, которые позволяют утверждать, что филистимляне являются выходцами из южной части Европы из Восточного Средиземноморья.» [ВП]
Связь пеласгов с этрусками (расены – TRS среди народов моря)  запечатлена в надписях Тутмоса III на стенах Карнакского храма, где Палестина откровенно называется Русеной (Расена или Русь).
«Внебрачного сына Тутмоса II, Тутмоса III, называют «Наполеоном древности». Этот прирожденный воитель год за годом вторгался в несчастную Палестину, собирая дань с ее городов и земель. Финикия, Палестина, Сирия – исключительно богатые места. Тут всегда было чем поживиться, что позаимствовать. На стенах Карнака Тутмос выбил изображения деревьев и растений. Надпись гласит: «Растения, которые его величество нашел в стране Русена. Все растения, которые произрастают, все цветы, которые находятся в Земле Бога и были обнаружены его величеством, когда его величество направлялся в Верхнюю Русену».
Фараон получал дань из Русены в виде лошадей, колесниц, серебряных сосудов и прочих товаров и продуктов, включая «сухую мирру, 693 кувшина с благовониями, сладкое масло и зеленое масло в количестве 2080 кувшинов и 608 кувшинов вина». Земля Русены, или, предположительно, Галилея, подвергалась регулярному грабежу со стороны египтян. Об итогах одной из кампаний фараона сообщается:
Дань князей Русены, которые пришли выразить покорность. Теперь каждое поселение, куда прибывал его величество, снабжало хлебом и разными хлебами, и маслом, благовониями, вином, медом, фруктами в изобилии, превосходящем всё… Урожай в земле состоял из обилия чистого зерна, зернышка к зернышку, ячменя, благовоний, зеленого масла, вина, фруктов, всего привлекательного, что есть в этой стране».
Но не только продуктами земледелия славились земли. Финикия и Палестина имели превосходных мастеров, изготавливавших красивую посуду, ткани и т. п. Поэтому египтяне и брали в плен художников из Русены. На стенах гробницы Рекмира, визиря Тутмоса III, изображены фигуры медников, сопровождаемые надписью: «Доставка азиатских медников, которых его величество взял в плен, победив Русену». Среди пленных хананеев были столяры, что изготавливали сундуки из слоновой кости и эбонита, и каменщики, задействованные на строительстве храмов и дворцов. Такова была политика египтян.» [Египтопедия, https://egyptopedia.info/v/857-vneshnyaya-politika]
«Книга Иисуса Навина описывает историю еврейского народа от смерти Моисея до смерти Иисуса Навина (первая половина XIII века до н.э. — вторая половина XIII века до н.э.)…
Наиболее трудным является сопоставление времени появления Израиля во главе с Иисусом Навином в Ханаане (XIII в. до н. э) и времени разрушения городов Ханаана (археологически датируются в промежутке от XV до середины XII вв. до н. э.)» [ВП]


 

Рис. 1. Филистимские воины, взятые в плен фараоном Рамсесом III. Они носят украшенные плюмажем шлемы и юбки с кистями [ВП]

Надпись выше фрески древнеегипетскими иероглифами (перевод в славянской транскрипции):
Гюрза-метёлка-корона-корона-сова-?-луна-рот-3 черты-поверхность воды-половик-рот-виток-1 черта-сердце-3 черты-булава/капля-метёлка-сидящий человек-глаз (?)-2 метёлки-2 горки-червь-2 поверхность воды-3 черты- птица на взлёте-харя-3 черты-червь-поверхность воды-окорок-голова быка-поверхность воды- 3 черты-птица на посадке-тростник-хлеб-бог –утка-1 черта метёлка – горы-поверхность воды –  > Glasit pokorenij koroni moj pleniji na pervij srediji bit sidij muji podpertij gorki chernij vodjanij poletnij hari rot chernij na ljagki golij bichnij poletnij stavit bogij utikanij bit gornij – Гласит: «Покорённые короной (Египта) мои пленные. На первом (плане) среди быть сидящие мужи (писцы), подпирающие горки с чернилами водяными. Полётных харей рты чёрные. На ляжках голых, бычных полётным ставит страж утыканные (клеймо) быть страны (происхождение)», где «полётные» - пеласги (белые аисты) или филистимляне; кисти – верёвки, связывающие пленных.
Стела Мернептаха
«Стела Мернептаха, также известная как Израильская Стела или Стела Побед Мернептаха — надпись фараона Мернептаха (от 1213 до 1203 до н.э), которая нанесена на обратную сторону гранитной стелы, установленной фараоном Аменхотеп III. Она была обнаружена при раскопках Флиндерса Питри в 1896 в Фивах. Ныне хранится в Египетском музее в Каире.
Большая часть стелы описывает кампанию Мернептаха против ливийцев.
Стела получила большую известность из-за того, что является самым ранним древнеегипетским документом, в котором упоминается «I.si.ri.ar» или «Isirial», что толкуется учёными как «Израиль» («Израиль опустошен, его семени нет»):» [ВП]
В стеле Мернептаха 28 строк иероглифов.
Описание части текста, где упоминается Израиль (27-я строка СМ), дано мной в словах, заменяющие иероглифы.

 

Рис. 2. Фрагмент 27 строки стелы Мернептаха, где якобы упоминается Израиль [http://manuscript.su/artefakty/stela-merneptaxa.html]

Метёлка-метёлка-засов-2 черты- рот- метёлка-коршун-рот-1 черта-палка-муж-жена-3 черты – червь-корзина-хлеб-воробей-нога-вода-поруб-рот-хлеб-кружок-3 черты-червь - ysr;;r fk.t bn pr.t=f – Израиль опустошён нет семени его (др.-егип.) > – «подпертые из Аравии покорённые с палками мужи, девы червонные, которые вольные были, несут в порубы рядами  кружия червонные.» (слав.), где «червонные» - загорелые (в первом случае), златые (во втором случае); «мужи, девы» – племена.
Адаптивный перевод:
«Гонимые из Аравии покорённые с палками кочевые загорелые племена, которые вольные были, несут в порубы рядами  золотые монеты.»
Перевод фрагмента «Израиль опустошён, нет семени его» вызывает сомнения и критику у ряда исследователей по ряду причин:
1. Государства Израиль во время войн Мернептаха против ливийцев ещё не существовало.
2. Надпись на стеле единственное упоминание египтянами Израиля примерно с 30 века до н.э.
3. Буквального перевода с египетских иероглифов вообще не существует.
4. На стеле "Израиль" назван не страной/городом/государством, а народом/племенем/семьей, причем трактовка иероглифа у разных исследователей египтологов - разная.
5. «Так как это, очень сомнительное, упоминание об Израиле нашлось только один раз за всю "трехтысячелетнюю" историю Египта, то не прекращаются попытки найти "нечто похожее" и во времена других египетских царей, причем все эти иероглифы, даже на взгляд дилетанта, абсолютно между собой не похожи даже внешне» [http://chronologia.org/dcforum/DCForumID14/10182.html]
6. В известном фрагменте большой надписи из храма Амона в Карнаке подобного описания войны Мернептаха против ливийцев Израиль не упоминается.
7. Топоним Израиль мог быть перепутан с топонимом Сирия, где Сирия являлась наиболее важным государством для Египта по сравнению с узкой полоской земли на восточном берегу Средиземного моря, называемой Палестиной.»
Рассмотрим проблему на уровне этимологии.

Этимология

Дебора
«Дебора, Девора (др.-евр.), по Библии, еврейская пророчица и судья, объединившая древне-еврейские племена и возглавившая завоевание ими Палестины. По данным библеистики, рассказ о Д. воспроизводит, очевидно, исторический факт сражения объединённого войска израильских племён с войском ханаанских царей. Этому сражению посвящена «Победная песнь Д.» - древнейший памятник еврейского былинного эпоса.» [БСЭ]
«Дебо;ра, Дево;ра, Деворра (ивр. «пчела») — женское имя еврейского происхождения.» [ВП]
Дебора была четвёртая по счёту судья израилева – шофетим (др.-евр.) > shofetim > sivetnij – советный (слав.)(редукция s/sh, v/f, замена nj/m), иначе, «советчик»
Девора – Devora > jelej ovod/judij/deva-voja/dvoja – елей овод/иудий/девы вой (слав.), где елей овод – пчела, иудий – иудейские племена, «девы вой» - песнь Деборы
Дебора – Debora > debri/bred/brodit – дебри/бред/ бродить (слав.)(инв. Debor, перест. b/r), где бред – пророчество, бродить – странница
Дебора – воительница.
Дебора – Deibora > edinij-borot/voja – единый бороть/воя (слав.), иначе, божья воительница
«Борьба за независимость
Согласно Библии, Девора была женщиной, вдохновлённой Богом: «жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем (Бейт-Элем), на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд 4:5). Девора жила в смутную эпоху Судей: евреи сравнительно недавно завоевали Землю Израильскую (которая перед тем называлась Ханаан) под предводительством Иисуса Навина (Йегошуа Бин-Нуна), и со всех сторон на них нападали соседи, стремясь уничтожить народ, совсем недавно вышедший из египетского плена» [ВП]
Однако, странным кажется, мягко говоря, борьба за независимость израильского народа, когда израильские (из Аравии) племена захватили чужую землю и изгнали филистимлян (пеласгов) из Палестины. Если даже предположить, что в XII в. до н. э. вряд ли существовало международное право, но ссылки библеистов на национально-освободительное движение израильского народа кажутся слишком современными и неправомерными, поскольку бедствующие от нападений соседних племён израильтяне сами были завоевателями.
В современном понимании термин «газават» (араб.) – священная война с неверными происходит от слав. «захват», иначе, захват чужих территорий.
«От ар. ;;; газа: "завоевывать". Из-за созвучия со словом газон, англичане пустились во все тяжкие на завоевание мира. См. газон, Бритпния. » [ЭСВ]
газа: "завоевывать" (араб.) > gaza > zaxvat – захват (слав.)(инв. gaza, редукция x/g, пропуск v, t)
Газават – gazavat > zaxvat – захват (слав.)( перест. g/z, редукция x/g)
Корневое слово от «Дебора» - елей овод/иудий/ девы вой/ дебри/бред / единый бороть/воя (слав.)


Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
ЭСС - этимологический словарь Семёнова
ЭСВ - этимологический словарь Вашкевича
СМТ – словарь медицинских  терминов

Ссылки

1. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева –А-Я-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии